Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
замский умственно отсталые дети.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
24.12.2018
Размер:
3.16 Mб
Скачать

§ 2. Деятельность и. Гуггенбюля

Большую роль в широкой пропаганде в странах Европы дела призрения, воспитания и обучения глубоко отсталых детей сыграл швейцарский врач-' педагог Иоганн Гуггенбюль (1816—1863). Начало деятельности Гуггенбюля в области воспитания слабоумных совпадает со временем начала деятельно­сти в этой же области Сегена. В 1841 году Гуггенбюль открыл в Швейцарии на склоне горы Абендберг школу-приют для кретинов и идиотов (Абендбер-гский приют). Средства на эту школу были собраны обществом врачей-ес­тествоиспытателей. Школа располагалась на высоте 1100 м над уровнем моря. Постройка школы на такой высоте была не случайной. Гуггенбюль считал, что горный климат способен благотворно подействовать на его питомцев. Эта мысль Гуггенбюля вытекала из утверждения геолога Соссюра, согласно которому в местностях выше 900 м над уровнем моря кретинизм не встречается.

Учреждение Гуггенбюля было образцово благоустроено. Оно имело парк, купальни. Наряду с отделениями для различных категорий умственно отсталых детей, в школе-приюте существовало отделение и для нормальных детей, чтобы в их лице аномальные имели постоянный образец для подра­жания. В планы Гуггенбюля входило открыть отделение для младенцев до одного года, для дошкольников, неизлечимых кретинов, отделение для женщин, отделение для слабоумных разных национальностей. Образцовый порядок в Абендбергском приюте и успехи в развитии его воспитанников в первые годы его существования, т. е. в то время, когда Гуггенбюль непос­редственно руководил деятельностью этого учреждения, сделали это учреж­дение и самого Гуггенбюля настолько популярными, что ими заинтересовались во всех европейских государствах.

Приют посещали многочисленные туристы, врачи, общественные и госу­дарственные деятели. Гуггенбюля приглашали во многие страны для озна­комления публики с его деятельностью.

Посещение Абендбергского приюта многочисленными гостями в конце концов привело к тому, что он стал превращаться в учреждение, где все стало носить показной характер. Упадок воспитательной работы был обус-

93

ловлен и частым отсутствием самого Гуггенбюля, которого, как и Сегена, окружала атмосфера зависти и вражды. Теперь недруги обвиняли его в шарлатанстве. В немецком языке даже появилось выражение «гуггенбюле-рай», что означало гуггенбюлевщина, очковтирательство.

После ревизии приюта в 1858 году английским министром Гордоном он был закрыт. Вскоре умер оклеветанный и одинокий Гуггенбюль.

Неудачи Абендбергского приюта на последнем этапе его существования несколько охладили интерес к открытию учреждений для слабоумных. Однако положительные стороны в деятельности приюта на первых этапах его развития и главным образом объективная необходимость способствовали возрождению общественной помощи слабоумным.

Этот общественный интерес к аномальным детям поддерживался не столько гуманными мотивами, сколько чисто материальными соображения­ми. В открытии учреждений для слабоумных заключалась прямая выгода. Дело в том, что те слабоумные, которые оставались вне специальных учреждений, пополняли армию антисоциальных элементов и вызывали необходимость в больших расходах на содержание тюрем, на борьбу с нищенством, проституцией и преступностью.

Можно указать и на некоторые другие ранние практические мероприятия по воспитанию и обучению умственно отсталых детей в некоторых странах, например в Германии (начало XIX века), где был осуществлен первый опыт обучения лиц с легкой степенью умственной отсталости. Поскольку такого рода мероприятия не оказали влияния на развитие мировой олигофренопе­дагогики, они будут освещены в связи с изложением истории воспитания умственно отсталых детей в отдельных государствах.

Те несомненные успехи, которые были достигнуты Итаром, Сегеном и Гуггенбюлем в области воспитания и обучения слабоумных (глубоко отста­лых), дали свои плоды. Общество поверило в то, что и у идиотов можно воспитать такие человеческие качества, которые способны сделать их в какой-то мере полезными людьми.

Таким образом, первые удачи в воспитании слабоумных послужили стимулом для последующих начинаний в этом направлении.

В решении острой социальной проблемы организации общественной помощи слабоумным каждая страна шла своим путем.

94