Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Урсул_УР_1.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
55.81 Кб
Скачать

А. Д. Урсул

Информационная стратегия и безопасность в концепции устойчивого развития

Анализируется роль информационной деятельности и информатизации общества при переходе человечества на путь устойчивого развития. Показано, что становление информационного общества как первой ступени ноосферы и смещение акцентов развития с вещественно-энергетических на информационные определит новую перспективную стратегию цивилизационного процесса как выживания и непрекращающегося прогресса человечества.

Отмечается, что информатизация общества отныне становится одной из новых функций каждого государства, становящегося на путь устойчивого развития. В свете новой цивилизационной модели развития эта новая функция подвергается кардинальным трансформациям, ориентируясь на интенсификацию процессов экологизации и выживания человечества.

Выявляется имманентная взаимосвязь безопасности и устойчивого развития и раскрывается неантропоцентрическое видение информационной безопасности. Подчеркивается, что к проблемам безопасности и устойчивого развития вполне применим информационно-кибернетический закон необходимого разнообразия, который приобретает свои особенные формы для социума (личности, коллектива, государства, общества) и для биосферы, ее сохранения и дальнейшей эволюции как коэволюции общества и природы.

Переоценка целей и общечеловеческих ценностей, происходящая в настоящее время в связи с принятием мировым сообществом стратегии перехода на путь (модель) устойчивого развития (УР), выдвигает новые проблемы и подходы во всех областях деятельности. Касается это и процессов информатизации и информационной деятельности и, особенно, научно-информационной (НИД). Информационная деятельность вообще, а тем более усиленная средствами информатики, оказывается приоритетным фактором эволюционного перехода цивилизации на путь У Р. Поскольку это весьма слабо осознается даже специалистами, аргументировать это — одна из задач настоящей статьи.

По сути дела, нами добавляются новые методологические идеи, касающиеся связи процесса инррматизации общества и перехода на модель УР, о чем уже шла речь в ряде публикаций автора [1-4].

Переход на путь УР существенно повышает статус научно-информационной деятельности и расширяет ее перспективы. В этом можно убедиться, если прочитать статью автора [5], где речь шла о становлении ноосферы как о будущем цивилизации. В этой статье не упоминалось об УР, однако, в книге [2] было показано, что становление ноосферы и переход на модель УР — это фактически один и тот же цивилизационный процесс. Причем именно становление ноосферы, как в моем варианте перехода на модель УР [6, 7], так и в подготовленном правительственном варианте [8] не просто увязывается с устойчивым развитием, но и представляет собой его конечную, или лучше сказать — зрелую стадию. Кстати сказать, эти идеи стали поддерживаться в последних работах Н. Н. Моисеева [9, 10]. Н. Н. Моисеев также полагает, что термин "sustainable development", который переводится как устойчивое развитие, следует интерпретировать как стратегию переходного периода к такому состоянию природы и общества, которое можно охарактеризовать термином коэволюция, или эпоха ноосферы. Причем этот период как некоторое асимптотическое состояние природы и общества охватит всю остальную историю человечества и должно реализоваться в виде оптимальной стратегии перехода, разработанной коллективным интеллектом человечества [10].

Переход на модель УР — это управляемый в широком смысле процесс, который кардинальным образом отличается от всего предшествующего развития, квалифицируемого как стихийный естественноисторический процесс. Этот переход в принципе невозможен без науки, создающей новую цивилизационную модель, информация о которой должна будет внедряться в производство, образование и иные сферы народного хозяйства и социальной деятельности. Вот почему информатика, научно-информационная деятельность будет играть роль одной из первых "скрипок" в процессе формирования модели УР и ее реализации. Предстоит специально исследовать эту роль, и в этой статье я попытаюсь изложить методологические соображения, на базе которых, на мой взгляд, могут развернуться такого рода разработки.

I. Информационная ориентация устойчивого развития и роль информационной деятельности

Если во всем предшествующем, да и пока настоящем развитии информация играла как бы периферийную роль, лишь "сопровождая" цивилизационный прогресс, то ситуация кардинальным образом меняется в связи с постановкой мировым сообществом цели перехода на модель У Р. В общем случае из "подсобного" ресурса развития она становится самым перспективным ресурсом, все более "возвышающимся" над веществом и энергией [11, 12]. И это важный момент: все больше замещая вещественно-энергетические ресурсы либо существенно их дополняя, информация помогает кардинальным образом изменить всю структуру социальной деятельности.

В самом деле: благодаря средствам информатики и новым информационным технологиям почти 90% населения стран, вступивших в стадию их информационного общества, будут работать в сфере информации. Лишь оставшиеся 10% будут трудиться в сфере материально-вещественной, т. е. в индустрии и сельском хозяйстве. Уже это прямо или косвенно свидетельствует о кардинальном переструктурировании приоритетных сфер деятельности людей по сравнению с прошлым и настоящим (в странах, еще не вступивших в начальную стадию формирования информационного общества (ИО)). Такое переструктурирование не только по показателям занятости населения, но и по ряду других параметров даст возможность снизить антропогенное давление на биосферу. Тем самым выдвижение информации на приоритетное место во всем комплексе ресурсов развития поможет эволюционно сформировать менее ресурсе-, энерго-, материа-лоемкую экономику и теснее увязать ее с экологическими императивами. Информационная ориентация антропогенной деятельности может даже при общем приросте народонаселения ослабить воздействие человека на биосферу.

