Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
IGPZS.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
23.12.2018
Размер:
1.35 Mб
Скачать

Вопрос 18. Установление Четвертой республики во Франции. Конституция 1946 года. Переход к Пятой Республике.

В период "временного режима" во Франции началась глу­бокая перестройка политической системы, сопровождавшая­ся важными социально-экономическими реформами и пе­регруппировкой основных партийно-политических сил. Вре­менное правительство осуществило часть программы На­ционального совета Сопротивления: национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности, ре­формировало систему социального обеспечения, восстано­вило демократические свободы. Были официально одобре­ны провозглашенные в программе мероприятия по чистке государственного аппарата и наказанию лиц, сотрудничав­ших с оккупантами, по привлечению сил французского Со­противления к управлению страной. Однако многие поло­жения программы, касающиеся демократизации государст­венного строя, не были проведены в жизнь из-за усиливше­гося противоборства различных фракций бывшего Сопро­тивления.

Центральным вопросом внутриполитической жизни стра­ны, вокруг которого разгорелась борьба, стал вопрос о но­вом государственном строе, новой конституции Франции. Все политические силы объединяло критическое отношение к институтам Третьей республики. В остальном их подход был различным. "Новые консерваторы", и прежде всего сторонники генерала де Голля, склонялись к учреждению респуб­лики президентского типа, с сильной исполнительной вла­стью, способной противостоять "режиму партий" — "дестабилизирующему" парламентаризму эпохи Третьей респуб­лики. Левые партии, а также ряд партий центристского толка выступали за сохранение верховенства парламента и его контроля над правительством при большей сбаланси­рованности двух ветвей власти.

Первый проект, разработанный на основе программы коммунистов и социалистов в 1945, был отклонен на референдуме. Второй, разработанный в 1946 г. новым составом Учредительного собрания, со­держал ряд компромиссных положений, позволяющих учесть платформы всех членов коалиции. После утверждения на референдуме второй проект конституции стал основным законом Франции.

Новая Конституция не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на кон­ституционном уровне ряд новых политических принципов.

Реакцией на авторитаризм времен войны была демо­кратизация общественной жизни, предоставление широ­кого круга прав и свобод, гарантии конституционной за­конности. В Конституцию был включен новый блок эконо­мических и социальных прав: равноправие мужчин и жен­щин, народов зависимых стран, социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определе­ние условий труда и на участие в управлении предпри­ятиями. Расширялась сфера регулирования политиче­ской и особенно внешнеполитической деятельности госу­дарства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями).

Вместе с тем новая Конституция значительно расши­ряла пределы вмешательства государства в экономическую и социальную сферу жизни общества, изменяла характер отношений между личностью и государством, возлагая на государство, помимо широких прав, и новые обязанности. Признанным конституционным принципом стало провозгла­шение "социального государства", в котором права собственника сочетаются с "общим благом" и ограничиваются общественными интересами.

С точки зрения основного принципа организации госу­дарственного строя продолжала господствовать идея абсолютного парламентаризма. По форме правления Франция являлась пар­ламентарной республикой, причем нижняя палата парла­мента — Национальное собрание — провозглашалась един­ственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Кроме того, Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопро­сах, ратификации и денонсации важнейших международ­ных договоров, объявления войны. Собрание, избираемое по системе пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права, абсолютным большинст­вом голосов должно было утверждать состав нового прави­тельства, которое несло перед ним всю полноту ответствен­ности.

Конституция традиционно сохранила двухпалатную структуру парламента. Однако вторая палата — Совет рес­публики — была наделена лишь совещательными функция­ми, и ее рекомендации не были обязательными для Нацио­нального собрания. Совет республики избирался косвенны­ми выборами в департаментах и коммунах, а часть его на­значалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться.

Главой государства являлся президент республики, который избирался на совместном заседании палат парла­мента сроком на 7 лет. Президент был лишен ряда важных пре­рогатив. Любые акты пре­зидента, в том числе назначение на высшие должности, требовали контрасигнации председателя кабинета и одного из министров.

Исполнительная власть вручалась Со­вету министров во главе с его председателем, главой прави­тельства. Этот орган осуществлял непосредственное госу­дарственное управление страной и в этом своем качестве имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета была поставлена под эффективный контроль нижней пала­ты. Назначение председателя Совета министров и минист­ров декретом президента могло производиться только по­сле вынесения вотума доверия со стороны Национального собрания.

В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала в палате важного правительственного законопроекта каби­нет должен был уйти в отставку. Правительство могло рас­пустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания.

Конституция практически сохраняла в неприкосновен­ности старую судебную систему и местное управление, под­чиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистрату­ры, председателем которого являлся президент. Совет ве­дал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судеб­ного ведомства.

