Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 9-10.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
04.12.2018
Размер:
140.8 Кб
Скачать

Тема 9. Метафора в романе ф. Кафки "Процесс". Особенности романа г. Гессе "Игра в бисер"

1. Семантика названия произведения "Процесс". Проблема вины и наказания в романе – даша

Франц Ка́фка— один из основных немецкоязычных писателей XX века, бо́льшая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства, — уникальное явление в мировой литературе.

«Проце́сс» (нем. Der Prozess) (август 1914- январь1915)— роман Франца Кафки, опубликованный после его смерти. «Процесс» — уникальная книга Франца Кафки, которая фактически «создала» его имя для культуры мирового постмодернистского театра и кинематографа второй половины XX века — точнее, «вплела» это имя в идею постмодернистского абсурдизма. Страшная и пленительно-нелепая история «Процесса» — история, что начинается с «ничего нелепости» и заканчивается «ничем смерти».

Из истории:

роман «Процесс» не существовал как некое завершенное целое, а представлял собой «большую кипу бумаг» (Брод). Он не имел окончательного названия,[7] хотя в беседах с другом Кафка в качестве рабочего использовал название «Процесс», подтверждением чему служит литера «П», начертанная автором на конвертах с рукописью. Упоминается это название и в дневниковых записях, и письмах Кафки.Из шестнадцати глав романа по меньшей мере семь не были дописаны автором до конца. Отсутствовала нумерация глав и фрагментов. Не имелось никаких указаний и свидетельств относительно порядка их расположения. Собственно, перед Бродом лежал черновик незавершенного романа, над которым Кафка интенсивно работал с начала августа 1914 г. по конец января 1915 г. и к которому больше никогда не возвращался, считая его «в художественном смысле неудавшимся». У пока еще не существовавшей книги было блестящее будущее. Брод был в этом абсолютно уверен. Он решил «докроить» роман и опубликовал «Процесс» как цельное, практически завершенное произведение.

Герои:

Йозеф К.-Йозеф работает в банке, не женат. Его отца нет в живых.

Фройляйн Бюрстнер- Соседка Йозефа.

Адвокат Хульд- Знакомый дядюшки Йозефа. Лежачий больной.

Титорелли- Художник, портретирующий судей.

Тюремный священник - Рассказывает Йозефу притчу «Перед законом».

Сюжет:Утром, в день своего тридцатилетия, Йозефа К. арестовывают, но не называют причины, двое сотрудников некой организации. Однако, Йозеф продолжает вести свою жизнь, как ранее, так как организация не опасается его побега. Его приглашают в суд, посещают дома и на работе, преследуют. Все это время он пытается выяснить причину своего ареста, но никак не добьется правды от окружающей его бюрократии.

В одной из сцен тюремный священник, которого Йозеф К. встретил в соборе, рассказывает ему притчу «У врат закона», символизирующую попытки К. добиться правды от организации.

В конце концов, спустя год, за день до его 31-летия, Йозефа К. выводят (он не сопротивляется) и казнят ударом ножа в грудь.

На протяжении романа происходит как бы два процесса: один - внешне-формальный, то есть судебная волокита, все перипетии видимого «следствия», которое приводит к приговору и к физической смерти героя. Другой процесс происходит внутри Йозефа, и это процесс морального освобождения, который достигает своего апогея в момент казни. Йозеф понимает, что ему все время мешало его же собственное упрямство, его нежелание подчиняться закону, навязанному сверху,он обретает внутреннюю свободу, он впервые обращается к богу как носителю высшей справедливости.

Проблема вины и наказания в романе:

Проблема вины - одна из центральных проблем творчества Ф.Кафки -является важной не только для литературы, но и для религиозного сознания.

Одна из загадок романа «Процесс» состоит в неизвестной вине главного героя.

  • Пытаясь прояснить эту главную загадку произведения, М. Брод предлагает свою интерпретацию, далекую от претензий на литературоведческое исследование: «Йозеф К. виновен в неспособности любить, свои отношения с миром он хоть и поддерживает с корректностью /./ однако подлинной преданности, теплоты, доверия у него нет ни с кем.»

  • «Вина героев в том, - пишет Т. Адорно, - что они пытались добиться для себя справедливости»

  • М. Бубер в лекции, прочитанной в Школе психиатрии в Вашингтоне (1957 год) «Вина и чувство вины», доказывает, что в «Процессе» «несправедливый и жестокий суд проводит в жизнь справедливое решение, вынесенное высшей инстанцией» . Итак, Иозеф К. осужден двойным судом: его признают виновным в самом романе, а некоторые из последующих эссеистов, таких, как М. Брод, ищут вину героя как последнюю и неоспоримую разгадку произведения.

