Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Березовский кляштор картузианцев.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
11.11.2018
Размер:
212.48 Кб
Скачать

Глава 6 Закрытие и разрушение кляштора

Дни существования кляштора были уже сочтены. Российские власти очень удачно использовали участие некоторых монахов в антироссийском восстании 1831 года. Не исключено, что роль этого участия была сильно преувеличена. Так клерик Франтишек Каминский, который сражался в отряде повстанцев в Пинском уезде и был ранен в ногу в бою под Невелем, сначала был отдан под войсковой суд. Через год его дело передали католическим властям, а те освободили Каминского от ответственности. Два других участника - Павел Добровольский тоже вначале были осуждены, а потом оправданы[17;162].

10 июля 1831 года царскими властями было распоряжение о конфискации кляшторного имущества в пользу корпуса кадетов в Полоцке[24;160]. Официальное постановление о ликвидации Березовского кляштора картузов было опубликовано 26 августа[11;22].

В монастырь командировали советника Россинга, также была создана ликвидационная комиссия, занимавшаяся хозяйственными делами монастырей, закрытых за участие в восстании 1831 года. Конфискованное имущество вместе с суммами долгов кляштору составляло сумму в 884777 рублей 23 копейки. Сенат от 9 июля 1831 года утвердил решение ликвидационной комиссии, а также Березу - Картузскую переименовать в Березу - Казённую. На такое название не закрепилось.

Библиотека (она относилась к самым крупным в Гродненской губернии) и архив хранили не только теологические и религиозные книги и манускрипты, но и издания по истории, географии, ботанике и по другим темам. В архиве хранились старинные документы по истории города (привилеи королей и великих князей, хозяйственные и судебные документы домонастырского периода; документы были на латинском, польском и старобелорусском языках). В 1831 году библиотека насчитывала 2314 книги и манускрипта, в архиве хранилось около 3000 документов.

Считалось, что библиотека и архив практически бесследно утрачены в результате войн и исторических лихолетий. До сих пор были известны только отрывочные сведения о структуре и составе библиотеки. Согласно документу, хранящемуся в одном из архивов Санкт-Петербурга и датированному 1860 годом, «относительно книг последовало высочайшее повеление: 37 книг передать в департамент Иностранных Исповеданий; медицинские сочинения (63 шт.) отослать в Виленскую Медико-Хирургическую Академию, а все прочие духовного и светского содержания в Римско-Католическую духовную Академию в Вильне (их числом 2134)». В 1842 году академия из Вильна переносится в Санкт-Петербург. Сколько книг бывшего березовского кляштора было перевезено в российскую столицу, неизвестно. В середине ХIХ столетия польский исследователь Мациевский привозит из России в Польшу две хроники кляштора и «Протокол визита костела и кляштора за 1830 год», которые были впоследствии часто использованы историками и частично опубликованы в научной литературе. В 1920 - 30-х годах в результате обмена культурными ценностями между польскими и советскими сторонами в Польшу были вывезены не менее 471 книг и манускриптов березовского кляштора. К сожалению, во время последней войны часть этого собрания книг погибла, и до настоящего времени сохранилось только 182 книги. Книги, которые хранятся в российских архивах, не были описаны в научной литературе и не были исследованы[8;12].

Большая часть архива после ликвидации кляштора была передана в рукописный отдел Виленского университета, где и хранится до настоящего времени. Она частично изучена, но, конечно, требует специального и полного исследования. Необходимость более углубленного изучения этого архива подтверждает обнаружение несколько месяцев тому ранее считавшегося утерянным «Протокола визита костела и кляштора за 1820 год...».

Несколько слов о «Протоколах визитов». Они составлялись специально присланными духовными особами, которые контролировали состояние кляштора и его хозяйственную деятельность. Такие визиты производились регулярно после вхождения Берёзы в состав Российской империи. Обычно «Протоколы» изготавливались в нескольких экземплярах. Например, «Протокол визита за 1830 год» изначально существовал в четырех экземплярах. И до последнего времени считалось, что сохранилось их всего лишь два (хранятся по одному экземпляру в Польше и Литве). Этот документ представляет полную инвентаризацию кляштора, всего его имущества и собственности.

