Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дж.С. Милль - Т1.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
23.12.2018
Размер:
2.34 Mб
Скачать

§ 3. Цены, если только нет монополии, гораздо раньше подпадают под влияние конкуренции и в гораздо большей

398

степени подчинены ей, нежели ренты; но это влияние ни­коим образом, даже при нынешней активности торговой конкуренции, не является столь абсолютным, как иногда полагают. В политической экономии нет тезиса, который встречался бы чаще, чем тезис о том, что на одном и том же рынке не может быть двух различных цен. Действи­тельно, таков естественный результат неограниченной конкуренции; и все же каждому известно, что на одном и том же рынке почти всегда 2 имеются две цены. Не толь­ко в каждом большом городе и почти гв каждой отрасли торговли имеются дешевые и дорогие лавки, но и в одной и той же лавке один и тот же товар (зачастую про­дают разным покупателям за разную цену; и, в общем, каждый розничный торговец приводит масштаб цен в со­ответствие с предполагаемой категорией покупателей. В оптовой торговле основными товарами действительно господствует конкуренция. Там как покупателя, так и про­давцы — это купцы или промышленники, закупки которых не подвержены влиянию праздности или вульгарной по­гони за внешней красивостью, но являются деловыми сделками. Поэтому для оптовых рынков тезис о том, что не бывает двух цен на один и тот же товар в одно и то же время, справедлив: в каждом месте в данное время есть рыночная цена, которую можно указать в прейскуранте. Но розничная цена, цена, которую уплачивает подлинный потребитель, по-видимому, очень медленно и весьма не­полно поддается воздействию конкуренции; и даже в тех случаях, когда в розничной торговле все же есть конку­ренция, она зачастую, вместо того чтобы снижать цены, приводит попросту к разделу прибылей от высокой цены между большим числом торговцев. Поэтому-то столь зна­чительная часть уплачиваемой потребителем цены погло­щается прибылью розничных торговцев; и всякий, кто поинтересуется тем, какая часть цены досталась людям, сделавшим купленные им вещи, часто будет удивлен ее ничтожностью. Правда, если рынок, будучи большим горо­дом, дает трупным капиталистам достаточный стимул к занятию розничной торговлей, то, в общем, обнаружи-

2 [Эти слова в 3-м издании (1852 г.) заменили стоявшие в пер­воначальном тексте слова «очень часто».]

399

ваетюя, что лучшим спекулятивным методом развертыва­ния крупного дела является подрыв позиций конкурентов посредством продажи товаров по более низким ценам, а не просто раздел сферы деятельности с другими. Такое влия­ние конкуренции становится все более и более ощутимым в основных отраслях розничной торговли в больших горо­дах; и быстрота, и дешевизна перевозок, уменьшая зави­симость потребителей от торговцев, действующих непо­средственно в окрестностях тех мест, где они проживают, ведут ко все большему уподоблению всей страны большо­му городу; но до сих пор [1848 г.] лишь в крупных де­ловых центрах розничные цены были определены главным образом или хотя бы в значительной мере конкуренцией. В прочих местах конкуренция либо не действует вовсе, либо же если и действует, то лишь вызывая временное колебание цен; привычным регулятором цен является обычай, время от врем<ени изменяемый существующими в умах покупателей и продавцов представлениями о какой-то справедливости или сообразности цен.

Во многих отраслях торговли условия торговой дея­тельности определены положительной договоренностью между подвизающимися в данной отрасли торговли пред­принимателями, которые используют всегда находящиеся в их распоряжении средства, чтобы сделать неудобным или неприятным положение любого члена своей корпора­ции, отступающего от установленных обычаев. Хорошо из­вестно, что одной из таких отраслей до недавнего времени была книготорговля и что, несмотря на действующий в ней дух активного соперничества, конкуренция не дала своего естественного эффекта, заключающегося в разруше­нии установленных обычаем правил книготорговли3. Во всех свободных профессиях вознаграждение регулируется обычаем. Гонорары, получаемые врачами, хирургами, ад-В'Окатами, почти одинаковы для всех врачей, хирургов и т. д. Эта неизменность вознаграждений обусловлена, ра­зумеется, не недостаточной конкуренцией между предста­вителями этих профессий, но тем, что действие ковкурен-

. 3 [До 4-го издания {1857 г.) текст был таков: «...одной из та­ких отраслей была книготорговля... конкуренция не дает» и т. д.)

ция проявляется в сокращении шансов каждого конкурен­та яа получение вознаграждения, а не в снижении раз­меров самих, вознаграждений.

Поскольку обычай столь успешно удерживает свои по­зиции в борьбе с конкуренцией даже там, где вследствие многочисленности : конкурентов и общей энергии, прояв­ляемой в погоне за прибылью, ее дух наиболее силен, можно с уверенностью полагать, что господство обычая еще более прочно там, где люди довольствуются меньши­ми денежными барышами, не столь дорожа ими по срав­нению со своим покоем или своими удовольствиями. Я ду­маю, в странах континентальной Европы нередко можно найти, что в одних местах цены на некоторые или все товары и услуги гораздо выше, нежели в других, не столь уж отдаленных от первых, причем эту разницу невозмож­но объяснить какой-либо иной причиной, кроме той, что так было всегда: покупатели привыкли к этому и не про­тестуют. Предприимчивый конкурент, обладающий доста­точным капиталом, мог бы сбить цены, нажив при этом состояние, но предприимчивых конкурентов нет, люди, располагающие капиталом, предпочитают оставлять его там, куда он инвестирован, или же получать меньшую прибыль более спокойным образом.

Эти замечания следует принять в качестве общей кор­рективы, которую надлежит прилагать ко всем касаю­щимся действия конкуренции выводам, содержащимся в последующих частях данного трактата, независимо от то­го, напоминает автор об этой коррективе или нет. Вообще мы должны рассуждать так, как будто конкуренция дей­ствительно дает свои известные и естественные эффекты во всех случаях, когда ее действие не ограничено каким-либо положительным препятствием. Но в тех случаях, когда конкуренция не существует, хотя могла бы сущест­вовать, или когда она существует, однако ее естественные последствия преодолены воздействием какого-то иного фактора, наши выводы в большей или меньшей мере ока­жутся неприменимыми. Для того чтобы избежать ошибки, мы должны, применяя выводы политической экономии к событиям реальной жизни, учитывать не только то, что произойдет при воображаемом условии максималь­ного господства конкуренции, но и то, насколько изменит­ся результат, если господство конкуренции будет непол­ным.

400

26 Заказ № 363

401

Первыми по порядку, в котором будут рассмотрены и оценены различные состояния экономических отношений, стоят те из них, в которых конкуренция не играла ника­кой роли и в которых арбитром сделок были либо грубая сила, либо установившийся обычай. Эти состояния и бу­дут предметом следующих четырех глав.