Однако связь между переходом к информационной стратегии природопользования (и вообще развития) и мировыми демографическими процессами весьма неоднозначна. Численность населения будет расти в основном в развивающихся странах, а они в большинстве своем еще не перейдут к информационному обществу, как это будет иметь место в развитых странах — лидерах информатизации (где, кстати, население, как и в России, уже не увеличивается). Вот почему теоретически понятно, что темпы информатизации и использования информационных ресурсов должны опережать рост народонаселения, хотя в ближайшие десятилетия практически сдержать его почти невозможно. Необходимо подчеркнуть, что этому мешает духовный настрой большей части мирового сообщества: исламистско-католическая оппозиция на недавней Всемирной конференции по народонаселению в Каире (сентябрь 1994 г.) категорически отвергла идею гуманной демографической редукции путем планирования семьи с помощью современных социальных технологий. А без этого, на мой взгляд, глобальный переход к устойчивому развитию выглядит лишь очередной утопией, внедряемой западными и нашими интеллектуалами, серьезно озабоченными будущим человечества и поиском путей его выживания, в то время как остальная часть населения планеты делает почти все, чтобы наши потомки не просто жили хуже, чем мы, а вообще не появились бы на свет.

В свете сказанного очень важно проводить исследования эколого-информационного характера и, в частности, определить влияние НИД на основные процессы, препятствующие переходу к устойчивому развитию. Информатизации и информационной деятельности "не повезло" в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. (КОСР-92) (кроме небольшого, но весьма общего раздела в "Повестке дня на XXI век"), тогда как в действительности переход к устойчивому развитию и становление информационного общества как первой ступени сферы разума — это не просто близкие процессы, а единый синергетический процесс выживания цивилизации. Причем степень насыщения социосферы информацией как раз и является одним из главных критериев превращения ее в ноосферу и — тем самым — едва ли не главным индикатором прогресса на пути устойчивого развития цивилизации.

Изложенные выше соображения свидетельствуют о том, что тенденция информатизации общества и повышения роли любой информационной деятельности способствует продвижению в желаемом направлении, снижая антропогенное давление на природу, хотя само производство информационной техники и развитие новых информационных технологий для действий с информацией сопряжены со значительной затратой материально-энергетических ресурсов. Тем не менее, эти затраты на несколько порядков меньше, чем аналогичные затраты ресурсов на "вещественно-энергетическую" технику и технологию [12]. Причем затраты на информатизацию еще на много порядков уменьшатся, если она будет базироваться на биологических средствах своего развития.

Общие соображения о пользе развития информатизации и информационной деятельности усиливаются и конкретизируются, если мы развертываем логическую схему реализации модели У Р. Поскольку переход на модель УР оказывается управляемым, то он должен быть прежде всего обеспечен необходимой для этого информацией, а сам являться активным информационным процессом. Объем информации, необходимый для перехода на модель УР, должен быть на много порядков выше (об этом уже шла речь в статье [4]), чем при стихийном развитии общества. Но дело здесь не только в количестве информации, но и в качестве информационных структур, систем и процессов. Ведь переход к устойчивому развитию — это процесс, которым необходимо управлять в глобальном масштабе, а пока мировое сообщество неуправляемо (хотя и было стремление тоталитарных режимов к мировому господству). Какие информационные трансформации необходимы для обеспечения перехода к устойчивому развитию на глобальном, государственном, региональном и иных уровнях, осуществляемых в демократическом варианте? Ответа на этот вопрос современная наука пока не имеет. Хотя можно использовать и некоторые гипотезы, полученные в ходе ноосферных исследований, в особенности идею создания коллективно-интегрального интеллекта всего человечества [2, 13, 14]. Созданный на базе средств информатики, искусственного и естественного интеллекта, совокупный ноосферный интеллект цивилизации представляется одним из необходимых атрибутов ИО и высокоструктурированной "всемирной" демократии как социальной формы глобального управления. Однако пока конкретных (не фантастических) проектов его структуры и формирования нет, хотя и предпринимаются время от времени отдельные попытки продвинуться в этом направлении, например, в так называемом течении мондиализма.

В футурологическом аспекте также очевидно, что все информационные области деятельности должны быть объединены в единую глобальную сеть и эта сфера деятельности должна доминировать. А это означает, что в XXI веке образовательные системы и процессы, средства массовой информации, НИД и т. д. и т. п. должны будут интегрированы не только на уровне баз и банков данных, но и на уровне их деятельностных характеристик, когда у них появится единая законодательная база, общая структура, единые цели и функции, ориентированные на цели УР и т. п.

Особую роль в ориентации общества на переход к устойчивому развитию должны сыграть средства массовой информации (СМИ), поскольку от них существенно зависит распространение знаний о новой модели цивилизационного развития. Например, в России СМИ почти не освещали Конференцию ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро и совсем слабо отреагировали на Указ Президента РФ № 236 от 4 февраля 1994 г. [15], а также на Всероссийский конкурс на разработку проекта концепции перехода РФ на модель УР [16, 17]. В 1995 г. активность СМИ по этой проблеме несколько возросла, и это связано главным образом с тем, что обе палаты Федерального собрания РФ организовали ряд парламентских чтений по проблеме УР, а в июне состоялся Всероссийский съезд по охране природы, где также обсуждалась концепция перехода к устойчивому развитию. Однако на правительственном уровне эта концепция пока не принята, а варианты, подготовленные рабочей группой Минэкономики [8], не были одобрены, в том числе и на упомянутом съезде, где половина секций поддержала проект с замечаниями, а другая — его отвергла.

В дальнейшем, когда будет принята концепция, информационная ориентация перехода к устойчивому развитию должна перейти с концептуального на уровень национальных планов действий, федеральных, региональных и муниципальных программ и т. д., обеспечивая реализацию единой информационной стратегии УР. При переходе к УР приоритет будет отдаваться не экономике, а экологии, а поэтому информация также все в большей мере будет становиться приоритетным ресурсом развития, а информационная деятельность и информатизация все более престижными и социально значимыми сферами деятельности людей.