Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История России.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
809.98 Кб
Скачать

11)Русская церковь и культура в XV в.

Образование Русского централизованного государства и становление единодержавной власти происходило в условиях ожесточенной идеологической борьбы, выразившейся в церковно-политических спорах между так называемыми «нестяжателями» и «иосифлянами». «Нестяжатели» во главе с Нилом Сорским решительно выступали против крупного церковного землевладения. Представители другого церковно-политического течения, выражавшие интересы воинствующей церкви, напротив, основой экономического влияния считали крупное монастырское землевладение. Свое название они получили как последователи Иосифа Волоцкого. Если «нестяжатели» доказывали, что церковь отступает от догматов христианства, проповедуя аскетизм и тленность земной жизни, сосредоточивая в то же время в своих руках огромные материальные ценности, то «иосифляне» утверждали, что только сильная и богатая церковь может выполнять функции служительницы бога на земле. Вначале «иосифляне» блокировались с удельно-княжеской оппозицией и выступали против великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных земель. Иван III, вначале сочувственно относившийся к «нестяжателям», вскоре был вынужден поддержать защитников крупного церковного землевладения, т.к. великокняжеская власть не могла игнорировать экономическую мощь своего потенциального союзника.

На церковном соборе 1503 г. «иосифляне» выступили против ликвидации монастырского землевладения, который выдвигали «нестяжатели», поддерживаемые в то время Иваном III. Однако необходимость поддержки со стороны церкви вынудила Ивана III пойти на уступки «иосифлянам». Они, в свою очередь, с этого времени стали активно поддерживать теорию божественного происхождения царской власти. Характерно, что «иосифлянин» Филофей создал теорию «Москва – третий Рим», сыгравшую в дальнейшем важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия.

Культура XV в.

Русская культура XV в. развивается под знаком государственного объединения страны. Это было время, когда постепенно преодолевались областные особенности культуры и выдвигались на первый план общерусские тенденции. Уже со второй половины XIV века московское летописание приобретает общерусский характер. Показательно созданное в эти годы «Сказание о князьях Владимирских». Его автор доказывает, что московские государи являются прямыми потомками римского императора Августа.

Этот процесс шел под определенным воздействием мировой культуры. Из Византии в русские земли поступали произведения литературы и искусства, приезжали византийские художники. С Западной Европой средневековая Русь была связана при посредничестве Новгорода и Пскова, в которых греко-славянские традиции успешно сочетались с западноевропейскими. Влияние Востока проявлялось главным образом в прикладном искусстве.

Появляется на Руси и такое явление как ереси. Ереси развивались в городах, и только отдельные представители еретических движений выражали народный протест против существующих порядков.

Литература

В XV вв. идея единой русской государственности нашла свое выражение в развитии летописания. Центрами летописания были Новгород и Псков, Тверь и Москва, Ростов и Нижний Новгород. Летописи превратились в средство политического воспитания общества. С возвышением Московского княжества заметно возрастает значение летописания в Москве, где создаются первые общерусские своды. Первый такой свод, известный как Троицкая летопись, был составлен в 1408 г. митрополитом Киприаном, первоначально хранившийся в библиотеке Троице-Сергиева монастыря. Затем был создан Свод митрополита Фотия в 1418 г. В обобщающем памятнике летописания  ХV  века  Московском летописном своде 1480 г. подведены своеобразные итоги собирания Руси  вокруг  Москвы,  исторической  роли Москвы в  государственном  объединении  всех русских земель,  создания единого Русского государства,  проводится идея общерусского  единства. В 1448 году в Новгороде составлен был на основании «Владимирского Полихрона» другой свод, в котором преобладали новгородские известия (это известная теперь «Новгородская 4-я летопись»).

Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов — своеобразной всемирной истории того времени. Первый русский хронограф был составлен в 1442 году сербом Пахомием Логофетом.

