Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Туризм Вятскополянского района.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
406.02 Кб
Скачать

4.2. Туристические маршруты

4.2.1. Маршрут похода по культурным достопримечательностям Вятскополянского района

Предлагаемый туристический маршрут берёт своё начало в с.Новый Бурец, где планируется ознакомление с его главной достопремечательностью родником именуемым Красный ключ. По преданию, в XVII веке на Красном ключе произошло явление иконы Владимирской Божьей Матери. Её обнаружили дети, пришедшие сюда, чтобы напиться водицы. Сначала икона находилась у алтаря в церкви Вольного (Нового) Бурца, однако здесь с ней стали происходить чудеса: её часто находили по утрам лежащей на полу. Так повторялось несколько раз. Говорят, что икона обрела покой только тогда, когда её выкупил за несколько серебреников старобурецкий помещик Озеров, и образ перенесли в храм расположенного по соседству села Старый Бурец. Сказывают, что после этого многим жителям Нового Бурца образ стал чудиться, часто снился: мол, почему его продали? И тогда новобурецкие старцы пошли в имение Старого Бурца и сказали: "Мы вам отдали икону, но нужно Мать Владимирскую - икону каждый год приносить на Красный ключ".

И так повелось с тех времён, что икона ежегодно стала возвращаться на место, где она явилась. В старину её приносили в Новый Бурец накануне престольного праздника Владимирской Божьей Матери (перед 6 июля по новому стилю). Там икона ночевала. На следующий день образ приносили к Красному ключу, служили молебен перед водосвятием, затем крестным ходом возвращались в Старый Бурец. До реки Бурец икону несли жители Нового Бурца. За рекой киот с иконой принимали жители Старого Бурца. По возвращении в храм происходила вечерняя служба, посвящённая престольному празднику.

В годы Советской власти крестные ходы были запрещены и возобновились в 1990 году, после открытия Владимиро-Богородицкой церкви в селе Старый Бурец. Но не только своей историей известен родник, но и окружающей его уникальной экосистемой, в составе которой были найдены редкие виды растений, занесённые в Красную книгу.

4.2.2. Маршрут похода по исчезнувшим деревням нашего района

Цель: экспедиционное обследование мест расположения бывших сельских поселений в окрестностях с.Новый Бурец Вятскополянского района в рамках проекта «Моя малая Родина» по направлению «Вятская деревня».

Нитка маршрута: с.Новый Бурец – б.д.Мамаково – б.д.Соловьёвка – б.д.Барановка – б.д.Глубокий лог – Солдатская гора – с.Новый Бурец.

Предлагаемый туристический маршрут берёт своё начало от здания школы в с.Новый Бурец Вятскополянского района Кировской области (Приложение II рис. 1).

Главной достопримечательностью села является святой источник – родник Красный ключ. Источник располагается в 300м к западу от школы. Спустившись от 1-го дома улицы Новой по тропинке в сторону р.Бурец, вы увидите купол часовенки (Приложение II рис. 2).

Но не только своей историей известен родник, но и окружающей его уникальной экосистемой, в составе которой были найдены редкие виды растений, занесённые в Красную книгу. Участок пойменного луга – место произрастания пальчатокоренника Фукса и колокольчика персиколистного – расположен в трехстах метрах к западу от Новобурецкой средней школы, по соседству с Красным ключом (Приложение II рис. 3 и 4). Растения встречаются вдоль тропинки, ведущей в деревню Мамаширово, у подножия надпойменной террасы реки Бурец, имеющей северную экспозицию (Приложение 2).

Пройдя по тропинке, ведущей в татарскую деревню Мамаширово, вверх по течению реки Бурец 300м (Приложение II рис.5), мы свернули на грунтовую дорогу, но не пошли по ней вверх по склону, а направились на юг вдоль склона и через 250метров остановились на очередную стоянку – место расположения б.д. Мамаково. В настоящее время это место – своего рода северная степь (Приложение II рис.6).

Участок суходольного луга – место произрастания ковыля перистого – расположен в 1км к юго-западу от д. Новый Бурец на территории бывшей д. Мамаково. Ковыль произрастает на подстилаемом известняками теплом и сухом глинистом склоне лога юго-западной экспозиции.

