Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология рефлексии.doc
Скачиваний:
129
Добавлен:
26.10.2018
Размер:
1.56 Mб
Скачать

8.3. Результаты исследования и их интерпретация

В результате проведения исследования были получены количественные и качественные результаты, требующие тщательной обработки, анализа и интерпретации.

Математическая обработка результатов осуществлялась в несколько этапов:

1. Вычислялось среднее значение уровня рефлексивности для всех экспериментальных подгрупп, а также среднее квадратичное отклонение.

2. Группа здоровых испытуемых разбивалась с помощью стандартизированной статистической процедуры на три подгруппы -высокорефлексивные, низкорефлексивные и со средним уровнем рефлексивности. Вычислялось среднее арифметическое и среднее квадратичное отклонение для каждой подгруппы (табл. 8.1.).

Таблица 8.1.

Таблица средних значений уровня рефлексивности

Название нозологии

Среднее значение уровня рефлексивности

Среднее квадратичное отклонение

Алкоголизм

105

12

Эпилепсия

114

15

Шизофрения

123

18

Невроз

141

14

Психастения

130

4

Демонстративность

115

9

Циклотимия

113

7

Низкая САМОАЛ

116

12

Средняя САМОАЛ

134

10

Высокая САМОАЛ

126

10

3. Зависимость между уровнем рефлексивности и степенью психологического благополучия выстраивалась графически (см. рис. 8.1.).

Рис. 8.1.

4. Вычислялась значимость различий между каждой экспериментальной подгруппой по методу t-критерия Стьюдента (табл. 8.2.).

Таблица 8.2.

Значения критерия Стьюдента

Нозология

Алко-голизм

Эпилепсия

Шизо-френия

Невроз

Психа-сте-ния

Демо-нстратив.

Цик-лотимия

Низк. САМОАЛ

Выс. САМОАЛ

Сред. СА-

МОАЛ

Алкоголизм

2.36

4.28

7.81

5.62

2.39

2.13

2.43

6.11

4.6

Эпилепсия

2.34

6.44

3.93

---

---

---

4.26

2.2

Шизофрения

3.64

2.1

2.19

2.38

3.46

2.9

---

Невроз

3.14

4.7

5.1

7.24

2.4

2.9

Психастения

3.39

4.21

3.17

---

---

Демонстративн.

---

---

4.51

3.6

Циклотимия

---

4.72

3.84

Низк. САМОАЛ

3.49

3.38

Сред.САМОАЛ

2.44

Выс. САМОАЛ

5. Проводился качественный анализ полученных данных, в частности анализ поведения испытуемых в ситуации обследования, а также их высказываний относительно процедуры эксперимента и своего состояния.

Как можно видеть из данных, представленных на графике, зависимость между уровнем рефлексивности и показателями психического здоровья оказалась сложной и нелинейной, что подтверждает гипотезу исследования.

Наиболее низкий показатель уровня рефлексивности характерен для больных алкоголизмом, что объясняется изменением самой структуры личности, сопровождающего формирование алкогольной зависимости. В частности, у многих больных нарушена критичность в оценке своего состояния, выражающаяся в отрицании факта наличия заболевания. Свое пребывание в стационаре такие больные считают случайностью или указывают на соматические дисфункции как причины госпитализации. В плане психологических механизмов, выраженное снижение уровня рефлексивности происходит за счет рассогласования мотивационных, целевых и собственно регулятивных компонентов деятельности (Братусь, 1984). Следует также отметить, что вторая стадия алкоголизма сопровождается развитием психоорганического синдрома, характерными признаками которого являются общее снижение когнитивных функций, входящих в структуру свойства рефлексивности как надинтегрального психического процесса.

Больные эпилепсией проявляют в эксперименте более высокий уровень рефлексивности, чем больные алкоголизмом, что связано с наличием у данной группы больных критичности по отношению к своему состоянию и более или менее адекватным осознанием факта болезни. Многие пациенты особенно в начале заболевания пытаются сознательно компенсировать снижение интеллектуальных функций, то есть вырабатывают стратегии совладания с болезненными проявлениями и, следовательно, способны отслеживать их динамику. Об этом также свидетельствует статистическая значимость корреляции между продолжительностью течения заболевания и показателем уровня рефлексивности для данной нозологической группы. Тем не менее, характерные для эпилепсии изменения в когнитивной сфере: вязкость, ригидность мышления, концентрация на несущественных деталях снижают общую продуктивность мышления, и, таким образом, существенно затрудняют реализацию рефлексивных процессов.

