Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Векторная модель_развернуто.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
102.78 Кб
Скачать
  1. Каждая живая система с течением времени формирует-реализует-воплощает результирующий вектор-направление, которое мы будем называть «жизненным замыслом».

Финальную, результирующую траекторию можно оценить, отследить только по завершении жизни живой системы. Пока есть движение, свобода выбора (или неопределенность), замысел остается до конца не познанным, непознаваемым. С окончанием жизни сообщества замысел становится смыслом. Однако сама живая система никогда не имеет возможности осознать его во всей полноте, по крайней мере, до тех пор, пока сознающие элементы не трансцендируют.

То есть, смысл – есть продукт жизни живой системы, которая завершила свое существование. Отчасти, это согласуется с представлениями Ф.Е. Василюка, который утверждает, что смысл есть продукт работы переживания. Если под переживанием понимать движение живой системы, некоторого «сообщества» малых Я, вовлеченных в переживание (в диалогическое единство, в рамках которого и возможно протекание переживания), то смысл возникает в тот момент, когда эта живая система достигает своего апогея реализации, после которого она как таковая уже не нужна.

Если вспомнить, что смысл определялся не только как продукт, но и как условие жизни сообщества, становится ясна следующая цепь перерождений целостностей:

Смысл, оставшийся от жизни предыдущего сообщества малых «Я» становится импульсом, задающим направление для нового сообщества, то есть участвует в создание замысла. Замысел реализуется до тех пор, пока не превратится вновь в смысл, и так без конца.

Внутри нас постоянно завершают свою жизнь малые сообщества, порождая новые смыслы, поддерживающие жизненный замысел большой целостности. Завершение нашей жизни становится превращением жизненного замысла в смысл, который поддерживает реализацию Замысла Жизни – супер-позиции всех векторов всех подсообществ.

  1. При возникновении разделения на внутреннее и внешнее, то есть когда появляются сообщества «малых Я» (квантов), возникает со-знание, функция которого увязывать, сохранять целостность «сообщества» малых Я.

Чем сложнее сообщество, тем сложнее со-знание. Таким образом понимаемое сознание - как артефакт внутреннего пространства - образует виртуальную модель внешнего (отражение), которая может быть согласована или рассогласована с внешним. Например, восприятие собственного предназначения в жизни и того места, которое занимает человек с точки зрения внешнего наблюдателя и самого субъекта могут различаться – значительно или не значительно. Таким образом, любая живая система всегда обладает качеством субъектности. Чем сложнее «сообщество малых Я», тем выше степень субъектности, и тем вероятнее степень рассогласованности внешнего и внутреннего.

  1. Наибольшую цельность любая система обретает в моменты согласования трех векторов: движения в предметном плане, жизненного замысла и замысла жизни.

Наибольшую цельность, воплощенность, жизненность конкретная живая система (например, человеческая личность) обретает в моменты полного согласования трех направлений: своего актуального движения (частный уникальный вектор движения, мыслимый с позиции конкретной идентификации) своего жизненного замысла (локальный результирующий вектор, мыслимый с позиции целостной не трансцендентной системы) с замыслом жизни (результирующий вектор всего живого, мыслимый с позиции трансцендентного). Типологически возможны следующие варианты

А. Конгруэнтность

В. «Умное» просветление

С. Мученичество

А. Борьба, защита

Е. Болезнь, распад

    1. Внутренняя, субъективная модель жизненного замысла совпадает с замыслом жизни, и внешнее направление движения (конкретное объектное воплощение) также совпадает с названным. Такое состояние можно назвать конгруэнтностью, цельностью, счастьем. Человек, поступающий определенным образом в жизни, совершает этот поступок в соответствии с теми большими, непознанными целями, которые складываются в направление развития всей его жизни, а также в согласии с вечным, естественным движением, реализуемым всей мировой ситуацией. «Следовать Дао», «поступать по воле Божьей», «находиться в мировом процессе» - вот конкретные способы описывать это состояние.

Слово «Счастье» в данном контексте понимается, во-первых, как способность осознавать себя как часть большего целого (с-ЧАСТЬЕ), а во-вторых, быть в согласии с другими частями этого целого (С-частье).

    1. Субъективная модель жизненного замысла совпадает с замыслом жизни, а внешние действия – нет. Такое положение дел возможно в ситуации, когда идентификация внутри личности контакта слишком обща, не точна, и не осознает связь с малыми сообществами, входящими в общую цельность. Сознательно человек идентифицируется с предельными, трансцендентными направлениями, при этом теряя контакт с отдельными частичками своего «сообщества малых Я». Поступки такого человека не точны, не конгруэнтны его осознаниям и пониманию реальности. В дзен-буддийской литературе, а именно, в метафорическом тексте «Приручение быка», такая ситуация описывается как одна из последних стадий духовного развития – когда человек, достигший просветления, теряет связь с конкретной действительностью, полностью погружаясь в растворенное состояние. Мастера дзен предупреждают о том, что продолжительное пребывание в этом состоянии есть иллюзия просветления, и становится помехой к дальнейшему развитию. Растворение во внутреннем плане, погружение в миры множества регистров отдаляют человека от действительности, не позволяя его действиям состоятся как полноценно осмысленным, поскольку адресатом этих действий является несуществующий, внутренний, иллюзорный Другой.

    2. Субъективная модель жизненного замысла и замысел жизни различны, а действия совпадают с замыслом жизни – неосознанное, непознанное счастье. Подобное состояние можно встретить в религиозных христианских текстах, описывающих святых мучеников, которые осознавая собственную греховность, полностью вверяли себя воле Божьей, и следовали Его воле. Находясь и пребывая в единстве с бОльшим, становясь его частью, такие люди не позволяли себе полностью избавиться от страданий – чему препятствовало со-знание собственной немощности, греховности.

    3. Субъективная модель и внешнее действие совпадают, но отличны от замысла жизни – осознанное саморазрушение. Такое состояние есть осозннаое противодействие естественному ходу вещей, противодействие более крупным векторам, более крупным системам. Природа такого противостояния может быть понята следующим образом. Со-знание сообщества малых Я начинает выполнять функцию защиты излишне активно, гиперболизировано – на уровне личности это выражается в феномене эгоцентричности, желании сохранить и продлить жизнь конкретной идентификации, которая начинает сознаваться как отдельная от других сообществ. Парадокс этого состояния заключается в том, что подобное состояние борьбы всегда осознается как преодоление препятствий, наполнено болью и страданием, и в конечном итоге ведет не к продлению жизни, а к ее завершению. Эгоцентирчный путь, игнорирующий, противопоставляющий себя всем остальным векторам обречен на краткую жизнь. Основной мотив начинает работать против себя. Здесь под краткостью понимается жизнь в более широком смысле, нежели физическое существование. Жизнь идеи, жизнь принципа, жизнь души – вот что ставится под угрозу эгоцентированной позицией.

    4. Действие, жизненный замысел и замысел жизни отличаются друг от друга (болезнь, кризис, распад, разлад). Подобное состояние, в отличие от предыдущего может быть описано в терминах дезориентации, нарушения идентификаций, распаде сообществ. Это состояние есть состояние бессмысленности в ее крайнем проявлении.