Ниже по склону, у самой его подошвы, расположено место произрастания синеголовника плоского (Приложение II рис.7).

Участников экспедиции заинтересовала история б.д.Мамаково, рассказанная ученицей 9 класса Щелконоговой Яной, которая долгое время занималась изучением архивных документов и проводила опрос среди оставшихся в живых жителей той деревни.

Деревня Мамаково формировалось при малой реке Пирушке. Селение было основано примерно в XVI в. Первоначально вдоль лога, было поселение мари, которое русские потеснили на речку Пирушку, где образовалась д.Мамаково.

В деревне имелось две улицы марийская и русская. В 50-х годах количество дворов было небольшим 15. Процесс увеличения количества дворов выпал на конец 50-х годов. Самое большое количество дворов приходится на период начала 60-х годов. Начиная с конца 60-х годов XX в. идет процесс сокращения количества дворов.

Предельные расстояния между домами — до трех размеров их высоты. Дома очень точно вписывались в складки рельефа местности, в плавные линии берегов. Дома ставились так, чтобы не заслонять друг другу солнышко; глухой стеной (без окон) на север, горницей - на восходящее и закатное солнышко. Дома были ориентированы на дорогу. Самые старые постройки, которые имелись в деревне в 70-х годах XX века, относились к 1847 году.

Дома в деревне были в основном с двумя окнами на улицу, 3-е окно выходило во двор. В избе на правой стороне стояла печь, от нее к окну шла дощатая заборка (перегородка из досок). Дворы были открытые. На другом конце двора находились хлева для коровы, овец, свиней, амбары для хранения зерна.

Дом обычно делился на две половины: зимнюю и летнюю. Они разделялись коридором, который вел в клеть, где хранились все припасы семьи. В центре стоял, чаще всего, большой самодельный стол, вокруг стен -широкие скамейки, приделанные к стене неплотно, и несколько табуреток. Все было некрашеное: пол, стол, скамейки хорошо промывались с речным песком и имели приятный желтоватый цвет. Дети спали на полатях, старики чаще на печи, взрослые на скамейках, на полу, позднее - на кровати. В красном углу - под иконами бросались в глаза ярко вышитые красивые полотенца - рушники. Это дело рук заневестившихся дочерей. От них в углу было веселее.

Печь стояла посреди избы. Нередко крестьянский дом состоял из двух, трех изб под одной крышей. Задняя изба и была кухней. Около печи - шкаф с посудой, сзади умывальник, а от печи через всю избу сделаны полати, где спали вповалку все дети. Нередко с другой половины печки делались вторые, маленькие полати, где хранили лук, чеснок или спал кто-то из стариков. Сундуки с одеждой на всю семью стояли в клети. Там было холодно и одежда хорошо сохранялась. На Вятке делали в XX веке сундуки несслые, расписные. У хозяев побогаче и сундуки были мощнее нередко не просто деревянные - с железными уголками, накладками.

Передняя изба была чистая, уютная. Уже ближе к нашим дням на пол стелились самотканые половики (из старых тряпок), стоял комод. Освещались обычно избы лучиной, керосиновые лампы уже на памяти многих стариков. В 1969 году была поставлена тракторная электростанция.

На усадьбе располагался, чаще всего, сразу за хлевами – огород. Размеры крестьянских усадеб были очень разные, но уже при колхозном строе – больше 30-50 соток ни у кого земли не было.

Машин до 30-х годов в деревне не было, не было и вечно грязной разбитой дороги у домов. В 60-х годах в Мамаково появилось местное радио, по которому утром бригадир говорил на какие работы кому нужно идти. Газеты приносили из Нового Бурца. Перед многими домами стояли скамейки, где вечерами собирались люди. Обсуждали дневные дела, пели. Молодые даже плясали, для этого было определенное место для сбора молодежи между двумя улицами.

У всякой вещи, предмета обихода внутри дома - в этой домашней вселенной - было свое место, свое предназначение. Ничего случайного, мало нужного там просто и быть не могло. Этот микрокосм отражал представления людей о времени и пространстве, сложившиеся веками. Поэтому любой деревенский житель отлично знал что, как и почему именно так расположено в домах его соседей.

