Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
STAT_I_PO_ISTORII_ISKUSSTVA_DLYa_3_KLASSA (5).docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
29.03.2016
Размер:
9.66 Mб
Скачать

1

СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА ДЛЯ 3 КЛАССА

Русская церковная архитектура

Русская церковная архитектура начинается в России с угвержде- ния христианства (988г.). Приняв от греков (Византии) веру, Русь одновременно позаимствовала у них и форму храмов. Построенные во многих русских городах, они напоминали по плану визан тийские. В основании их - прямоугольник с тремя (или более)алтарными

полукружиями. Внутри - обычные столбы, те же арки и купола. Но при большом сходстве между древнерусскими храмами и византийские заметно их отличие в отдельных деталях. Во многокупольных византийских храмах купола ставились на особых столбах и на различной высоте по сравнению с главным куполом, в русских храмах все купола ставились на одной высоте. Окна в византийских храмах были большими и частыми, а в русских - маленькими и редкими. Врезки для дверей в византийских храмах были горизонтальными,

в русских - полукруглыми.

Собор Святой Софии в Киеве.1037-1044.Восточный фасад.

В византийских больших храмах иногда устраивалось по два притвора - внутренний, предназначенный для оглашенных и кающихся, и наружный (или крыльцо), обставленный колоннами. В pyccких храмах устраивались одни внутренние паперти небольших размеров. В византийских храмах колонны составляли неотъемлемую часть как внутренних, так и во внешних формах; в русских храмах колонн не было. Благодаря этим различиям русский стиль называется не просто византийским (греческим), а смешанным - русско-греческим.

Спасо-Преображенский собор в . Переяславле -Залесском.1157

Каменные храмы в России были немногочисленны. Преобладали деревянные, и в них проявлено больше вкуса и самостоятельности, чем в постройках каменных.

2

Форма плана деревянных церквей представляла квадрат, равносторонний крест или продолговатый четырехугольник. Купола делались или круглые, или башнеобразные, иногда в большом количестве и разнообразной величины. Характерной особенностью русских куполов являлась особая главка под крестом, . напоминавшая луковицу.

С течением времени, в XVI веке, русские строители вырабатывают и в каменной архитектуре собственный национальный стиль. Первый вид русского стиля носит название "шатрового", затем появляется "столбовой" или "шатрово-ярусный стиль". Для последнего характер­но соединение вместе нескольких отдельных церквей, из которых каждая имеет вид столба или шатра, увенчанного куполом или глав­кой. Помимо массивности столбов и колонн и большого количества главок в виде луковиц, особенностями столбового храма является яр­кость и разнообразие красок наружных и внутренних его частей. Вре­мя распространения шатрового храма заканчивается в XVI веке, а столбового - в XVII веке, позднее замечается нерасположение к ним и даже запрещение их со стороны духовной власти (может быть, вслед­ствие отличия его от исторического византийского стиля). В послед­ние десятилетия 19 века начинается возрождение этого вида храмов.

.

Церковь Николы на Липне близ. Церковь Спаса на Нередице.1198. Церковь Трифона в

Новгорода. 1292. Новгород. Напрудной слободе.

Москва.15 век.

В XVII, XVIII и XIX столетиях большое распространение получают "домовые церкви", устраиваемые в палатах, дворцах, при учебных и правительственных учреждениях и при богодельнях.

Из западноевропейских стилей (романский, готический и стиль Возрождения) при постройке русских церквей нашел применение только стиль Возрождения. Черты этого

3

стиля усматриваются в двух главных соборах Петербурга - Казанского и Исаакиевского.

Теперь же, получив необходимую информацию о христианском храме и его развитии, рассмотрим русский православный храм более подробно, касаясь его символического и образного смысла.

В понимании византийских, а потом и древнерусских мыслителей и художников вся структура мироздания пронизана идеей единого обра­за. Отсюда понятие вселенской церкви, а применительно к архитекту­ре - идея, что храм есть образ Мира, есть космос. Космос - мировой порядок, противостоящий хаосу, из него рожденный и проясненный.

