Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мои ответы античка.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
05.12.2018
Размер:
191.49 Кб
Скачать

24. Характер и конфликт трагедии «Персы».

Для Эсхила характерна убежденность в разумном устроении мира, существующего по вечным законам под надсмотром богов. Человеческие деяния могут пошатнуть это мироустройство, однако изменить его не в состоянии. Конфликт между человеческими страстями и незыблемым миропорядком - характерная черта произведений Эсхила. Например, в трагедии "Персы", описывающей поражение персов у острова Саламин, победа греков трактуется не только как следствие их военного и политического превосходства, но и как результат преступной гордости царя Ксеркса, покусившегося на изменение существующего миропорядка.

19. Страдание – основной элемент структуры ранней трагедии.

Произведения первых трагиков не сохранились, и характер разработки сюжетов в ранней трагедии в точности не известен; однако уже у Фриниха, а может быть еще и до него, основным содержанием трагедии служило изображение какого-либо «страдания».Интерес к проблемам «страдания» был порожден религиозными и этическими брожениями VI в., той борьбой, которую складывавшийся рабовладельческий класс города вел, опираясь на крестьянство, против аристократии и ее идеологии Демократическая религия Диониса играла в этой борьбе значительную роль и выдвигалась тиранами (например Писистратом или Клисфеном) в противовес местным аристократическим культам. В орбиту новых проблем не могли не попасть и мифы о героях, принадлежавшие к основным устоям полисной жизни и составлявшие одну из важнейших частей в культурном богатстве греческого народа. При этом переосмыслении греческих мифов на первый план стали выдвигаться уже не эпические «подвиги» и не аристократическая «доблесть», а страдания, «страсти», которые можно было изображать так же, как изображались «страсти» умирающих и воскресающих богов; этим путем можно было сделать миф выразителем нового мироощущения и извлечь из него материал для актуальных в революционную эпоху VI в. проблем «справедливости», «греха» н «воздаяния». Возникшая в ответ на эти запросы трагедия восприняла наиболее близкий к привычным формам хоровой лирики тип изображения «страстей», часто встречающийся и в первобытных обрядах: «страсти» не происходят на глазах у зрителя, о них сообщается через посредство «вестника», а справляющий обрядовое действие коллектив реагирует песней и пляской на эти сообщения. Благодаря введению актера, «вестника», отвечающего на вопросы хора, в хоровую лирику вошел динамический элемент, переходы настроения от радости к печали и обратно — от плача к ликованию.

Необходимыми составными частями аттической трагедии являются «страдание», сообщение вестника, плач хора. Катастрофальный конец для нее нисколько не обязателен; многие трагедии имели примирительный исход. Культовый характер игры, вообще говоря, требовал благополучного, радостного конца, но, поскольку этот конец был обеспечен для игры в целом заключительной драмой сатиров, поэт мог избрать тот финал, который находил нужным.

27. Особенности драматургии Эврипида.

Еврипид считается одним из первых трех профессиональных драматургов, сформировавших один из основополагающих жанров драматургии – трагедию. Однако, обращаясь к творчеству его предшественников, Эсхила и Софокла, мы встречаемся прежде всего со становлением и развитием архитектоники и структуры жанра. Так, Эсхил первым ввел в трагедию второго актера; Софокл значительно увеличил объем диалогов и ввел третьего актера, что позволило обострить драматургическое действие. Что же касается Еврипида, то он коренным образом трансформировал сущностный аспект трагедии – проблематику и характеры ее персонажей. Принципиальная новизна его творчества позволила трагедии сделать огромный скачок в своем развитии – по сути, в его пьесах уже содержатся принципы сегодняшней драматургии, современного театра. В пользу этого свидетельствуют многие обстоятельства.

Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Еврипида. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и многие другие героини сказаний Эллады представляют собой типы законченные и жизненные. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни в его пьесах не являются бездушными статистами, но имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать. Лишь немногие из уцелевших трагедий удовлетворяют требованию законченности и единства действия. Сила автора прежде всего в психологизме и глубокой проработке отдельных сцен и монологов. В старательном изображении душевных состояний, обычно напряженных до крайности, заключается главный интерес трагедий Еврипида.

И, наконец, о том, что Еврипид опередил свое время, свидетельствует не слишком приятный факт, что его драматургия не пользовалась особым успехом у современников. Новации Еврипида (в частности, реалистические тенденции его драматургии) часто оставались непонятными зрителям. В 405 до н.э., уже после смерти Еврипида, в Афинах получила большую известность комедия Аристофана Лягушки, в которой автор подвергал жесткой критике идейные основы и изобразительные средства Еврипида. Сравнивая его драматургию с творчеством Эсхила, Аристофан утверждает, что, если трагедии Эсхила воспитывают людей, то произведения Еврипида «портят» их. Таким образом, прижизненная слава Еврипида была несопоставима с популярностью ни Эсхила, ни Софокла, произведения которых полностью отвечали сложившемуся драматургическому канону. По-настоящему творчество Еврипида оценили уже после его кончины; и, вплоть до падения Римской Империи в 5 в. н.э., Еврипид оставался самым известным и популярным драматургом античности. Его произведения оказали огромное влияние на формирование аттической бытовой комедии; на создание трагедии римской (в частности, под серьезным влиянием Еврипида работал Сенека).

Однако главной новацией Еврипида, вызывавшей неприятие у большинства современников, было изображение человеческих характеров. Если у Эсхила в трагедиях действующими лицами выступали титаны, а у Софокла – идеальные герои, по собственному выражению драматурга, «люди, какими они должны быть»; то Еврипид, как отмечал в своейПоэтике уже Аристотель, вывел на сцену людей такими, какие они бывают в жизни. Герои и особенно героини Еврипида отнюдь не обладают цельностью, их характеры сложны и противоречивы, а высокие чувства, страсти, мысли тесно переплетаются с низменными. Это придавало трагическим характерам Еврипида многогранность, вызывая у зрителей сложную гамму чувств – от сопереживания до ужаса. Так, невыносимые страдания Медеи из одноименной трагедии приводят ее к кровавому злодеянию; причем, убив собственных детей, Медея не испытывает ни малейшего раскаяния. Федра (Ипполит), обладающая поистине благородным характером и предпочитающая смерть сознанию собственного падения, совершает низкий и жестокий поступок, оставляя предсмертное письмо с ложным обвинением Ипполита. Ифигения (Ифигения в Авлиде) проходит сложнейший психологический путь от наивной девушки-подростка к осознанной жертвенности во благо родины.

Расширяя палитру театрально-изобразительных средств, он широко использовал бытовую лексику; наряду с хором, увеличил объем т.н. монодий (сольное пение актера в трагедии). Монодии были введены в театральный обиход еще Софоклом, однако широкое применение этого приема связано с именем Еврипида. Столкновение противоположных позиций персонажей в т.н. агонах (словесных состязаниях персонажей) Еврипид обострял через использование приема стихомифии, т.е. обменом стихами участников диалога. В поздних трагедиях Еврипида усиливаются бытовые и комические элементы, а также элементы мелодрамы (Орест, Электра и др.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]