В конце XIV — начале XV в. создается целый цикл летописных повестей и «сказаний» о Куликовской битве, «Сказание о Мамаевом побоище» и патетическая художественная поэма «Задонщина», автор которой (Софроний Рязанец) сознательно построил ее по схеме «Слова о полку Игореве», широко использовав его художественные образы и приемы. Но если «Слово о полку Игореве» окрашено тревогой и болью за судьбы Русской земли, раздираемой княжескими усобицами, то «Задонщина» полна радости и гордости за одержанную победу, уверенности в скором освобождении от ига. «Задонщина» прославляет Москву как новый государственно-политический центр всей Руси и московского князя Дмитрия Ивановича Донского, сумевшего организовать и объединить политические силы почти всей Руси для борьбы с врагом. В подъеме русской литературы и искусства, охватившем все русские земли, большое значение имело восстановление и расширение активных культурных связей с европейскими странами и странами Востока. Значительно расширился ореал «хожений», написанных русскими путешественниками, среди которых все большее место занимают описания русских посольств в западноевропейские страны. Выдающимся литературным памятником XV в. является «Хожение за три моря»—тверского купца Афанасия Никитина (1466—1472 гг.), содержащее ценные сведения о жизни и культуре народов Индии. Враждебность русской православной церкви к католическому Западу препятствовала активному восприятию достижений передовой культуры эпохи Возрождения, начавшейся в ряде западноевропейских стран. Для Руси того времени важное значение приобрели культурные связи с Болгарией и Сербией, оказавшие заметное влияние на русскую литературу и изобразительное искусство. Из южнославянской церковной «житийной» литературы русские книжники восприняли сложную литературно-стилистическую манеру письма, отличавшуюся витиеватой словесной вычурностью («плетение словес»), нарочитой торжественностью и риторичностью как средствами раскрытия возвышенного эмоционального состояния человека, постоянством приемов в характеристике положительных и отрицательных образов. 

Выдающимися мастерами этого стиля были Епифаний Премудрый автор известных «Житий» Сергия Радонежского и Стефана Пермского, и Пахомий Серб (Логофет). Вместе с тем в XV в. были написаны и отдельные «жития», лишенные искусственной риторики и близкие по своей основе к устному народному творчеству («жития» Михаила Клопского, Петра — царевича Ордынского, житийная повесть о муромском князе Петре и деве Февронии и др.).

В XV в литературе появляется неизвестная ранее публицистичность, направленность на осмысление новых исторических явлений. Публицисты стараются убедить читателей в необходимости различных преобразований.

Народное творчество этого периода представлено преимущественно историческими песнями.

Живопись

Своего наивысшего расцвета в конце XIV — первой половине XV в. достигла церковная живопись. В современной литературе русскую культуру этого времени иногда характеризуют как «русское Возрождение», имея в виду возрождение и дальнейшее развитие нарушенных монголо-татарским нашествием лучших традиций культуры древнерусской народности. В жестких рамках богословских канонов и традиций средневековой церковной живописи русские мастера смогли создать произведения большого общественного значения, отвечавшие политическим задачам Руси и духовным запросам людей того времени. В творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева древнерусское изобразительное искусство достигло своей вершины. Центральной темой их творчества и творивших рядом и вместе с ними других замечательных мастеров (Симеона Черного, Даниила Черного, Прохора из Городца и др.) становится человек и его внутренний духовный мир, раскрываемый иконописными средствами через сюжеты церковной мифологии. Феофан Грек, для которого Русь стала второй родиной, соединил в своем творчестве лучшие традиции византийского искусства с достижениями русских живописных школ, оказав огромное влияние на творчество современных ему русских мастеров, вместе с которыми он работал сначала в Новгороде, а затем в Москве. Темпераментная, смелая, поражавшая современников манера письма Феофана Грека, подчас не считающаяся с принятыми канонами и образцами иконописи, создавала образы людей, полных внутреннего духовного напряжения, экспрессии, драматизма или погруженных в мудрую философскую созерцательность. Суровые и экспрессивные, глубоко индивидуальные образы, созданные Феофаном Греком в особой, только ему присущей манере, были понятны и близки его современникам. Лучшими работами Феофана Грека, наиболее полно раскрывающими всю самобытность и мощь его творчества, являются написанные им фрески в новгородской церкви Спаса на Ильине и часть икон из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле. Творчество Андрея Рублева — высшая точка в развитии древнерусского искусства и одна из вершин мирового искусства. Рублев был непревзойденным мастером лаконичной и в то же время необыкновенно выразительной композиции, удивительного по мягкости и гармоничности живописного колорита. В отличие от экспрессивных, часто полных душевного драматизма образов Феофана Грека, Андрей Рублев стремился соединить в своих художественных образах глубоко индивидуальные черты характера с обобщенным идеалом нравственного совершенства, чистоты и просветленности, передать в иконописных образах тончайшие душевные переживания, добиваясь от каждого образа философского, полного гуманистического содержания обобщения и зрительной наглядности. Созданная Рублевым икона «Троица», наиболее полно раскрывающая его творческие принципы и живописные приемы, принадлежит к самым выдающимся произведениям мирового изобразительного искусства.

