Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
этнология экзамен.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
17.11.2018
Размер:
967.17 Кб
Скачать

21. Традиционное верование народов сибири. Шаманизм.

Древние верования и истоки шаманизма

На территории Сибири и Дальнего Востока сохранились древнейшие наскальные рисунки и предметы, обнаруженные археологами, изображающие животных, сцены ритуальной охоты, фигуры колдунов, одетых в шкуры животных и совершающих магические пляски с целью умножения плодовитости животных и людей. Представления о звере-предке и матери-прародительнице, восходящие к мифу о браке зверя и женщины, а также о душе человека имеют палеолитические корни. Мировоззрение, основывающееся на вере в духов природы, душу человека и духов-помощников шамана начинает формироваться у народов Сибири еще в период неолита (6 - 3 тыс. до н.э.).  Среди рисунков на священных скалах появляется схема вертикальной (мировое дерево, мировая гора как утроба матери) и горизонтальной моделей устройства мира (мировая река), отражавших развитие абстрактного мышления древнего человека. В неолитическом искусстве Сибири уже известны образы антропоморфных фигур шаманов и их духов-помощников, связанных с духами природы, а также изображения ритуалов плодородия и проводов души в мир предков, путешествий в верхний мир с лечебной целью.

Вера в духов природы – основа религиозных представлений

В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы. Весь окружающий мир представлялся населенным духами, которые принимали участие в жизни людей, в промысле. У нганасан и юкагиров сохранились древние верования о матерях природы - солнца, земли, травы, оленей. Большинство народов Сибири верили в духов-хозяев природы, населявших средний мир вселенной - горы, леса, реки, моря, огонь. Считалось также, что каждый вид животных имеет своего духа-хозяина. Народы Сибири верили, что от расположения духов-хозяев стихий и животных зависит благополучие в жизни, удача в промысле.

23.Кочевые народы России.

Кочевники Урала и Сибири. Казахи. С установлением более прочной зависимости от Русского государства согласилась после взятия Казани часть башкирского народа. Первое посольство башкир Казанской и Ногайской «даруг» прибыло к царю Ивану IV уже в конце 1552 г. Они просили защиты от набегов сибирских татар хана Кучума, а затем и от все более угрожавших с юга других кочевников — казахов, калмыков. Так башкиры первыми из кочевых и полукочевых народов фактически присоединились к России — на правах владения землями, но с обязанностью уплаты ясака. Остальные башкиры Сибирской и Осинской «даруг» проделали то же самое к началу XVII в.

Российское освоение сибирских просторов было связано с деятельностью крупнейших купцов и промышленников Строгановых, имевших царские грамоты на земли, привлечение работников и даже на военные отряды (с 1572 г.). Строгановыми были построены городки-остроги Кан-кор — 1558 г., Кердеган — 1564 г., затем (после похода Ермака в 1581 г.) Тюмень — 1586 г., Тобольск — 1587 г., Пелым и Березов — 1593 г., Тара и Сургут — 1594 г., Верхотурье и Нарым — 1598 г., Мангазея — 1601 г. и Томск— 1604 г.

Началось проникновение вглубь Сибири, в места проживания бурят (по-русски — «братов», «братских людей»), где возникли остроги Братский — 1631 г., Верхне-Ангарский — 1646 г., Баргузинский — 1648 г., Нерчинский - 1654 г., Селенгинский — 1665 г., Верхнеудинс-кий - 1666 г. Иркутск был заложен в 1652 г., Мангазея-Енисейская (затем — Туруханск) — в 1672 г.

Жившие здесь западные буряты вели смешанное земледельческо-скотоводческое хозяйство, у восточных, забайкальских бурят ведущую роль играло скотоводство. Под властью России еще до середины XVII в.у первых на основу шаманизма наложилось христианство, у вторых к моменту признания этой власти укоренялся буддизм-ламаизм.

В целом в Центральной, Южной и Восточной Сибири на момент их вхождения в состав России сильных образований государственного типа еще не сложилось. Здесь проживали алтайцы, хакасы (местные племена и группы, принявшие тюркский язык), далее буряты, южные эвенки-мурчены (орочены), кочевые коневоды. Кочевали также якуты и основная часть тувинцев.

В Урянхайском крае (Туве) в 1615 г. впервые побывали русские послы — В.Тюменец и И.Петров. Но Нерчинский (1689 г.) и Кяхтинс-кий (1727 гг.) договоры с Китаем, узаконив присоединение к России Забайкалья, оставили проблему границы на Саяно-Алтае. Основная часть Урянхайского края вместе с Джунгарией в 1757-1758 гг. попала под власть маньчжуро-китайцев, другие же тувинцы подчинялись монголам, также подвластным цинскому Китаю.

