Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФИЛОСОФИЯ 4.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
05.11.2018
Размер:
265.22 Кб
Скачать

3. Философское пробуждение России

Философское пробуждение России (XVIII - первая пол. XIX в.) совпадает с эпохой Просвещения, когда, благодаря реформаторской деятельности Петра I, страна как бы вырывается из мощных объятий православного Востока и оказывается под сильным влиянием европейской культуры. Идет бурное развитие наук, ремесел. Философия, по словам Н.А. Бердяева, получает «прививку западной мысли», французского и немецкого Просвещения, прежде всего. Она освобождается от богословской схоластики и встает на путь секуляризации.

Приоритет в этом процессе принадлежал «ученой дружине» Петра I Феофану Прокоповичу, В.Н. Татищеву, А.Д. Кантемиру. Они активно поддерживали социально-экономические и культурные преобразования, интересовались вопросами устройства монархии и императорской власти, провозгласив социальным идеалом просвещение народа и развитие способностей каждого русского человека, мечтали о культурной России, которая, преодолев многовековую отсталость, включится в единую мировую культуру. Их также занимали вопросы познания и независимости философии и науки от церкви, проблемы нравственности.

Ф. Прокопович (1652-1726) защищал абсолютизм, В.Н. Татищев (1626-1750) обосновал европеизм и, преклоняясь перед светом наук, утверждал необходимость овладения ими. Философию он рассматривал в качестве высшей науки, синтезирующей истинное знание, подчеркивая, что «философия не токмо полезна, но и нуждна вере». Ему принадлежит первая в России классификация наук, позволившая утвердить позиции научного познания в обществе. А.Д. Кантемир (1708-1744) углубил представление о философии, относясь к ней как к науке со строгой системой понятий и категорий. «Философия, - пояснял он, - слово греческое, по-русски – любомудрие. Сим генеральным именем разумеется основательное и ясное знание дел естественных и преестественных, которое достигается прилежным рассуждением о тех делах». Освобождая философию от богословия, Кантемир выделил в ее структуре логику (словесницу) – учение о правильных суждениях и доказательствах истины, нравственность (ифику) – учение о «худых и добрых делах, правилах добродетели, физику – учение о познании причин «естественных» действий вещей и метафизику – учение о душе, о духе, о Боге.

Под воздействием идей «ученой дружины» и при активнейшем участии Петра I в России начинает развиваться система образования, появляются первые музеи и публичная библиотека, вызревает идея создания своей Академии. В страну все чаще приезжают известные ученые. Складывается особая духовная атмосфера и культурная среда, в которой только и мог раскрыться гений М.В. Ломоносова (1711-1755). Неоценимы его заслуги в отечественной науке и философии. Он стоит у истоков материалистической традиции в русской философии, утверждая, что в основе материи лежат мельчайшие частицы вещества, из которых и складываются все предметы и процессы. Согласно его корпускулярно-молекулярной теории строения вещества, материя понималась как нечто протяженное, непроницаемое и неделимое. Важнейшими свойствами ее считались действие – противодействие, притяжение – отталкивание, движение – покой, которые трактовались как объективные. Движение характеризовалось как проявление внутренней активности материи.

В теории познания великий ученый преодолевает односторонность европейского эмпиризма и рационализма и настаивает на синтезе этих принципов. От эмпирической систематизации предметов внешнего мира, пишет он, человек идет к теории и логическому обобщению; основные ступени научного познания – эксперимент – математика – теория. Говоря о духовной жизни человека, М.В. Ломоносов всегда подчеркивал, что она есть нечто большее, чем знание; это – целостное единство веры, истины и красоты.

Философско-материалистические позиции во многом повлияли и на отношение к Богу, оно – деистическое. Будучи глубоко религиозным человеком, Ломоносов признавал, что в мире действует «предустановленная гармония» (в духе Лейбница, которого он почитал), данная свыше. Но возможности Бога ограничены: он – лишь великий «архитектор мира», создавший его законы; мир после этого развивается согласно этим законам самостоятельно, и задача науки – познать их. Таким образом, допуская Бога-творца, мыслитель не наделял его сверхъестественными силами и возможностями. В отношениях между наукой и религией Ломоносов придерживался теории «двойственности истины», по которой истины Священного Писания и истины науки рассматривались как равноправно существующие.