XV век — классическая пора в развитии русского иконостаса (Иконостас – это алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения. Первый ярус – местный чин, роспись «царских врат», изображение Благовещения и фигур евангелистов; по сторонам от прохода – изображения Богоматери и Христа. Второй ярус – деисус, иконы Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, а также апостолов и святых, составляющие деисусный ряд. Третий ярус – праздничный чин, иконы событий евангелия ).

В это время он разрастается, в нем появляются новые ряды икон, он обретает удивительную архитектурную упорядоченность. Ведущую роль здесь, несомненно, играла Москва, где иконостас Благовещенского  собора в Кремле, созданный в 1405 году Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым, впервые включил в себя полнофигурный деисусный чин. Этот чин выделяется как составом — в нем 11 икон — так и их размерами (высота 210 см).

Первый известный многоярусный иконостас был создан для Успенского собора Владимира в 1408 году . Его создание связывается с росписью Успенского собора Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Иконостас не сохранился до нашего времени полностью. Иконостас имел 4 ряда икон. Над не сохранившимся местным рядом стоял огромный деисусный чин (высота 314 см).

Особое место в истории русского средневекового искусства занимает живопись Новгорода и Пскова, отличавшаяся яркостью красок, динамичностью и выразительностью композиции, стремлением живописцев к созданию более реалистических иконописных образов, в которых легко просматривались черты современников (фрески Волотовской и Мелетовской церквей, икона «Молящиеся новгороды» и др.). В стремлении к реалистичности изображения, в известной свободе толкования и восприятия сюжетов церковной живописи отражались демократические черты культуры этих городов, находили отзвук распространенные среди горожан оппозиционные официальной церкви еретические движения.

Во второй половине столетия появился Дионисий. Он создал высокий стиль, является непревзойденным мастером и «хозяином» цвета, тонов необычайно светлых и чистых. Для него особенно характерны многофигурные сцены, праздничные картины многонародных торжеств, темы славы и величаний, отличающие Дионисия от мастеров предыдущей эпохи. Одна из самых знаменитых работ – роспись храма Ферапонтова монастыря.

Архитектура

В XIV — XV вв. продолжалось развитие местных архитектурных школ, среди которых все большее значение приобретает московская школа, опиравшаяся на традиции владимиро-суздальского зодчества. Каменное строительство в Москве началось при Иване Калите, заложившем основу соборного ансамбля московского Кремля, строительство которого было завершено при Иване III и Василии III. При Дмитрии Донском в Москве воздвигается первый в Северо-Восточной Руси белокаменный Кремль. С постепенным утверждением за Москвой значения столицы формировавшегося единого Русского государства каменное строительство в ней приобретает национально-государственное значение. Идеологической основой развития московской архитектурной мысли являлась доктрина о Москве как новой столице «всея Руси», унаследовавшей политические заветы Киевской державы и Владимиро-Суздальского княжества времени их наивысшего расцвета и могущества. Московские зодчие производят реставрацию и обновление ряда уникальных памятников владимирского зодчества (соборы во Владимире, Переяславле-Залесском, Юрьеве-Польском и др.). Памятниками раннемосковского зодчества, выстроенными в начале XV в. в традициях владимирского зодчества, являются соборы Успения на Городке и в Саввино-Сторожевском монастыре близ Звенигорода, Троицкая церковь в Троице-Сергиевом монастыре и собор Андроникова монастыря в Москве. Для московских зодчих уже в это время было характерным стремление к использованию в каменном строительстве элементов деревянного зодчества, что в дальнейшем, в XVI в., приведет к созданию в храмовом строительстве особого, так называемого шатрового стиля.

В конце XV в. началась перестройка Московского Кремля. В ней участвовали итальянские архитекторы, и среди них Аристотель Фиораванти, создавший Успенский собор. При участии итальянских зодчих также были построены Архангельский Собор, Грановитая палата, дворец великого князя, оборонительные стены и башни Кремля. Во всех этих постройках органически слились элементы русской национальной архитектуры с лучшими достижениями западной архитектуры. Новый Кремль воплощал в своем облике идею могущества и силы Русского государства.

Башни Московского Кремля: Беклемишевская (Москворецкая) башня, Константино-Еленинская (Тимофеевкая) башня, Набатная башня, Царская башня, Спасская (Фроловская) башня, Сенатская башня, Никольская башня, Угловая Арсенальная (Собакина) башня, Средняя Арсенальная (Граненая) башня, Троицкая башня, Кутафья башня, Комендантская (Колымажная) башня, Оружейная (Конюшенная) башня, Боровицкая (Предтечинская ) башня, Водовзводная (Свиблова) башня, Благовещенская башня, Тайницкая башня, Первая Безымянная башня, Вторая Безымянная башня, Петровская (Угрешская) башня.