Посуды обычно было немало: горшки, чугунки, сковороды, ухваты, глиняные чашки, деревянные ложки, блюда. В чулане ставили ларь для муки. Обязательно было сито, квашенка, чаруша, сельница; ведь хлеб хозяйки выпекали дома. Кадки, бочки, лари, кадушки, рукомойники, кочерги, пестери - все это имелось в каждом хозяйстве и требовалось чуть не каждый день. Много съестных припасов хранилось в подполье. Ход туда был чаще всего возле печи. В подполье человек мог ходить не согнувшись. Там, в основном, хранили овощи со своего огорода, припасы на зиму.

На столе главное место занимал медный (а позднее белый) самовар. К праздникам его до блеска начищали кирпичной мукой, насыпанной на суконную тряпочку, слегка смоченную в керосине. Самовар пылал как солнце и веселил сердца хозяев.

Поскольку ткань крестьяне ткали сами, то в доме обязательно был ткацкий стан, обычная прялка, пряха-самопряха.

Баня - это предмет особого разговора. Без бани крестьянин жизни себе не мыслил. Не случайно одной из самых больших тягот в годы войны фронтовики единодушно называют отсутствие бани. Ставилась она поближе к воде: речке, пруду - в задах усадьбы. На зиму с лета (обычно в конце июня) заготовляли березовые веники. Изредка (чаще для лечения) употребляли пихтовые, дубовые, можжевеловые веники. В бане же хранили все необходимое для стирки (в первую очередь - валек).

Многое из всего вышеперечисленного хозяева делали для себя сами. Поэтому относились к этим вещам очень бережно, дорожили ими. В случае поломки быстро чинили, стремясь сохранить вещь для дальнейшего пользования. У каждого из многих десятков и сотен предметов домашнего обихода было свое - только ему предназначенное место. Поэтому хозяева не бродили по дому в поисках того или иного нужного предмета, а, попользовавшись, стремились быстро, в чистоте и исправности возвратить его на место.

Для хранения зерна, мяса стоял деревянный амбар. Рядом с колодцем иногда делали и погреб. В него весной метали снег, утаптывали (иногда привозили лед), закрывали соломой (чтоб не таял). И летом здесь хранили молоко, мясо, квас, другие продукты.

Место для избы и усадьбы могло быть большим или маленьким, красивым и не очень, удобным или не очень удобным, но в своем доме крестьянин ощущал себя защищенным от многих бед и горестей. Это была не просто крепость, это было данное ему Богом место в жизни. Только здесь он был под охраной высших сил.

В 1950 году заместителем председателя был Ульянов Иван Андреевич. Деревня Мамаково не была отдельным колхозом, а была объединена с деревней Соловьевка и назывались колхозом имени Ленина. Деревня Мамаково была бригадой. В деревне были конюшня, птичник, свиноферма, а также пасека. Для водоснабжения ферм в деревне был создан пруд. К середине 1960 годов осталась одна лишь свиноферма. Магазина в деревне не было. За покупками ходили в соседнее село Новый Бурец. В 1973 году в деревне осталось лишь три двора. Население переехало в Новый Бурец, а кто – в г.Вятские Поляны. Дома либо перевозили с собой, либо продавали. Большинство из опрошенных причину переезда из деревни называли отсутствие коммуникаций (школы, магазина), работы.

Таким образом, отсталость в развитии, отсутствие коммуникаций привели к тому, что деревня Мамаково прекратила свое существование.

Рассказ Яны закончился, и мы продолжили свой путь. По полевой дороге, ведущей на восток, мы прошагали до шоссе и повернули на юго-восток. Мы шли по левой стороне дороги навстречу идущему транспорту до заброшенного склада минеральных удобрений. Затем свернули с дороги налево и организовали привал. Именно здесь когда-то располагалась небольшая деревня Соловьёвка. На месте бывшего сельского поселения мы установили памятный знак (Приложение II рис. 8).

