Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
31-37.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
18.04.2019
Размер:
26.82 Кб
Скачать

34. Лингвистические дихотомии: Язык и речь.

Дихотомия «язык – речь» была основательно признана отечественным языковедением лишь к середине ХХ века, и то некоторые исследователи истории языка считают, что данная дихотомия неприменима к историко-лингвистическим исследованиям (например, А.И. Горшков). Язык по Ф. де Соссюру, – это совокупность представлений о языковых единицах и отношениях между ними. Некоторые современные исследователи (С.К. Шаумян) относят к языку и систему лингвистических моделей в целом. Речь же как аспект языковой коммуникации представляет собой линейное комбинирование языковых единиц, обеспечивающее процесс построения смыслового содержания и его понимание. Иначе говоря, материальным явлением выступает речевая коммуникация, а язык и речь – это ее аспекты, содержащиеся в сознании человека.

Не нужно думать, что процесс постижения смысла формируется вместе с получением языковых единиц. Сами по себе языковые единицы в материальном смысле – это всего лишь акустические или артикуляционные сигналы, которые речью еще не являются. Только когда человек усилием своего разума на основе полученных материальных сигналов построит в своем сознании смысловое содержание, только тогда мы можем говорить о речи. Ведь смысл текста – это система представлений, которая формируется в голове человека, а представления и знания не передаются от человека к человеку. Передаются лишь сигналы, которые получают осмысленность только в силу культурного воспитания человека и благодаря усилиям его разума.

35. Лингвистические дихотомии: Фигуры и знаки.

Дихотомия «знак - фигура» связана со взглядами Ф. де Соссюра на языковой знак. Заслугой Ф. де Соссюра является разграничение, с одной стороны, понятий «предмет» и «номинация», а с другой стороны, понятий «представление предмета (понятия)» и «представление номинации (акустический образ, или образ обозначения)». Ф. де Соссюр показал, что предмет и номинация не находятся между собой ни в каких отношениях, или, как он говорил, между ними существует случайная связь. В самом деле, стол можно назвать по-русски «стол», по-английски – «table», по-французски – «le table», по-немецки – «der tisch», но представление о столе как предмете и представления о номинации этого предмета в разных языках находятся между собой в отношении ассоциации. Если русскому показать на стол, он скажет слово «стол», англичанину показать на стол – он скажет «the table». Одно представление, таким образом, автоматически вызывает у носителя языка другое представление. Ф. де Соссюр назвал представление предмета означаемым, а представление номинации предмета – означающим.

36. Лингвистические дихотомии: Синтагматика и парадигматика.

Дихотомия – «парадигматика – синтагматика» – была открыта еще до Ф. де Соссюра отечественным лингвистом Н. Крушевским, учеником И.А. Бодуэна де Куртенэ. Николай Крушевский называл парадигматику ассоциацией, точно так же называл ее и Ф. де Соссюр. Термин «парадигматика» был введен в языковедение датским лингвистом В. Брёндалем.

Лингвистическая парадигма – это совокупность языковых единиц, сходных по своей форме или содержанию. Парадигмы могут быть общими и частными. Например, все существительные образуют парадигму существительного как общую парадигму. В свою очередь, общая парадигма русского существительного делится на частные парадигмы первого, второго и третьего склонения.

После Ф. де Соссюра лингвисты выделили еще один тип отношений, который назвали эпидигмой. Эпидигма – это совокупность вариантов одного инварианта, которая образует особую лингвистическую модель. Например, инвариант русской фонемы │а│объединяется в одну эпидигму с вариацией [·а] и вариантами [а], [и], [ъ] и [ь]. Если мы объединим все ударные гласные непереднего ряда ([а], [о], [у], [ы], [э]), то получится парадигма непередних гласных. Если объединим все передние гласные ([·а], [·о], [·у], [и], [е]), то получится парадигма непередних ударных гласных.

Изменение слова по падежам образует падежную эпидигму (которую в лингвистической литературе часто называют падежной парадигмой): например, дом – дома – дому – домом – доме – дома – домов – домам – домами – о домах. Если же мы объединим все формы существительных именительного падежа, то получится соответствующая парадигма именительного падежа: дом – конь – труба – земля – окно – море – пламя – путь.