Для больных шизофренией, в среднем, характерен более высокий уровень рефлексивности по сравнению с предыдущими группами. В то же время эта группа больных может быть разделена на две подгруппы, одна из которых характеризуется низким уровнем рефлексивности, другая - резко завышенным. Анализ историй болезни показал, что первая подгруппа характеризуется сниженным общим эмоциональным фоном и ослабленным волевым контролем (апатико-абулический синдром), а также бедной "продуктивной симптоматикой". Отношение к факту обследования нейтральное. Ответы на вопросы экспериментатора даются формальные и не комментируются больными. Для второй подгруппы свойственно наличие обильной "продуктивной" симптоматики: нестойких бредовых образований, галлюциноза, частой смены эмоциональных состояний. Как отмечает А.Б. Холмогорова, высокий уровень рефлексивности у этой группы больных связан с резким усилением рефлексии собственного Я, «личностного зацикливания» и невозможности смены данной рефлексивной позиции, что нарушает и в ряде случаев вытесняет отслеживание содержания деятельности и существенно затрудняет коммуникацию [208]. Таким образом, для больных шизофренией характерно два варианта нарушений рефлексивных процессов – их общее снижение, что наблюдалось в первой подгруппе, и искажение с резким усилением личностной рефлексии, что также наблюдалось в исследовании.

Больные неврозом представляют собой группу с максимальным показателем выраженности уровня рефлексивности, который возрастает при увеличении продолжительности заболевания. У данной группы больных также отмечается усиление рефлексии собственного Я и внутренних переживаний, «личностного зацикливания» и невозможности смены данной рефлексивной позиции, что в ряде случаев нарушает отслеживание содержания деятельности и коммуникации, таким образом, снижая эффективность адаптации. Тем не менее, обычно больные неврозами сохраняют трудоспособность, однако легко астенизируются и становятся эмоционально лабильными. Кроме того, в самой картине невроза могут присутствовать навязчивые состояния, выражающиеся в постоянном анализе собственных мыслей, поступков, мыслей о поступках, навязчивых сомнений и раздумий, подчас делающих невозможным начать какую-либо деятельность. Таким образом, в структуре невроза могут присутствовать два типа нарушений рефлексивных функций: усиление рефлексии собственного Я и «навязчивое рефлексирование», являющееся не общей характеристикой, а отдельным симптомом в картине заболевания.

Кроме того, согласно данным, полученным на предыдущем этапе исследования, характеристики, присущие высокорефлексивным индивидам, а именно, повышенная тревожность, неудовлетворенность собой, повышенное внимание и сензитивность по отношению к свои внутренним переживаниям, являются характерными преморбидными особенностями больных неврозом, и в случае развития заболевания становятся более выраженными. Данную группу больных также характеризует адекватная или, в ряде случаев, гипернозогнозия, критичность по отношению к своему состоянию и способность к сознательной выработке механизмов совладания с болезненным состоянием. Среди больных этой группы в ходе исследования наблюдалась наибольшая заинтересованность фактом обследования, и, в особенности методическим материалом. Вопросы, составляющие методику диагностики уровня рефлексивности, многие участники эксперимента оценивали как «в точности описывающие их особенности», что указывает на высокую валидность методики при работе не только с «нормой», но и на клиническом материале.

В целом, среди испытуемых, страдающих тем или иным психическим расстройством, уровень рефлексивности оказывается статистически связанным не с продолжительностью заболевания, как можно было бы предположить, а с особенностями нозогнозии и критичностью по отношению к болезненным проявлениям. Именно адекватное, критичное отношение к изменениям в самочувствии и межличностных отношениях позволяет больным отслеживать динамику болезненных проявлений и сознательно вырабатывать эффективные способы компенсации этих проявлений, что возможно на основе рефлексивных механизмов регуляции деятельности и поведения.

