Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 12 по АЖ.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.12.2018
Размер:
103.94 Кб
Скачать

Журналистское расследование

Долгое время понятие «журналистское расследова­ние» в отечественной прессе и в науке о журналистике восприни­малось как синоним журналистского исследования действитель­ности. И обозначало процесс сбора материала, свя­занного с анализом различных проблем общественной жизни, необходимого для подготовки аналитической статьи, очерка, проблемного репортажа или фельетона.

Однако с конца 1980-х годов некоторые исследователи отечественной журналистики стали говорить о журналистском расследовании как о новом жанре отечественной аналитики.

Сравнивая современное журналистское расследование с пуб­ликацией какого-то иного жанра, например со статьей, коррес­понденцией, или очерком, они не отрицали, что у расследования есть много черт, роднящих его с каждым из этих жанров. И все же стремились доказать, что журналистское расследование как имеет собственный предмет, специфичную функцию, особые методы познания действительности, лингвостилистические особенностями, - то есть все то, что делает его самостоятельным жанром.

1) Предметом журналистского расследования, по их мнению, становится «кричащее» негативное явление (это в первую очередь различные преступления, «из ряда вон выходящие случаи», события, приковывающие внима­ние общества). Такие негативные явления — результат опре­деленных действий людей или их некомпетентности, ха­латности и т.п.. Нередко виновные пытаются скрыть корни, причины происходящего. То есть специфичность – неординарность явления и наличие попыток скрыть его истоки, причины.

В такой трактовке очевидно отсутствует специфика предмета. Чем отличается от судебного очерка, криминального репортажа, критической статьи или корреспонденции? Любой из названных жанров может иметь дело с «кричащим», явлением; любой «герой» - от преступника до бюрократа-чиновника стремится скрыть причины любого «негатива».

Кроме того, практика расследовательской журналистики показывает, что предметом изучения чаще выступает не «кричащее» негативное явление, а наоборот, латентное, скрытое (Уотергейт, расследования Дм. Холодова об экономических преступлениях военных при выводе войск из ГДР и т.д.).

А есть еще, например, исторические расследования, когда людей, причастных к предмету вообще уже не существует, никто ничего скрывать не пытается…

2) Цель журналистского расследования, указывает А Тертычный, прежде всего заключа­ется в том, чтобы, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие механизм, поро­дивший вполне конкретный результат («кричащее» негативное явление). Основные вопросы, который задает журналист-расследователь: почему? и как? Причем ответ на второй занимает обычно львиную долю времени (в ходе расследования) и места (в самой публикации).

Теперь вспомните любой репортаж, подготовленный с применением метода скрытого наблюдения («маска», «перемена профессии»). Разве не «скрытые пружины, приведшие в действие механизм, поро­дивший вполне конкретный результат-цитата» ищет в любом случае репортер? Разве не на вопросы почему? и как? он стремится ответить? И разве ответ на второй не занимает львиную долю времени (в процессе скрытого наблюдения) и места (в самом репортаже)? В чем же тогда специфика функции ЖР, если она полностью совпадает, в частности, с репортажной.

3) «Поскольку обстоятельства всевозможных преступлений или тайных акций часто тщательно скрываются, - пишет Тертычный, - то это, разумеется, резко затрудняет расследование. Поэтому журналист может при­бегать к методам получения информации, роднящим его, с одной стороны, со следователем, инспектором уголовного розыска, а с другой — с ученым-исследователем, если речь идет об историчес­ких расследованиях, связанных с громкими делами давно минув­ших дней». Это проявляется прежде всего в скрупулезности изучения связи явлений, когда внимание уделяется каждой мело­чи, способной пролить свет на происходящее, вывести журналис­та на верный след.

Опять-таки: все верно, но почему эти методы объявляются специфичными, присущими только ЖР? Внимательно прочитав, к примеру, произведения А. Аграновского, мы без труда обнаружим и «скрупулезное изучение связи явлений», и «внимание, уделяется каждой мело­чи». Между тем его произведения по жанру – очерки или статьи.

Ю. Щекочихин, Арк. Ваксберг для получения информации нередко использовали не только «журналистские», но и криминалистические методы, однако в результате появлялись проблемные статьи или судебные очерки.

То есть использование «криминалистических» и «научных» методов познания давно освоено практикой журналистики и применяется при необходимости независимо от жанра задуманного материала.

Как на специфическую черту ЖР сторонники «самостоятельности жанра» указывают на важность сохранения конфиденциальности источников информации: «…в журналист­ском расследовании люди, с которыми общался журналист, которые дали ему информацию, очень часто даже не упоминаются».

Данный аргумент представляется совершенно нелепым, так как сегодня требование конфиденциальности источники информации предъявляют журналистам почти постоянно, а не только журналистам-расследователям. И, по закону и по этическим нормам, журналист обязан сохранять в тайне источ­ники информации, независимо от того, в каком жанре он создает свое произведение.

4) Стилистической особенностью ЖР называют детективный способ изложения материала. «Идя по этому следу, он часто ведет за собой и читателя, слу­шателя, зрителя. Именно это движение за путеводной нитью в тем­ном лабиринте взаимосвязанных событий выступает канвой спо­соба изложения полученного материала, что неизбежно придает любому журналистскому расследованию детективный оттенок».

Если убрать иносказания, данную цитату можно «перевести» так: в ЖР используются композиционные формы, основанные на воспроизведении в тексте процесса познания действительности автором.

Как нам хорошо известно, по таким композиционным схемам пишутся статьи, корреспонденции, репортажи.

Непременной чертой журналистских расследований часто называют присутствие самого автора в ряду действующих героев. «Рассказывая о том, как шло расследование, какие препятствия стояли на пути, какими открытиями, действиями, эмоциями оно сопровождалось, автор тем самым делает процесс расследования наглядным, впе­чатляющим, что явно отличает данный жанр от других жанров, например статьи»- цитата.

Ну и что? От статьи отличает, а для репортажа – обычная и необходимая вещь.

Итак, элементарный анализ показывает, что никаких специфических жанрообразующих признаков ЖР не имеет. Значит ли это, что журналистских расследований не существует? Конечно, нет. Начиная со 2-й половины 1980-х годов в отечественных СМИ формируется направление расследователькой журналистики (наиболее ярко представлено в творчестве и деятельности А. Боровика). А результаты работы журналистов-расследователей могут реализовываться почти в любом жанре аналитики (репортаж-расследование, статья-расследование и т.д.).