Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВОПРОС 3 Религиозная.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
21.04.2019
Размер:
182.27 Кб
Скачать

Соединение теоретической философии, философской эссеистики и философского искусства в одной личности

Такое соединение неоднократно проявлялось в истории философии. Это Новалис, немецкий философ-эссеист и поэт конца XVIII века, Иоган Вольфганг Гете, имеющий не только произведения философского искусства, но и научные трактаты, эссеист и поэт Андрей Белый, Альбер Камю — философский эссеист и романист.

 

Соединение разных форм философствования в одной личности показывает, что теоретическая философия часто приходит к абстракции и схеме, нуждаясь в принципиально новом видении целого, художественная философия часто утрачивает глубину ради развернутости сюжета и формы, а эссе еще не снимает в себе теоретический и художественный пути в философии.

Возможно, единство трех форм философствования в одной личности стоит считать идеалом философствования. В этом соединении проявляется философская гениальность. Конечно, это возможное проявление философской гениальности, но отнюдь не достаточное. Только духовное разрешение основного противоречия своего времени и проявившихся в нем вечных противоречий бытия приводит философа к гениальности.

Встреча в одной личности трех форм философствования в неком новом качестве означает метаморфозу самой философии. Вероятно, это и будет появлением того, что мы назвали мифософией, в которой три формы философствования, скрепленные мифотворчеством, соединяются окончательно и глубоко. Но об этом — в последней части. Пока же постараемся сделать выводы из этой главы.

 

 

§ 61

 

Выводы и перспективы.

Обобщенное определение философии.

Философия человека как дискурсивный

и экзистенциальный способы философствования

1. Философия в культуре проявляется в трех формах — теоретической философии, эссеистической философии и философского искусства.

 

2. Все три формы философствования находятся во взаимовлиянии в пространстве и времени культуры и личности философа.

3. Движение философии от теории к искусству есть наполнение ее личностным началом и в содержании, и по форме.

4. Все это позволяет нам дать более полное и обобщенное определение философии — с точки зрения внутренней формы, содержания и форм проявления в культуре.

Итак, под философией можно понимать систему отношений мыслителя, его текста и мира, по содержанию выступающую в качестве духовного разрешения основного противоречия своего времени и выраженных в нем трагических противоречий бытия и проявляющуюся в культуре в теоретической, эссеистической и художественной формах.

5. По результатам воздействия на культуру три формы философии могут быть объединены в дискурсивный и экзистенциальный способы философствования. Первый выражает сугубо теоретическую философию, его результатом являются понятийные модели реальности и методология их построения; второй соединяет в себе теоретическую философию, наполненную образно-ценност¬ным началом, эссеистическую философию и философское искусство, выражая их непосредственную связь с жизнью человека в ее предельно-личностном бытии.

Дискурсивный способ философствования есть способ лишь познания мира. Экзистенциальный способ философствования приводит к изменению ценностей человеческого существования, а потому творит новое человеческое существование. Тут мы приходим к двум фундаментальным предположениям.

Во-первых, можно предположить, что именно экзистенциальный способ философствования может быть приемлемым для философии человека, ибо он органически обращается к человеку, преодолевая рассмотрение его в качестве объекта. Такое предположение можно принять с оговоркой, что дискурсивный способ философствования может входить в философию человека в качестве моста, соединяющего ее с науками о человеке — психологией, медициной, антропологией и т. д., выступая философской антропологией. Преодолевая свой дискурсивно-понятий¬ный характер, философская антропология становится философией экзистенции — выходит на новое проблемное поле и к новым способам решения проблем. Однако при этом философская антропология и философия экзистенции должны дополнить друг друга как разные уровни философии человека, а также должно сохраниться взаимодействие между ними.

Итак, философия человека тяготеет к философской эссеистике и философскому искусству. Однако правильнее будет сказать, что она завершается ими. Философия человека должна проделать путь от теоретического и дискурсивного к образному и художественному.

Во-вторых, логичным представляется предположение о том, что теоретическая философия будет преимущественно метафизикой , а эссеистическая философия и философское искусство, выражающие обостренно-личностное бытие, выступят философией как метаисторией; вероятно, они же могут стать формами для проявления того феномена, который мы назвали метаантропологией.

Эти предположения представляются достаточно выведенными. Окончательно доказать или опровергнуть их можно лишь в ходе всего последующего изложения.