Среди психически здоровых испытуемых, показатели уровня рефлексивности также заметно варьируют. В частности, акцентуированные личности, с ярко выраженным заострением демонстративных и циклоидных характерологических черт демонстрируют незначительное снижение уровня рефлексивности. Данные акцентуации характера, таким образом, являются факторами, препятствующими адекватному развитию свойства рефлексивности. Психастеническая акцентуация, в отличие от указанных, характеризуется не снижением, а искажением рефлексивных процессов, которые направляются не на отслеживание деятельности, а на внутриличностные процессы, в первую очередь связанные с физическим и психическим самочувствием.

Среди здоровых неакцентуированных личностей существуют статистически значимые различия по уровню рефлексивности и выделяются низкосамоактуализирующиеся, среднесамоактуализирующиеся и высокосамоактуализирующиеся личности.

Низкосамоактуализирующиеся испытуемые характеризуются невысоким уровнем рефлексивности, который, согласно нашим предыдущим исследованиям, предполагает невысокую креативность, импульсивность, зависимость от социального окружения, некоторую негибкость в общении. Эти свойства, в целом, можно обозначить как личностный инфантилизм - понятие, противоположное личностной зрелости по А. Маслоу.

Наиболее высокий показатель уровня рефлексивности выявился у среднесамоактуализирующихся личностей. Однако уровень рефлексивности в данной группе не является завышенным, в отличие от больных неврозом. Данная подвыборка оказалась самой многочисленной, и ее основной характеристикой является успешная адаптация к окружающей среде, сохранение относительно постоянных комфортных условий жизнедеятельности, не предполагающее каких-либо существенных преобразований окружающей среды.

Высокосамоактуализирующиеся личности отличаются средним уровнем развития рефлексивности. Данную группу составляют личностно зрелые испытуемые, характеризующиеся высокой потребностью в познании, автономностью, спонтанностью, общенческой и поведенческой гибкостью. Высокая креативность, характерная для этих индивидов, проявляющаяся в стремлении к преобразованию пространства жизнедеятельности, отодвигает на второй план рефлексивность в процессе деятельности, что снижает удельный вес регулятивной компоненты деятельности.

Таким образом, как видно на графике, уровень рефлексивности возрастает от заболеваний, характеризующихся анозогнозией и низкоэффективными механизмами совладания с болезнью к невротической патологии, для которой свойственно максимальное осознание факта болезни и адаптация к нему через сознательное развитие механизмов совладания. В «здоровой» выборке пиковое значение уровня рефлексивности принадлежит группе среднесамоактуализирующихся личностей. Таким образом, зависимость между уровнем рефлексивности и состоянием психического здоровья является сложной, нелинейной, то есть обусловленной целым рядом психологических факторов, таких как нозология, критичность по отношению к проявлениям заболевания, способность к выработке механизмов совладания и др.

Кроме того, сама по себе взаимозависимость между двумя такими сложными характеристиками, как рефлексивность и адаптация, представляющими собой симптомокомлексы различных свойств личности и обладающих свойствами структурности; не может быть однозначной, тем более линейной.

Итак, на континууме психического здоровья имеют место два пика развития рефлексивности: "невротический" и "нормальный". Таким образом, высокоразвитая рефлексивность не предопределяет психического благополучия. Вместе с тем, больные неврозом, так же, как и среднесамоактуализирующиеся личности характеризуются оптимальной адаптацией к окружающей среде: первые в контексте болезни, вторые - в условиях нормального функционирования. Можно отметить, что рефлексивность выше среднего уровня как показатель оптимума адаптации несет различную смысловую нагрузку в норме и патологии: в одном случае она подразумевает высокую социальную адаптивность, в другом - эффективность механизмов совладания с болезнью.

Интересно, что высокосамоактуализирующимся личностям не свойственен высокий уровень рефлексивности. Безусловно, у таких людей рефлексивность развита как общая способность и может быть при необходимости развернута в деятельности. В то же время развитие высокосамоактуализирующейся личности направлено на творческое преобразование окружающей среды, что снижает "удельный вес" рефлексивности в деятельности.

Как можно видеть из данных, представленных в таблице значений t–критерия Стьюдента, 80% экспериментальных подгрупп значимо различается по средним значениям уровня рефлексивности. Такой результат свидетельствует, прежде всего, о специфике не только качественных проявлений, но и степени выраженности уровня рефлексивности на различных точках континуума психического здоровья. Не менее важно отметить, что методика измерения уровня рефлексивности в условиях клинического обследования использовалась впервые, и значимость различий между подвыборками указывает на высокую валидность и прогностическую ценность данной методики.