Чтобы немного объяснить ценность «Протокола визита за 1830 год», представляющего собой 70 страниц рукописного текста, вкратце опишем его содержание (полностью он был опубликован польским историком Рафалом Витковским в журнале «Lituanoslavica Posnaniensia» в 2003 году).

Описание костела - подробное описание внутреннего интерьера костела, перечень алтарей (всего их было 13), описание мебели и различных предметов (ковры, траурный катафалк и т.д.). Следует отметить, что до нас не дошло ни одного изображения внутренней части костела, и поэтому данное описание является уникальным.

Описание порядка духовной жизни в кляшторе — перечень и порядок проведения религиозных ритуалов, подробный список предметов для проведения ритуалов (накидки, покрывала, занавесы, балдахины и т.д.).

Список картин — подробное описание (название изображения, размеры, авторство) и место нахождения картины. Самая большая картина над главным алтарем имела размер 6хЗ метра. Всего описано 32 картины.

Список предметов из редких и дорогих металлов (камней).

Описание имущества и земель, принадлежащих картузии и находящихся за ее пределами (Береза, Бусяж и Рынковичи).

Список актов кляштора и новых поступлений библиотеки — «акты визитов» за 1804, 1818, 1820, 1830 годы; инвентуры за 1812 и 1830 годы; книга умерших монахов и т.д.; перечень книг, приобретенных в период 1820- З1гг. (всего 137 книг). Список грамот королей, декретов на землю и т.д. Некоторые документы на старобелорусском языке.

Список монахов кляштора — фамилия и имя, место рождения, возраст и т.д. Список содержит 18 имен.

Описание каплиц — каплицы в дедах, на стене напротив католического кладбища, на перекрестке нынешних улиц Красноармейской и Комсомольской, в «доме Сапегов», в Бусяже и других.

Школа при кляшторе — список учеников (17 детей), перечень предметов и т.д.

«Протокол визита за 1820 год» значительно более обширный и имеет более 800 страниц. К сожалению, копия, предоставленная Рафалом Витковским не очень хорошего качества (книга была отснята цифровым фотоаппаратом при плохом освещении) и текст плохо читается. Там имеется полный и подробный список 2177 книг библиотеки. «Протокол» также содержит полный список (около 3000 грамот и документов), которые хранились в архиве кляштора. Изучение этого документа может значительно расширить наши познания внутренней жизни картузии и принести новые интересные факты по истории Березы и региона[8;12].

21 августа 1866 года принимается решение разобрать костел и крыши монастыря.

Медные листы с крыши монастыря отправились в Гродно[10;11], а 20 июня 1868 года под руководством правительственного техника Козырева началось разрушение костёла[24;163].

Монастырские стены ещё с 1832 года были отданы военным властям. Поэтому кирпич и использовался для строительства так называемых Красных казарм, в которых разместился прибывший в Берёзу 151 Пятигорский полк.

Судьба красных казарм символична. Когда-то над дверьми костёла, висела мраморная доска с надписью по-латыни. Это было проклятие Сапеги, адресованное тем, кто осмелился разрушить храм и прилегающий к нему костёл.

Словно и в самом деле сбылось страшное проклятие картузианцев: в построенных из кирпича монастыря казармах в 1934 году открылся польский концлагерь «Береза-Картузская» для политзаключенных Западной Белоруссии, печально известный за пределами Березы своими садистскими условиями содержания узников, коих за 5 лет существования лагеря было около 10 тысяч человек. В 1962 году на территории бывшего концлагеря установлен обелиск[12;114].

В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские оккупанты превратили территорию монастыря в одно из мест массовых расстрелов советских граждан. Всего здесь уничтожено более 4,5 тысяч человек.

После войны в кляшторе долгие годы был оборудован гараж местной военной части, что так же нанесло немалый урон памятнику[2;2].

Процесс неумолимого разрушения бывшей огромной обители картузианцев продолжается до сих пор.