  • Проблема вины в творчестве писателя, уходит своими корнями в область теологии и подразумевает комплекс других, рожденных ею, проблем, а именно: отношение творчества Кафки к древней библейской традиции, использование библейских. Религиозно-нравственных трактовок существует множество, о основная предложена Брод. Односторонне интерпретировав Кафку с позиций иудаистской религии, положил начало традиции сопоставления «Процесса» с ветхозаветной историей Иова: «Чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинение против меня и считает меня своим противником» (Иов 33:9-10) Брод считал, что справедливость Божьего умысла, который в романе представлен Законом, находится вне понимания простого смертного Йозефа К. Исповедуя сомнительный тезис о скрытой, но всепроникающей позитивности имманентной творчеству Кафки, Брод видит причину гибели Йозефа К. в его строптивости, в нежелании усомниться в собственной непогрешимости и признать возможность справедливости высшего суда - но все же «намек на доброе» присутствует и здесь: в финальном монологе героя видны проблески раскаяния. Брод видит в связи «Процесса» с историей Иова серьезность дидактического замысла писателя.

  • «Процесс» также можно рассматривать как символ социально-политических взаимоотношений человека и «системы», говорится, что Кафка в своих произведениях предвидел ужасы будущих тоталитарных систем, в процессе написания романа он также пишет рассказ «В исправительной колонии», где главной темой также является вина и наказание.

Проблема вины

Все развитие сюжета - «процесса» - строится на том, что герой постепенно начинает и в самом деле ощущать за собой некую вину. вина - это слабость воли, недостаток достоинства, не позволивший Йозефу выхватить нож из рук своих палачей и самому вонзить его в себя - «снять с властей всю работу». Вина Йозефа в том, что он слабый человек и не взял на себя ответственность за себя.

Важнейшей является финальная сцена. В ней Йозеф К., столько сил потративший на то, чтобы доказать свою невиновность, смиряется, даже признает свою неправоту: «Неужто и сейчас я покажу, что процесс, длившийся целый год ничему меня не научил?» Йозеф К встает на строну своих обвинителей: «Всегда мне хотелось хватать жизнь в двадцать рук, но далеко не всегда с похвальной целью. И это было неправильно.» - в этих словах слышится самообвинение: сознавая, что его дела не всегда имели благую цель, он начинает мыслить с позиции новой морали, той неведомой морали осудившего его общества. К., так долго старавшийся доказать свою невиновность, сознает, что его поведение было неправильно и называет себя «тупым упрямцем». Он является таковым по отношению к той устрашающей и неприступной мифологизированной бюрократической машине, с которой не смысла тягаться никому. К. обретает свою свободу в том, что видит свое предназначение в исполнении своего последнего долга перед властями и обществом: «Он вдруг осознал всю бессмысленность сопротивления. Ничего не будет героического в том, что он вдруг начнет сопротивляться…Единственное, что я могу сейчас сделать - это сохранить до конца ясность ума и суждения» К, сам объясняет себе свою неправоту и сам выносит себе приговор: «Я благодарен что мне в спутники даны эти полунемые, бесчувственные люди, и что мне предоставлено самому сказать себе все, что нужно (курсив мой -М. З.). Как это ни парадоксально, именно в полном и сознательном закрепощении и подчинении собственного сознания К. обретает внутреннюю свободу, свободу в гармонии с Системой. В том, чтобы схватить нож и вонзить его в себя, К. видит «свой долг». Надежда у Йозефа К. выражена в его последних жестах - он протягивает в руки в сторону неизвестного незнакомца, проявившегося в окне. Здесь, пожалуй, впервые в романе появляется намек на Бога: за то, что К. не смог исполнить свой последний долг, отвечает «тот, кто отказал ему в последней капле нужной для этого силы«. В сдавшемся К, все еще живет жажда жизни, которая должна иметь аргументы в свое оправдание. Перед своей смертью К. винит судью, который не смог ему помочь и даже не представил аудиенции, и этот судья - бог. Его разлад с сущим миром он сгладил подчинением воле властей, но осталось непонимание воли всевышнего, его душевный, метафизический конфликт так и остался неразрешен.