Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ.docx
Скачиваний:
23
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
509.2 Кб
Скачать

Глава I. Идеология как форма общественного сознания

идеология карамзин официальная народность

Термин «идеология», который впервые был предложен французским философом и экономистом Антуаном Дестютом де Траси в начале XIX века для обозначения науки об идеях, позволяющей установить твердые интеллектуальные основы для политики, этики и иных сфер общественной жизни и гуманитарных наук, в настоящее время не имеет единого и однозначного определения.

Кроме того, что с точки зрения различных сторон общественной жизни - политики, экономики, культуры и религии - понимание идеологии объективно неодинаково, нельзя упускать из вида факт историко-логической эволюции термина. Так, прежде чем стать в нашем представлении особой формой общественного сознания, в самом общем виде являющейся согласованной системой идей, выражающих интересы отдельных социальных групп (слоев, классов людей), идеология позиционировалась, прежде всего, как наука, а потом - как ложное сознание. Однако «ложность» идеологии не обязательно должна быть тождественна «лживости». По своей сути она ложна не потому, что намеренно искажает действительность в угоду тем или иным политическим интересам, а в силу того простого факта, что категория ценностей - главная категория, к которой апеллируют идеологи, - крайне субъективна и не является адекватным отражением действительности. Человек не может воспринимать окружающую реальность иначе, как сквозь призму своих идейно-ценностных ориентаций. То же самое относится и к классам, сословиям, социальным слоям. Невозможно себе представить, чтобы даже самый гуманный помещик реально осознал чаяния и нужды своих крепостных. Что говорить о тех, кто «вцепился» в свои привилегии? Или о лицемерах? Идеология порой становилась мощным и страшным оружием в руках таких людей. Здесь проявлялась одна из особенностей идеологии - ее феноменологичность, то есть сокрытие реальных источников возникновения своих представлений, попытка представить себя в «чистых категориях».

Отсюда вытекает вторая характерная особенность любой идеологии - гиперидеологичность (стремление охватить или дать основу для объяснения как можно большего числа аспектов действительности). В соответствии с тезисом о гиперидеологичности, ложность идеологии происходит не от ее обусловленности социально-политическими интересами и не вследствие ее ценностного характера, а от «ложности самой действительности», которая представляется как «насквозь идеологичная». Обращается внимание на проблему манипулирования сознанием масс и отдельного человека, на негативные процессы появления в массовом масштабе феномена «рафинированного», «одномерного» человека. При этом наука и техника приобретают статус «новой идеологии», поскольку производимые ими теоретические концепции насквозь идеологичны, партийны. Формулировка выводов из научных исследований и их практическое использование неразрывно связаны с теми или иными общественно-политическими интересами. Наука также склонна мифологизировать свои выводы и представлять их в рамках той или иной идейно-ценностной системы. Подобный взгляд на идеологию подчеркивает ее всеобъемлющий характер и огромное значение в условиях современного общества, когда практически за любым социальным актом или действием можно усмотреть или, по крайней мере, предположить наличие тех ли иных интересов его участников. Следующий шаг здесь - признание того факта, что любое социальное действие, любой факт действительности в сложном современном обществе потенциально обладает тем или иным семантическим значением, как для отдельного человека, так и для группы людей, и для общества в целом, соответственно, может быть идеологизирован.

Духовным цементирующим началом всякой идеологии является миф. Значит, третья характерная черта идеологии - ее мифологичность, то есть направленность на непосредственное восприятие идеологических норм, стремление подменить собой реальность. Любая идеология стремится к тому, чтобы на основе ее идей и ценностей у человека была сформирована картина действительности, которая давала бы ему возможность непосредственно (не подвергая ничего сомнению, прежде всего, сами эти идеи) воспринимать окружающую действительность, внешние цели и задачи своей деятельности в масштабе общества. Классический пример мифологичности идеологии дают идеологии так называемых идеологизированных обществ, в которых идеология стремится занять главенствующее место в системе взглядов человека на мир, в системе общественных и индивидуальных ориентиров познания и деятельности Гирц К. Идеология как культурная система // Новое литературное обозрение. 1998. № 29. С.10..

В своей статье «Становление русской национальной мифологии в николаевскую эпоху (сусанинский сюжет)» Л. Н. Киселева сделала попытку проиллюстрировать, как искусство способствовало цементированию официальной доктрины, упрочению ее в умах широкого круга подданных империи. Она считает, что создание национального гимна «Боже, царя храни…» в начале 30-х гг. XIX в. не случайно совпало по времени с провозглашением «триады», а ключевая роль в его создании принадлежит карамзинистам, в частности, В. А. Жуковскому. Тот факт, что над одним из важнейших элементов государственной символики работали лояльные правительству люди, а сюжетная линия взята из истории и связана с государем и народом, подтверждает главную цель возникновения гимна. А именно необходимость подкрепить в головах людей патриотические чувства и любовь к царю, показать пример такой любви, стать фактом национального сознания. Киселева Л. Н. Становление русской национальной мифологии в николаевскую эпоху (сусанинский сюжет) // Лотмановский сборник. Вып. 2. М., 1997. С. 279. Подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, отдавшего жизнь за спасение первого царя из дома Романовых - «избранного Михаила» - прославлялся в национальной опере М. И. Глинки «Жизнь за царя», в создании которой также немалую роль сыграл Жуковский. Опера в купе с гимном служили довольно сильным аргументом в поддержку самодержавия. На мой взгляд, введение в оборот таких текстов в достаточно сложный для России период, когда монархия буквально «трещала по швам», было грамотным политическим актом и заслуживает должного внимания.

Любая идеология является, прежде всего, теоретическим выражением политических интересов определенных социальных групп. Идеология как способ оправдания или опровержения существующего порядка вещей лежит в основе любой политической философии. В целом, идеология рассматривается как сфера сознания, которая в рациональной форме выражает интересы социальных групп и служит для них руководством к действию.