Поздепросветительская эпоха пытается осознать результаты петровских реформ и критическим взглядом окинуть российскую действительность: С.Е. Десницкий, Д.И. Фонвизин, М.М. Щербатов, А.Н. Радищев и др. Князь М.М. Щербатов (1733-1790) констатирует «повреждение нравов» в России, указывая причиной того вторжение иноземной культуры с ее роскошью и изнеженностью. Просвещение, по его мнению, принесло упадок веры и нравов, безверие и разврат. В семитомной «Истории Российской от древнейших времен» М.М. Щербатов идеализирует допетровскую старину в смысле цельности и чистоты нравов, а в книге «О возрождении нравов в России» требует для страны не только умственного прогресса, но и нравственного просвещения. Он набрасывает программу преподавания разных наук и высказывает мысль о ценности философии, «способствующей исправлению нравов».

Самой яркой фигурой этого времени, стоявшей у истоков радикально-демократического направления русской мысли, был писатель и философ А.Н. Радищев (1749-1803). В «Путешествии из Петербурга в Москву», в оде «Вольность» он резко критиковал систему крепостного права и самодержавия в России, называя угнетение человека безнравственным, а крепостное право «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием». А.Н. Радищев высказывался за искоренение рабства на основе антимонархической программы и концепции общественного договора, дающих власть закона и «блаженство гражданам».

В историю отечественной философии он вошел и как родоначальник антропологической традиции – учения о человеке, его природных и социальных качествах, познавательных возможностях. В работе «О человеке, его смертности и бессмертии», написанной в ссылке в 1792 году, Радищев изложил материалистический взгляд на мир, признавая независимое от познающего субъекта существование природы как множества предметов, обладающих формой, твердостью, движением и другими объективными свойствами. В ходе эволюции природа порождает все более совершенные существа, и самым совершенным из тварей, живущих в единстве с ними и с космосом, является человек. «В нем все стихии и возможности природы сошлись вместе, чтобы создать свой венец». Отличительными особенностями человека Радищев называет разум, речь, способность к общественной жизни (соучаствование), главным же признаком – душу, духовный мир, где человек обретает лучшее из качеств – внутреннюю свободу. Целью человеческого бытия философ полагает самосовершенствование, считая, что человек создает себя сам, и мощным побудительным мотивом тому служит несовершенство его физического организма. Общественным прогрессом движет разум, воплотившийся в науке, искусстве и различных ремеслах.

Основывая свои взгляды на правиле «сходственности» (все что может быть сказано о животных можно сказать и о человеке) и на идее восходящей эволюции, Радищев впервые в русской философии вглядывается в сущность человека и продвигает вперед учение об активности его сознания и всей духовной жизни, что вполне соответствовало поискам мировой философской мысли, в том числе и его современника И. Канта. Благодаря Радищеву в России создается фундамент для уникальной антропологической традиции с ее гуманистическими устремлениями.

Философско-антропологическими, по преимуществу, были размышления и другого философа – Г.С. Сковороды (1722-1794), по мнению В.В. Зеньковского, «первого философа на Руси в точном смысле этого слова». Получив образование в Киевско-Могилянской духовной академии, отказавшись от духовной карьеры, он выбирает жизнь странствующего философа – проповедника, чьи мысли были устремлены к человеку, его душе, поступкам, познанию. Судьба и философский интерес Г. Сковороды удивительно напоминают Сократа, которого он почитал за кумира. Тема человека роднит его и с Радищевым, но подход здесь иной. Если Радищев выяснял место человека в эволюционном ряду и анализировал его естественные и социальные качества, то философ из Малороссии, во-первых, отталкивался от Библии и наследия «отцов Церкви» и, во-вторых, обращал взор к «внутреннему» миру человека. С ним в отечественную философию вошла тема сердца. «Всему в человеке глава – сердце… Только оно способно выбрать истинный путь правдивой жизни… Сердце и есть истинный человек», - говорил Г. Сковорода.

Говоря о познании, он выделял два слоя его: грубый, практический и тонкий, созерцательный, «окрыленный», называя последний высшим познанием, познанием Бога. Оно дано не каждому, а лишь тому, кто способен оторваться от «плена чувственности», вырваться из стихии греховности мира и прислушаться к глубинному голосу души, сердца. По убеждению Г.С. Сковороды, в человеке живет Божье Слово, и цель человеческой жизни – «сыскать в себе искру Божью, а она уже, освещая нашу жизнь, поведет нас к Священному Царству». Человек индивидуален в своем бытии, но «искра Божья» делает его всечеловечным.

Философия Г.С. Сковороды, религиозно-мистическая по своему содержанию, включала, однако широкий круг общечеловеческих проблем: добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, нравственного совершенствования, и ее часто называют морально-практической философией.

XVIII в. – век русского Просвещения – значительно укрепил позиции философии в обществе: ее изучали в духовных академиях и семинариях, в Московском университете со дня его основания существовал философский факультет, появились первые профессиональные философы; философский дух стал духом времени. Была подготовлена серьезная база для «взлета» философской мысли в XIX в., который, по праву, считают «золотым веком» русской философии.