Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИЭУ.docx
Скачиваний:
39
Добавлен:
20.03.2016
Размер:
133.76 Кб
Скачать

14) Теория товара, стоимости и денег.

В экономической теории К. Маркса деньги рассматриваются как товар особого рода. Золото потому стало выполнять функции денег, считал К. Маркс, что оно сохраняло свою товарную природу. Как обычный товар золото обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость золота заключается в том, что оно служит для изготовления украшений, используется в промышленности и т.д. Стоимость золота, по мнению К. Маркса, заключается в том, что на его добычу затрачено большое количество общественно необходимого труда. В качестве денег золото приобретает свойства товара особого рода, т.е. обладает особой потребительной стоимостью и особой формой стоимости. Особая потребительная стоимость денег выражается в свойстве быть всеобщим эквивалентом. Это означает, что:

  • потребительная стоимость денег становится всеобщей непосредственной формой проявления стоимости всех других товаров;

  • заключенный в деньгах конкретный труд приобретает свойство быть всеобщей формой выражения абстрактного человеческого труда;

  • частный труд, затраченный на производство денег, выступает как труд в непосредственно общественной форме.

В отличие от всех других товаров деньги являются непосредственным воплощением стоимости, непосредственно общественной формой существования абстрактного человеческого труда. Золото в качестве денег имеет особую форму стоимости. Это означает, что оно является товаром по преимуществу, приобретает форму непосредственно всеобщей обмениваемости на все другие товары, обладает непосредственно общественной формой стоимости.

Деньги — это отделившаяся от самих товаров и получившая самостоятельное бытие меновая стоимость. Развитие товарного обращения вызывает к жизни новые функции денег, способствует появлению их новых форм. Возникающие в процессе обращения товаров функции денег (мера стоимости, средство обращения, сокровище, средство платежа и мировые деньги) составляют своеобразные ступени в формировании стоимости как самостоятельного бытия.

К. Маркс писал, что в качестве денег необязательно должно фигурировать золото. Функции денег могут выполнять и знаки стоимости, однако лишь в той мере, в какой они представляют отсутствующее в сфере обращения золото. Поэтому он определял деньги как диалектическое, внутренне противоречивое единство реального товара (золота) и его противоположности — знака стоимости.

Стоимость , по Марксу, равна сумме следующих составляющих:

W = C + V + M, где

C – постоянный капитал, V – переменный капитал, M – прибавочная стоимость.

15)К.Маркс. Прибавочная стоимость и рента.

Прибавочная стоимость – это стоимость, создаваемая сверх стоимости рабочей силы.

С – старая стоимость, воплощённая в затратах капитала на машины и оборудование, участвующие в производственном процессе.

(V + М) – вновь созданная трудом рабочего стоимость. V – капитал, затраченный на покупку рабочей силы. Подразделяя капитал на постоянный и переменный, Маркс имел в виду специфику участия их в процессе создания прибавочной стоимости: прибавочную стоимость создаёт только переменный капитал.

Кроме того, Маркс полагал, что норма прибыли имеет тенденцию к понижению из-за уменьшения в общем капитале доли переменного капитала, обусловленного накоплением капитала.

Т аким образом, капитализм характеризуется экономическими кризисами, безработицей, снижением эффективности и поэтому должен быть заменён социализмом.

Маркс доводит до логического конца трудовую теорию стоимости, утверждая, что поскольку в основе стоимости лежит труд, то рабочим должны по праву принадлежать все материальные блага общества, созданные их трудом. Но так как капиталисты добровольно не откажутся от принадлежащих им сре дств пр оизводства, рабочие должны изъять их в ходе революции.

По словам Маркса, цену на земледельческие продукты можно и следует определять по урожаю с самойхудшей почвы. Издерж­ки, которые образуются за счет доставки товара на рынок, сле­дует определять по самым большим издержкам. Та разница, кото­рая получается между количеством товара, произведенногона лучшей почве, и количеством товара, произведенного на худшей почве, есть дифференциальная рента.

Из-за частной собственности появляется монополия на землю. Такая монополия позволяет делать цену больше средней. Подобная монополистическая цена помогает зарождаться абсолютной ренте.

По мнению Карла Маркса, абсолютная рента может быть по­теряна при любом перевороте,а дифференциальную ренту поте­рять невозможно ни при каких обстоятельствах.

Также Маркс указал на то, что в истории земельной ренты бы­ло несколько этапов:

1) земельная рента превращается в ренту продуктами, произ­веденными на этой земле, т. е. крестьяне отдаютпомещику то, что произвели на его земле;

2) затем эта рента становится денежной, т. е. крестьяне долж­ны продать то, что произвели на землепомещика, и только по­том отдать ему земельную ренту деньгами;

3) позже всего появляется рента капиталистическая. Здесь ренту оплачивает предприниматель, который нанимает про­стых рабочих, бывших крестьян для обработки этой земли. По словам Маркса, именно переходот натуральной ренты к денежной создал класс неимущих людей, которым приходится лишь наниматьсяза деньги. В этот период те крестьяне, которые были богаче, позволяли себе нанять более бедных и темсамым становились еще более богатыми. Но даже при таком раскладе не всем неимущим находилась работа, поэтому им приходилось от­правляться в город, чтобы стать наемными работниками у како­го-нибудьпроизводителя.

При капитализме совершенно погибает маленькая земельная собственность. По словам Маркса,в капиталистической про­мышленности (да и в капиталистическом земледелии) произво­дительность силы труда и высокая мобильность достигаются лишь истощением работников и рабочей силы как таковой. Так­же Карл Маркс уверял, что капиталистический прогресс в земле­делии — это умение ограбить как землю, таки рабочего.

Маркс особо подчёркивал, что в условиях капитализма прибыль «… есть то же самое, что и прибавочная стоимость, но только в мистифицированной форме, которая, однако, необходимо возникает из капиталистического способа производства» [3]. В письме Энгельсу от 30 апреля 1868 Маркс писал: «Прибыль для нас прежде всего лишь другое название или другая категория для прибавочной стоимости. Так как благодаря форме заработной платы весь труд выступает как оплаченный, то неизбежно кажется, что неоплаченная часть его возникает не из труда, а из капитала, и притом не из переменной части его, а из всего капитала в целом. Вследствие этого прибавочная стоимость приобретает форму прибыли, — без количественного различия между той и другой. Это лишь иллюзорная форма проявления прибавочной стоимости» [4].

Фактически прибыль промышленного капитала представляет собой не что иное, как превращённую форму прибавочной стоимости, продукт переменного капитала. Суть превращения заключается в том, что прибавочная стоимость в форме прибыли предстает как порождение всего капитала(переменного и постоянного) и всех фаз его движения (как процесса производства, так и процесса обращения).

Иначе говоря, прибыль представляет собой такую объективно обусловленную форму внешнего проявления прибавочной стоимости, которая искажает её действительную сущность и вместе с тем сущность капиталистических отношений, маскируя тот факт, что единственным источником обогащения класса капиталистов является наёмный труд пролетариев.