Это воплотилось уже в константинопольской Софии, хотя там, ко­нечно, ощутимо античное влияние. Но русские строители в отличие от византийских соединили в понятии "храм" макрокосм (природа, Вселенная) и микрокосм (человек). У них храм не только образ мира, но и образ человека. Архитектурными, скульптурными и живописны­ми средствами они воссоздали некий всеобщий образ Мира, воздей­ствующий как намолящегося внутри храма, так и на лицезреющего храм со стороны. Количество куполов, завершающих русский храм, также выражает определенную символику. Одна глава - символ Единого Бога, три гла­вы - символ Пресвятой Троицы; пятиглавие - символ Господа и четы­рех евангелистов и одновременно посвящение всего храма Спасите­лю; семиглавие - семь даров Святого Духа; девятиглавие - 9 чинов Сил Небесных и 9 чинов угодников Божьих, тринадцатиглавие - указание на Христа и 12 его апостолов; двадцать пять глав - символ Богороди­цы с представшими перед нею 12 пророками и 12 апостолами; трид­цать три главы означают 33 года земной жизни Христа.

Софийский собор во Владимире. Спасский собор Спассо-Андроникова монастыря. - церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.

4

Связью между миром земным и миром небесным, между человеком и Богом является крест. Это символ Нового Завета, символ победы над смертью, пересечение небесного и земного, тайны основания Все­ленной. Изображение полумесяца у подножия креста являет собой ви­доизменившийся знак змия (зла), попранного крестом, и символ ча­ши, в которую стекала кровь Христова.

Луковичное завершение храма воплощает идею горения к небесам, причем этот "огонь" вырывается не непосредственно из земли, а из цилиндрических барабанов под главами, покоящихся на пьедестале основных объемов. В целом основной объем воспринимается кубом, который является символом земли. Отсюда, от земли, рождается молитва к небесам. Однако в образных формах архитектуры необходим пространственная связь, переход между землей и огнем. Этой связью является расчлененная на округлые и треугольные формы верхняя грань (плоскость) куба. Верхнее ребро превращается первично, в самом раннем варианте, в систему закомар (полукружий) и фронтонов

(треугольников), становится мягкой волной, воплощающей собой идею бесконечности, высшего совершенства. Встречающиеся в Византии, Киевской Руси (X - XI вв.), а также более поздний период ярусные композиции, ступенями ведущие силуэт подглавного объема к центральной главе храма, воплощают в себе идею связи верха и низа, земли и неба, людей и Бога. Более того, ступенчатые композиции храмов символизируют собой лестницу, пересекающую три зоны, связывающие мир людей, мир умерших и Бога.

Покровский собор"Что на рву"

Покровский собор"Что на рву" Церковь Вознесения в Коломенском. Москва.. Храм-памятник на месте Куликовской битвы.

Есть еще одна интересная, совершенно по-разному решаемая общая черта у большинства русских храмов X - XVII вв., это трехчастное членение их общего объема. Наиболее наглядно оно выражено в ярусно-ступенчатых структурах, но отнюдь не только в них. На три части делятся объемы всех храмов, правда, более обобщенно. У псковских

5

церквей обязательно отделяется от стены высокий цоколь, аркатурный пояс владимиро-суздальских храмов делит стену посередине, та же и валик старомосковских. Так создается законченный образ мир; единицей которого выступает архитектурная система. Космос, образом которого является храм, имеет трехчастную вертикальную структуру и состоит из верхнего мира (небо), среднего мира (земля) и низ него мира (подземное царство). Иногда нижний мир трактуется как хаос, что влечет за собой исключение его из трехмерной схемы космической Вселенной. Видимо, последнему положению следовали новгородские зодчие, создавая компактные общие объемы своих храмов гладким кубом подглавной части, предполагая, что окружающая застройка достаточно символизирует хаос.