С началом XVIII в. на степных окраинах «Сибирской линии» по Иртышу строились уже не остроги, а «фортеции» — крепости: Омская — 1716 г., Железненская — 1717 г., Семипалатинская — 1718 г., Усть-Каменогорская — 1720 г., возникали селения: Каркаралинское и Кокче-тавское — 1724 г., Акмолинск — 1727 г. и, наконец, крепости Орск и Оренбург — 1735 г., последняя стала новым пунктом меновой торговли и в 1744 г. губернским центром. В 1747 г. были выстроены Ямылев-ская крепость и перестроена Семипалатинская, в 1750 г. — Троицкая, в 1766 г. — Петропавловская. В 1754 г. была заложена крепость Уфа, в 1786 г. превратившаяся в крупный и значительный город. В итоге к середине XIX в., когда в 1854 г. было устроено казачье поселение-крепость Верный (будущая Алма-Ата), степи опоясывала сплошная цепь российских укреплений. Только тогда наступил этап фактического подданства кочевых народов и их прямой зависимости от гражданских и военных властей Российской империи.

В этих российских пунктах с 70-х годов XVI в. действовало подтверждаемое затем право беспошлинной торговли со степняками и купцами из Средней Азии. Царская грамота от 30 мая 1574 г. разрешала «бухарцы и калмыки (первое русское упоминание о них. — В. В.) и казахские орды у них торговати повольно, беспошлинно». А в 1695 г. главным центром торговли был определен Тобольск.

В орбиту влияния России вошли тогда прежде всего ногайцы, калмыки, часть казахов, степные группы башкир и совсем небольшая общность туркмен, в начале XVII — конце XVIII в. переселявшихся на северо-запад вдоль Каспийского моря. Они служили царской власти, но нередко проявляли непослушание, самовольно откочевывали, совершали набеги, укрывательство беглых, воевали между собой. В башкирских восстаниях второй половины XVII — середины XVIII в. участвовали и другие кочевники, равно как и в восстании Степана Разина 1670-1671 гг., Астраханском восстании 1705-1706 гг., особенно в крестьянской войне Емельяна Пугачева 1773-1775 гг.

Долгое время очагом вольности были и казахские степи. Этническое ядро народа с самоназванием «казак», т. е. «вольный человек», «кочевник»1, возникло в южной части современного Казахстана, в долинах рек Чу и Талас, при озере Балхаш, вовлекая в свое образование всех потомков кыпчаков вплоть до Иртыша и Яика (Урала). Так в середине XVI — начале XVII в.2 возникла кочевая казахская народность, состоявшая из трех групп, соответствующих трем историко-хозяйственным зонам Казахстана: Южному — Семиречью, Центральному и Западному.

В XVII в. возникли три казахских «жуза» (буквально — «сотня», «часть»), по-русски (условно) «орды»: Старший (Большой) — в Семиречье, Средний — в Центральном Казахстане, и Младший — в Западном (по-казахски «Улу жуз», «Орта жуз» и «Киши жуз»). Казахская пословица гласит: «Старшему жузу перо дай и писцом поставь, Среднему жузу домбру дай и певцом поставь. Младшему жузу найзу (пику) дай и бойцом поставь». Все казахские жузы-орды делились более чем на 130 «поколений», или родов-кланов («ру»), а те на подразделения — «тай-па», или «сюйек», — «кость», и далее на объединения семей от одного предка — «ата». Выделялись сословия «султанов», или «тюре», считающихся прямыми потомками Чингизидов, из их среды избирались ханы жузов. Выделялись старшины мирного времени «бии», т.е. судьи, знатоки обычного права-адата, их позиции теснили «батыры» — лучшие воины, выдвинувшиеся в боях, и их потомки, имевшие свое знамя («ту»).

Племена Младшего жуза на севере степей вплоть до середины XVI в. входили в состав Ногайской орды, освобождаясь при ее распаде. И в отличие от хана Хакназара, начавшего к 70-м годам XVI в. воинственную политику против соседей, в 1582-1598 гг. его преемник хан Тевеккель искал союза с русским царем Федором Иоанновичем против южных среднеазиатских государств (подробнее см.: Султанов Т. И. Россия и Казахстан... С. 10-12).