Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сперджен и истинное возрождение..doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.07.2019
Размер:
135.68 Кб
Скачать

4. Возрождение проявляет себя в определенных последствиях. Писание говорит, что возрождение имеет два обязательных последствия — покаяние и веру. Человек,

рожденный от Духа, по-другому смотрит на грех и на Христа.

Человек может покаяться в грехе, но в то же время так и остаться не возрожденным. Такое покаяние не будет евангельским покаянием — это лишь сожаление о последствиях греха, который вогнал в стыд или принес неприятности. Это покаяние без любви к Богу и без перемены в сердце. Это «печаль мирская», которая «производит смерть» (2 Кор. 7:10). Точно так же человек может верить, но оставаться невозрожденным, то есть с одобрением относиться к истине, но в то же время не предать целиком свою жизнь Христу и святости29. Спасающее покаяние и спасающая вера возрожденного человека разительно отличаются от описанных выше. Человек печалится из-за того, что оскорбил любящего и милостивого Бога. Он начинает ненавидеть и осуждать грех как таковой. Вера в Христа вселяет в него любовь к Иисусу, теперь он доверяется только Ему, посвящает Ему всю свою жизнь.

Сперджен верил, что именно такой образец возрождения представлен в Писании. «При возрождении именно Дух Святой дает жизнь, и тогда эта новая жизнь начинает молиться и каяться».

Тем не менее он знал, что этот образец может иметь много разновидностей. У разных людей последствия возрождения дают о себе знать через разные промежутки времени. Некоторые обращаются внезапно, сознание же других меняется постепенно. Джон Данкан так выразил эту мысль: «Я верю, что действие обновления

происходит моментально, но это действие производится силами, которые иногда бывают заметны не только для окружающих, но и для самого человека, поэтому иногда кажется, что обновление происходит постепенно»31.

Некоторые люди при обращении наиболее остро ощущают необходимость покаяться, для других же в первую очередь становится важна реальность веры. По этой причине христиане иногда спорят, что происходит раньше: покаяние или вера.

У Сперджена этот вопрос не возникал, потому что, с его точки зрения, новая жизнь включала в себя и покаяние, и веру: он рассматривал их как спицы колеса, которые движутся одновременно. Хотя для человека, который переживает обращение, этот факт не всегда очевиден. Он может быть так охвачен раскаянием, что не будет ощущать присутствия веры. Сперджен, проповедуя о спасительном покаянии, говорил своим слушателям:

«Покаяние есть результат неосознанной веры. Когда человек раскаивается в грехе, он обязательно верит внутри себя, хотя может не замечать этого. Есть такая вещь, как скрытая вера: хотя она не дает человеку видимого успокоения, она приносит ему лучшее благо — учит его сердце доверять, очищает дух и рождает отвращение ко злу. Не бывает покаяния отдельного от веры... Совершенно очевидно, что человек не может покаяться перед Богом,, если он не верит в Бога. Он не может скорбеть из-за того, что оскорбил Бога, если он не верит, что Бог благ. За черной тучей покаяния всегда скрывается солнце веры, но вначале пробудившаяся душа не знает об этом и по этому плачет, что не может уверовать, хотя само покаяние возможно только на основе уже родившейся веры».

Но Сперджен совершенно четко говорит, что это правило применимо не ко всем обращенным. Для некоторых из них вера в Христа настолько реальна, что кажется, они сразу же возносятся ввысь, а не повергаются вниз. Радость преобладает над печалью. Но при этом Сперджен настаивает, что, если вера настоящая, если она на самом деле является результатом божественной жизни, вместе с ней всегда должно присутствовать смирение. «Я не поверю в веру, которая не раскаивается, точно так же, как я не поверю в покаяние, которое не верит в Иисуса».

Настоящая вера в Христа всегда сопровождается чувством собственной никчемности. Радость без этого чувства — пустая самонадеянность

«Ни один человек не найдет мир с Богом, если сначала не раскается в грехе и не познает, что есть зло... В истинном обращении всегда присутствует смиряющее чувство божественной благодати».

«Я все еще придерживаюсь старого представления об обращении... Не часто мне встречались обращения, приведшие к появлению настоящего христианина, которые не начинались бы с ненависти ко греху и презрения к себе»36.

Проповедь с целью обращения»

Если для появления покаяния и веры необходима перемена в сердце, которую сам человек произвести не может, то как же можно утверждать, что люди обязаны покаяться и поверить, чтобы спастись?

Этот вопрос задают люди, которые считают, что человек не может нести ответственность за свое духовное состояние, если считать, что причиной обращения является божественная благодать. Ответить на этот вопрос можно следующим образом. Писание полностью не объясняет, как соотносится человеческая ответственность и действие Бога, но в то же время настойчиво повторяет, что присутствие покаяния и веры — необходимое условие для спасения. «Обратитесь» — это заповедь. Человек должен принимать активное участие в обращении. По этому поводу Джон Мюррей сказал так:

«Хотя возрождение есть необходимое условие веры, это не означает как того, что с нас снята обязанность уверовать, так и того, что мы лишаемся той бесценной привилегии, которая дается нам, когда мы слышим о Христе и Его обещаниях. Наша неспособность поверить не является оправданием нашего неверия и не дает нам никакого

права не верить».