Любой объем, предполагающий в себе наличие внутреннего пространства, должен иметь входные проемы и проемы, пропускающие свет. Но даже эти абсолютно функционально ясные элементы тоже наделен особым символическим смыслом: окно (дверь) - неусыпное око, образ света, ясности, устанавливающий связь человека, его души с Богом.

Внутреннее устройство русского храма также делит его на три части: притвор, средняя часть, алтарь. Притвор есть преддверие к храм В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, то есть лица, готовящиеся к Святому Крещению.

Средняя часть храма, называемая иногда нефом, или кораблем предназначается для молитвы верных, то есть лиц, уже принявших Крещение. Достопримечательные места в этой части - солея, амвон, клиросы и иконостас.

Солея - возвышенная перед иконостасом часть храма, устроенный; для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для предстоящих. В древности солея была очень узкая.

Амвон - полукруглая середина солеи против Царских врат. С амвона читается Евангелие и произносятся проповеди.

Клиросы - конечные боковые места солеи, предназначающиеся д. чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.

Иконостасом называется стена, отделяющая алтарь и вся обcтавленная иконами, иногда в несколько рядов.

6

С уровня земли поднимемся по лестнице на площадку перед входов это паперть. Перелом наклонной (обобщенно - лестницы) плоскости на горизонтальную требует естественной остановки на ней. И вот перед нами вход, пройдя через который предстоит попасть уже в другой мир, отличный от реального. Даже после неболь­шой паузы на паперти невозможно ввести сразу че­ловека в Божий Мир, нужен еще небольшой очища­ющий шаг, промежуток. Им является притвор, пер­вая часть собственно храма, но церковью еще не яв­ляющаяся. Сама лестница, ведущая в храм, входной проем храма и дверь притвора находятся строго друг против друга, это не случайно, эта связь "по пря­мой" (по оси) так же естественна и целенаправлен­на, как обращенность человека к Богу. Наконец, миновав притвор, мы попадаем в центральную часть храма - церковь, место пребывания молящих­ся людей.

В плане церковь делится рядами колонн (опор) на отдельные части (нефы), ихнепременно нечетное число и центральный неф шире боковых - таким об­разом, выделяется центральная часть, ограниченная по углам четырьмя опорами. Общее решение плана церкви таково, что в его структуре четко определена проекция креста, но не навязчиво, а скрыто; она "спрятана" в прямоугольный план самого собора.

Креста как такового необходимо коснуться осо­бо, дабы понять необходимость его включения в планировочную структуру храма.

Храм являет собой образ мира, более упрощен­ной вариацией которого является Мировое древо, имеющее также трехчастную структуру членения по вертикали.

Крест же, в свою очередь, является геометризированным вариантом Мирового древа, но не един­ственный источник образа. Крест - это символ жиз­ни и смерти, смерти и возрождения. Обобщенно в планировочном решении храма объединились формы квадрата (в более общем ва­рианте - прямоугольника) и креста.

Мы расшифровали план только православных хра­мов X - XV веков. Помимо них существуют храмы XVI - XVII веков: бесстолпные, шатровые, столпооб­разные, шатрово-ярусные, ярусные. Геометрия их планов идею креста практически не развивает, и во­обще она более проста; возможно, например, ее про­чтение как единства и неразрывности земного поряд­ка или победы духа над материей, в чем заключается высшее совершенство. Только шатровые каменные храмы и некоторые типы деревянных имеют в плане абсолютно конкретный, равноразвитый крест.

7

Здесь необходимо вспомнить о естественной по­следовательности развития всей русской архитекту­ры X - XVII веков. В чистом виде геометрическая идея храмов X - XV веков не будет повторена в бо­лее поздних, но она будет основном предполагаема. Внутреннее решение всех русских храмов X - XVII веков останется абсолютно неизменно, подтверждая идею их смыслового единства и преемственности.

Самостоятельная работа: рассмотреть и зарисовать схематично шесть особенностей средневековой русской архитектуры; узнать историю постройки одного из

храмов своего города (источник названия, когда и кем построен, выявить к

какому типу храмов он относится).

Феофан Грек.