Далее нам предстояло снова идти по дороге на юг в направлении Вятских Полян 3км до памятника Барановка. Это ещё одна из исчезнувших деревень. Здесь установлен памятник, к которому ежегодно в День Победы возлагается венок. Учащиеся старших классов шефствуют над этим памятником, регулярно чистят прилегающую к нему территорию.

Последним отрезком пути первого дня является переход Барановка – Глубокий лог. Маршрут проходит по полевой дороге, ведущий на восток в сторону Слудки до реки Вятки.

Именно здесь, в Глубоком логу, мы останавливаемся на ночлег (Приложение II рис. 10, 12-14). Глубокий лог – место отдыха рыбаков и заезжих туристов. Лог примечателен значительной площадью (более 2га) зарослей можжевельника. Среди пород произрастающего здесь можжевельника встречаются и древовидные формы. Фитонциды, выделяемые этим кустарником, обладают настолько мощным обеззараживающим действием, что данные заросли можно считать "лёгкими" Вятскополянского района. Считается, что одного гектара можжевеловых зарослей достаточно, чтобы очистить от вредных микробов воздух целого города.

По дну лога журчит ручей, вода в котором собирается на большой площади из "плачущих", с маленькими водопадами, родников, сочащихся из глинистых пород со слабой водопроницаемостью. Вода из самого верхнего родника, расположенного у начала лога, использовалась раньше для бытовых нужд жителями бывшей деревни Глубокий Лог. Широкая песчано-гравийная отмель, протянувшаяся у подножия лога, искрится на солнце всеми цветами радуги от россыпей кварца, кремня и халцедонов. Благодаря своим красивейшим местам Глубокий лог становится своего рода местом паломничества местных художников.

На следующее утро мы не торопились покинуть это красивое место, долго любовались живописными берегами Вятки. Но нас ждал не менее интересный объект экспедиции – Солдатская гора. Поэтому, позавтракав и тщательнейшим образом убрав всё за собой, мы снова тронулись в путь.

Солдатская гора – место захоронения солдат, погибших в Гражданскую войну на этом участке фронта. Другое название – Солдатово. Деревни здесь не было, здесь проходила линия окопов – рубежей, разделявших «красных» и «белых». Место можно узнать по памятному знаку в виде столба с табличкой "Память Героям Азинской дивизии (1919г.)" (Приложение II рис.15-16). Из этой братской могилы в 1987 году останки семи красноармейцев были перезахоронены на городское кладбище в Вятских Полянах. По воспоминаниям одной из участниц захоронения, могила была устроена рядом с полевой дорогой у межи. Вероятно, раньше дорога проходила в этом месте, в сотне метров южнее нынешней. От Солдатской горы начинается длинный лог со склонами, поросшими разнотравьем. Чуть ниже по логу расположен родник с шумным водопадом. Ручей впадает в речку Рафтиху.

Мы прошли по полевой дороге 500м на северо-восток до места, где дорога раздваивается, там повернули налево и шли до сосновых посадок. Рядом с посадками (в 240м к северо-востоку от них) начинается овраг. Здесь мы увидели красивое геологическое обнажение. Высота обнажения 2,6м.

Здесь же мы встретили представителей охраняемых насекомых Кировской области – бабочек махаона.

После описания обнажения нам ещё раз захотелось полюбоваться вятскими просторами. Мы вышли на высокий правый берег реки Вятки – своеобразную обзорную точку (Приложение II рис. 9). Здесь открывается прекрасный многокилометровый вид на вятские ландшафты. С этого места хорошо видны устье реки Бурец и село Старый Бурец Малмыжского района, в котором расположена действующая церковь – памятник архитектуры XVIII века, место хранения иконы Владимирской Божьей матери.

Наш путь подходил к концу – мы возвращались в родное село: от берега Вятки до Нового Бурца около 3-х км. В итоге за два дня мы прошли маршрут общей протяженностью в 21км, узнали много нового и интересного.

Рекомендации по совершенному путешествию:

Лучшее время для организации похода по данному маршруту – 5 июля – день Владимирской Божьей матери. Именно в этот день организуется крестный ход к святому источнику Красному ключу и можно принять участие в красивом обряде водосвятия.