«Непостижимые действия Бога не могут быть основанием наших действий и определять правила нашего поведения».

Правильно понятая, такая точка зрения ни в коей мере не может служить препятствием для проповеди Евангелия. Сперджен говорил: «Нет в этом мире такого грешника, которому не надо было бы услышать, что он должен прийти к Иисусу и обрести все благословения Евангелия».

Его богословие не мешало ему призывать грешников предать себя в руки Спасителя: «В тот момент, когда грешник сделает это, он родится от Бога».

Он не проповедовал возрождение как обязанность, наложенную Евангелием, ибо это не дело человека (как и избрание), но при этом всегда настаивал, что вера в Христа является обязанностью грешника, так как она приходит «от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Поэтому проповедовать Евангелие жизненно важно, иначе не появится вера, которая есть средство спасения. Но спасительная вера появляется только тогда, когда появляется способность верить, а это уже результат Богом данной перемены естества грешника: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8). Если смотреть с точки зрения Бога, то поворот от смерти к жизни происходит в момент возрождения, а если с точки зрения человека — то с приходом покаяния и веры. Это две части одного спасения. Б. Б. Уорфилд высказался по этому поводу так:

«В основе всего лежит действие, видимое только Богу, действие, совершаемое никем иным, как Духом, — новое рождение. Осознание нового рождения приходит к человеку через призыв Слова, на которое человек откликается под убеждающим воздействием Духа. Таким образом,, Слово является инструментом осознания нового рождения, которое становится видимым для окружающих только в обращении к Богу в послушании».

Некоторые утверждают, что призывы проповедника покаяться и уверовать будут звучать лицемерно, если проповедуемое слово каким-то образом не сделает слушателей способными повиноваться. Тем самым они хотят сказать, что способность откликнуться производит в человеке проповедуемая истина. Не отрицая, что проповедуемая истина жизненно важна для веры, тем не менее скажем, что не она спасает, независимо от того, насколько ревностно проповедник будет ее провозглашать. Действенность проповеди определяется наличием внутреннего призыва (т. е. возрождения), с которым проповедник не может обратиться к своим слушателям. Все, кто призван таким образом, верят (Деян. 13:48; Рим. 8:30). Убежденность в этом никак не препятствует искренней проповеди. Есть истины, в которые обязательно верить, чтобы получить спасение. Наша задача состоит в том, чтобы донести их до людей. При этом мы должны быть уверены, что только Бог посылает благодать, необходимую для веры. Новозаветный проповедник должен полагаться только на это.

Сперджен не представлял себе, как уверенность в сверхъестественном вмешательстве Бога может охладить пыл проповедника Евангелия. Возрождающее действие Духа, писал он, «на первый взгляд, лишает смысла человеческую активность. Но если мы обратимся к Писанию, мы не найдем ни единого доказательства этому предположению».

Обращаясь к пасторам и студентам, будущим служителям, он всегда повторял:

"Не забывайте, что нечестивые находятся в страшной опасности, не давайте им спокойно пребывать в своих грехах. Стучите снова и снова в дверь их сердца, стучите громко, ведь это вопрос жизни и смерти. Заботьтесь о них, пекитесь, переживайте, и ваши тяжкие родовые муки Бог обязательно благословит — они пробудятся. Бог являет Свое могущество именно таким образом. Ваши душевные страдания должны быть настоящими, неподдельными, ваши сердца должны по-настоящему любить Бога. Мало благочестия -— мало духовной силы».

Когда южные баптисты читают подобные слова, они начинают сомневаться в том, что Сперджен никогда не призывал людей выйти вперед, чтобы принять решение стать христианами. Почему же он этого не делал? Потому что он верил в возрождение. Он не считал, что подобные призывы помогают проповеди Евангелия; наоборот, с его точки зрения, так делали только те, кто не понимал

истинного значения обращения. Он знал, что человек не может принять Христа, если не произошла перемена его природы (возрождение), а такую перемену невозможно инициировать никаким физическим действием, в том числе призывом выйти вперед. «Вы не должны разделять обновление, производимое Святым Духом, и прощение грехов... Возрождение и появление веры, которая дает оправдание грешнику, происходят одновременно. Так оно и должно быть, такова их природа».

Если цель призыва выйти вперед заключается только в том, чтобы человек засвидетельствовал, что он принял Христа, значит, надо признать, что оно никак не повлияет на то, станет человек христианином или нет. Сперджен считал, что лучше свидетельствовать об обращении при других обстоятельствах. Точка зрения, согласно которой призывом выйти к кафедре можно увеличить количество обращенных, вызывала у него большие сомнения.