В средние века считалось, что единственный на земле творец и создатель всего сущего — Бог. Поэтому ни живописец, ни зодчий никогда не афишировали свое авторство. И все-таки имена некоторых иконописцев до нас дошли. Среди них самые известные: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков.

Феофан Грек. Как известно, христианское искусство, в том числе живопись, пришло на Русь из Византии. Связь с «прародиной» русской культуры не прерывалась и в последующие столетия. В 70-е годы XIV в. в Новгород приехал выдающийся византийский живописец Феофан по прозвищу Грек. Имя этого человека - одно из самых известных в истории европейского средневекового искусства. Художник работал во многих странах, но созданные им произведения сохранились только в России, куда он приехал во второй половине 14 века и прожил значительную часть жизни. До нас дошло письмо знаменитого московского писателя начала 15 века Епифания Премудрого, в котором он с восхищением рассказывает о жившем в Москве Феофане Греке.Он называет Феофана "преславным мудрецом, искуснейшим философом, известным книжником и лучшим живописцем среди иконописцев". Из достоверного наследия Феофана уцелел только один памятник, исполненный в 1378 году фрески церкви Спаса Преображения На Ильине улице в Новгороде.

Вскоре в куполе храма, символизирующем небо, помещен Христос Вседержитель с закрытой книгой в руке. Христос представлен

8

творцом всего сущего. Он видит дела свершающие дела земные и будет судить род человеческий в день Страшного суда. Глядя на его лик, у прихожан храма, наверное, не раз пробегали мурашки по коже. Их пугал истовый взгляд больших круглых глаз, мясистый нос, огромная благословляющая рука. Спас Феофана должен был внушать всякому страх и смирение, напоминать о неотвратимости Страшного суда. Главное в нем гигантская духовная сила , творческая мощь. мудрость всезнания. такой образ Христа был очень важен для средневекового человека: он вселял надежду на спасение, показывал важность нравственного совершенствования, избавления от пороков, призывали к праведной жизни, душевной чистоте.

На одной из стен храма Феофан написал столпников. Это — аскеты-отшельники, селившиеся вдали от людей, чтобы придаваться религиозному самосозерцанию. Образы столпников предельно выразительны.

Чего стоит, например, Макарий Египетский, знаменитый богослов, автор многочисленных религиозных сочинений. Его облик предельно упрощен и подобен некоему символу. Белые косматые пряди волос и бороды почти полностью скрывают похожее на маску лицо. Необыкновенно выразительны вскинутые в молельном жесте кисти рук. Образы столпников одухотворены. Божество открывается им в потоках света

Обратите внимание на то, что Феофан добивался сильнейшего художественного впечатления простыми живописными средствами. И Спас и Макарий по сути написаны всего двумя красками — красно-коричневой и белой. Это — свидетельство большого таланта. Манера исполнения кажется совершенно необычной. Это прежде всего передача божественного света в виде ярких белильных бликов, положенных поверх формы.

Из Новгорода в начале XV в. Феофан переехал в Москву, где расписал несколько храмов. К сожалению, ни один из них не сохранился. Лишь немногие иконы, выполненные им, дожили до нашего времени. Одна из самых известных — «Успение Богоматери».

9

Богоматерь лежит на смертном одре. Перед ней — свеча, символ угасающей жизни. Позади ложа стоит Христос с душою усопшей в образе спеленутого младенца. Вокруг — ученики Христа, апостолы. Их лица полны скорби и печали. Все в рамках традиционной иконографии, но Феофану этого недостаточно. Над головой Христа он пишет огненно-красного ангела херувима. Его яркое пятно преобразило всю икону.

На оборотной стороне «Успения» изображена «Донская Богоматерь». По иконографии она близка «Владимирской». Но сравните их лики: Феофан поменял акценты с печали и скорби на нежность и любовь. Именно этими чувствами проникнут взгляд Богородицы, устремленный на младенца.

Уже в древности «Донская Богоматерь» Феофана была признана чудотворной. Как гласит легенда, накануне Куликовской битвы икону подарили князю Дмитрию Ивановичу

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]