Реорганизация политического строя Франции в той фор­ме, которая была предусмотрена Конституцией 1946 г., во многом не оправдала возложенных на нее задач и быстро утратила привлекательность в глазах французов. Страна практически вернулась к "режиму Собрания", столь едино­душно критикуемому на примере Третьей республики. За двенадцать лет сменилось сорок пять правительств, было несколько длительных министерских кризисов. Этому способствовали как недостаточная проработка самого механиз­ма функционирования норм основного закона, так и периодические отступления от них на практике.

Сложные проблемы модернизации экономики и пере­стройки экономической структуры, обострение социальных противоречий, распад колониальной системы и колониаль­ные войны требовали активного вмешательства государст­ва и стимулировали поиски путей к установлению твердой власти. Политическая система, основанная на классическом парламентаризме, в условиях многопартийного соперниче­ства и возросших требований к административно-управлен­ческой деятельности оказалась неспособной адекватно реа­гировать на сложные социально-экономические проблемы и кризисные явления в обществе.

На протяжении 40-х — середины 50-х гг. стало нарас­тать недовольство государственным режимом Четвертой республики. Возникшая в 1947 г. партия Объе­динение французского народа выступила с требова­нием отмены Конституции 1946 г. и создания сильной исполнительной власти, способной возвыситься над "партийной чехардой".

Обострение политической обстановки и отход от основ­ных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой.

В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Прави­тельство спешно подготовило проект новой конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79,2% голосов его участников и с октября 1958 г. вступил в силу.

Авторы Конституции 1958 г. исходили из необходимости коренного пересмотра принципов, лежавших в основе государственного строя Третьей и Четвертой республик. Предполагалось стаби­лизировать политическую систему путем "большей сбалан­сированности" всех видов власти и усиления независимо­сти исполнительной власти от политических маневров раз­личных партий. Исполнительная и законодательная власти должны были быть четко разделены, имея своим источни­ком только выборы. Однако еще бо­лее эффективным средством укрепления системы властво­вания должен был стать институт главы государства. Воз­вышаясь над всеми властями и не навязывая себя в качест­ве повседневного главы правительства и лидера парламент­ского большинства, президент должен был выражать высшую волю государства по проблемам первостепенного зна­чения.

Эти идеи были четко проведены в тексте нового основ­ного закона. Свидетельством этому является сама структу­ра конституции, построенной по схеме президент — прави­тельство — парламент. Центральным звеном всей полити­ческой системы стал президент. Ему была отведена роль "высшего арбитра", призванного обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также пре­емственность государства. Поэтому президент не нес политической ответственности ни перед каким органом и никем не контролировался. Был наделен как широкими постоянными прерогатива­ми, так и полномочиями, имеющими исключительный ха­рактер.

Конституция 1958 г. отказалась от прежней политиче­ской практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли ничтожную часть. Позднее косвенные выборы президента были заменены прямыми.

Второе место в государственном механизме было отведено правительству. Должно определять и осуществлять "политику нации", распоряжаться администрацией и вооруженными силами. Премьер-министр должен руководить деятельностью пра­вительства, нести ответственность за оборону страны, обес­печивать исполнение законов, издавать нормативные акты в порядке регламентарной власти, назначать на военные и гражданские должности.

На последнее место среди высших государственных органов Конституция 1958 г. поместила парламент. Он со­стоял из двух палат — Национального собрания и Сената, которые были практически равноправными. Национальное собрание избиралось прямым голосованием. Сенат, избирае­мый путем косвенного голосования коллегиями выборщи­ков, должен был обеспечивать представительство террито­риальных единиц республики и французов, проживавших за пределами Франции. Особые "сдерживающие" полномо­чия Сената, обладающего правом вето в отношении проек­тов конституционных изменений, могли стать тормозом при прохождении важных законопроектов.

Специальный раздел Конституции был посвящен взаи­моотношениям между парламентом и правительством, в ко­тором отчетливо закреплялась доминирующая роль прави­тельства.

Таким образом, хотя система органов, по Конституции 1958 г., обладала атрибутами парламентарной республики, наиболее сущест­венные полномочия в определении и проведении государст­венной политики были переданы президенту. Режим Пятой республики стал в теории именовать­ся смешанным "президентско-парламентским" или "косвен­ным президентским" режимом, став образцом своеобразной гибридной, а на деле новой, самостоятельной формы прав­ления, получившей в политической науке наименование "полупрезидентская республика".

Судебная власть, по Конституции 1958 г., провозглаша­лась "хранительницей личной свободы". Особое положение среди судов занял Конституционный совет, который сосредоточил в своих руках контроль за конституционностью нормативных актов и, несмотря на отсутствие прямого ука­зания об этом, право толковать основной закон. Классиче­ским примером системы специализированных судов является и существование во Франции органов административ­ной юстиции во главе с Государственным советом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]