Примером словообразовательной эпидигмы служит словообразовательное гнездо: учить – ученый – учитель – научно. Примером словообразовательной парадигмы служит группа слов с одинаковым дериватом: учитель – строитель – писатель – изыскатель.

Примером семантической эпидигмы служат изменения значения слова по типам полисемии, например: золотой браслет (из золота) – золотой листок (желтого цвета) – золотой характер (драгоценный). Примером семантической парадигмы может служить синонимический ряд: катиться – лететь – мчаться – нестись (о санках, едущих с горы).

Таким образом, парадигма – это совокупность лингвистических единиц, сходных по форме или содержанию. Эпидигма – это совокупность форм, имеющих единое происхождение от инварианта.

Синтагматика и парадигматика дополнены эпидигматическими отношениями.

Синтагма – это линейное объединение двух компонентов, находящихся в определенной формальной или содержательной связи. Один из компонентов этой связи является главным, доминирующим, другой – второстепенным, зависимым.

К синтагмам относятся такие единицы, как слог, слово, словосочетание и предложение. В слоге главным элементом (обычно обозначается латинской буквой t) выступает гласный звук, а согласный является зависимым (обозначается знаком t’). Гласный является главным элементом потому, что слог может состоять и из одного гласного, а согласный в слоге всегда сопровождает гласный звук.

В слове главным компонентом является словоизменительная основа, а зависимым – флексия. При этом зависимым компонентом может быть нулевой компонент. Например, дом (t) – Ø (t’), дом (t) – а (t’), дом (t) – ам (t’) и т.д. Основным компонентом синтагмы в слове может быть словообразовательная основа, а зависимым компонентом – дериват: учи (t) – тель (t’).

В качестве синтагмы выступает и словосочетание. При этом существует два типа словосочетаний. Первый тип – словосочетания с подчинительной связью. Основным компонентом такого словосочетания является слово, которое грамматически управляет формой зависимого слова. Например, дождь (t) - существительное мужского рода единственного числа именительного падежа – идет (t’) - глагол третьего лица единственного числа; знойное (t’) - прилагательное среднего рода единственного числа именительного падежа – лето (t) - существительное среднего рода единственного числа именительного падежа; рубить (t) - глагол в форме инфинитива – дрова (t’) - существительное pluralia tantum, винительного падежа; бежать (t) - глагол в форме инфинитива – быстро (t’) - наречие.

Второй тип словосочетаний – словосочетания с сочинительной связью. В них оба компонента равноправны, но, с другой стороны, эти компоненты вместе подчиняются подразумеваемому общему компоненту, который и является главным. Например, стол (t’) и стул (t’) – мебель (t - подразумеваемый общий компонент), синий (t’) и красный (t’) – цвет (t - подразумеваемый общий компонент), бегает (t’) и прыгает (t’) – двигается (t - подразумеваемый общий компонент).

Синтагмой может служить простое предложение. Его основным компонентом является группа подлежащего, а вспомогательным компонентом – группа сказуемого. Например, Перелетные птицы (t) – улетают поздней осенью (t’). В односоставных предложениях главный или зависимый компоненты подразумеваются. Например, Светает = Светит (t’) солнце (t), Ночь = Сейчас (t’) ночь (t).

Синтагмами являются и сложные предложения. Если связь между ними сочинительная, то оба компонента являются зависимыми, а главный компонент подразумевается. Например, Воды струятся (t’), дышит земля (t’) – в природе (t – подразумеваемый общий компонент). Она сама ко мне придет (t), когда весь мир угомонится (t’) (А.С. Пушкин).

Указанное толкование синтагматики и парадигматики относится к языку. В «Курсе общей лингвистики» Ф. де Соссюра говорится о том, что синтагматика относится как к языку, так и к речи. Видимо, это утверждение нуждается в пояснении.

Речь существует во времени, а язык – вне времени и пространства в сознании. Структура синтагмы в сознании аналогична структуре синтагмы в пространстве, так как она может быть представлена в письменном тексте. Ведь письменная речь, в отличие от устной, является пространственной, и, следовательно, структурно должна отличаться от устной речи, которая существует во времени.