Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Проблема человека в философии 20 века.doc
Скачиваний:
56
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
140.29 Кб
Скачать

Атеистический экзистенциализм

Атеистический экзистенциализм учит, что если даже бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек, или, по Хайдеггеру, человеческая реальность. Что это означает «существование предшествует сущности»? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма. Это и называется субъективностью, за которую нас упрекают. Но что мы хотим этим сказать, кроме того, что у человека достоинства больше, нежели у камня или стола? Ибо мы хотим сказать, что человек прежде всего существует, что человек - существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек - это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия. Не таким, каким он пожелает. Под желанием мы обычно понимаем сознательное решение, которое у большинства людей появляется уже после того, как они из себя что-то сделали. Я могу иметь желание вступить в партию, написать книгу, жениться, однако все это лишь проявление более первоначального, более спонтанного выбора, чем тот, который обычно называют волей. Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответственен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.

Христианский персонализм

Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) — лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма — утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.

Персонали́зм (от лат. persona — личность) — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — Бога.

Польский исследователь Е. Коссак в работе «Экзистенциализм в философии и литературе»[2] дает, по его мнению, устоявшуюся традиционную характеристику видов религиозного (христианского) персонализма. Эту традицию продолжает и незначительно перерабатывает Ю. Б. Мелих в своей работе «Персоналистическое содержание философии Л. П. Красавина»[3].

Необходимо остановиться на работе Е. Коссака, который выделяет два вида религиозного персонализма. Он кладёт в основу классификации сущностное определение термина личность определённой группой философов. Первая, выделенная им линия, это линия субстанционалистского персонализма идёт от Боэция и Фомы Аквинского и строит понятие личности, опираясь на категории субстанциальности, индивидуальности и разумности. Persona est naturae rationalis individua substantia (лат. «личность есть одаренная от природы разумом неделимая субстанция») — эту формулу Боэция Маритен толкует в духе Фомы: личность — это полная, индивидуальная субстанция интеллектуального характера, управляющая своими поступками sui juris (лат. «по собственным законам»), автоматическая в прямом смысле этого слова[4]. Личность здесь – нравственное бытие, но вместе с тем и метафизическая категория: ее субстанциальность предполагает невозможность свести субъективный мир к одному лишь сознанию бытия.

Вторая линия, по мнению Е. Коссака, восходит к Бл. Августину и проповедует несубстанциальность субъективного мира. Её он характеризует как субъективистский персонализм, в котором личность представляет собой не субстанцию, предмет, а, как форму реализации актов, которая реализуется в себе самой.

По мнению Е. Коссака, субъективистский персонализм, базирующийся на экспрессивной концепции личности, не является однородным течением в смысле политической ориентации и общественной активности его приверженцев. Сторонники основных онтологических положений этого течения делятся на два лагеря: приверженцы первого считают, что Бог создал духовный мир как свободу свободных личностей, и признают за этими личностями право на внутреннее, индивидуальное самосовершенствование в отрыве от общества и истории; вторые считают, что множество свободных, творческих и активных личностей, созданных Богом по его образу и подобию, продолжают преображать мир, стремясь видоизменить свой человеческий мир в соответствии с интерсубъективными нравственными принципами.

Как было указано выше, термин «личность» может использоваться как при описании сущности Бога, так применяться и по отношению к человеку. Решая вопрос о приоритете одной из этих реальностей, можно выделить три вида персонализма – теоцентрический, антропологический и холистический. Теоцентрический персонализм (или потенциальный) провозглашает приоритет личности Бога над личностью человека. Бог рассматривается как высшая Личность, а человек, как субличность, находящаяся в процессе становления. В этом виде персонализма существует только одна личность – это личность бога, личность человека рассматривается как потенция. В антропологическом (или деистическом) персонализме человек рассматривается как сформированная личность (хотя и имеющая дальнейший потенциал развития, выражающийся в отождествлении своей личности и Личности Бога). Личность человека действует самостоятельно, независимо от Бога. Эта независимость определяется наличием свободы воли у человека, на которой и делается наибольший акцент в философских системах. Холистический (или тождественный) отрицает разделение на личность человека и личность Бога и провозглашает их тождественность. Данное положение, обусловливается сформированностью человека как «личности», другими словами предполагает исполнение цели человеческого существования (исполнение плана истории, изначально заложенного Богом – провиденциализм).

(Э.Мунье)

Мунье определял персонализм как экзистенциальную философию, в центре которой находится человеч. существование. "...Слово exister благодаря своей приставке означает, что быть - значит развертываться вовне, выражать себя". Персонализм - это просто метод, перспектива укрепления единства жизни в материальном, духовном и трансцендентном аспектах, в выявлении и преодолении кризисов, возникающих на жизненном пути.

По Мунье, личн. не есть объект, которым оперируют, она - центр переориентации объективной вселенной, субъект созданной ею действительности. Человек, изменяя мир, персонализирует его, наделяет человеч. смыслом и значением, сообщая ему глубинную жизнь.

Материя - это пассивность, инерция, дух же, напротив, - движение, жизнь. Для определения личн. недостаточно сказать, что она есть дух; понятие личн. включает в себя невидимый центр, с которым связано все, предполагающее трансценденцию, т. е. открытие внутр. мира в сторону священного, нацеленность на высшее бытие.

Трансценденция явл. особой сферой человеч. сознания, не имеющей оснований в прошлом и целиком принадлежащей будущему. "Настоящее" личност. бытия понимается не как результат и следствие прошлого, а как "результат" будущего. Самой существенной характеристикой человека явл. его свобода. Искусство открывает мир в его глубокой реальности и каждое бытие в его связи со Всеобщим. Духовное, а стало быть и эстетическое, как осн. показатель собственно человеческого, всегда трансцендентно. Искусство выступает специфич. видом деятельности, осуществляющей связь божественного с человеческим.

Мунье видит основу единства личн. в ее нацеленности на "сверхбытие", являющееся "высшим принципом", "финальным коррективом", в соответствии с которым конституируется личност. бытие. Осн. ошибку 3. Фрейда он усматривает в том, что тот полностью исключил из своих интересов "принцип интериорности", требующий отступления от мира объектов и обращения к самым изначальным зонам человеч. бытия. Изначальное Мунье находит в сверхсознательном, в особой сфере человеч. духа, где чел. устремляется за пределы сознания, мира, истории. Порыв к бытию высшего порядка явл. собственно и исключительно человеч. свойством; это стремление он усматривает в христианском чувстве греховности, аналогию которому видит в адлеровском учении о неполноценности (см. Адлер; Индивидуальная психология).