Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История и культура народов Дальнего Востока России.docx
Скачиваний:
63
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
104.05 Кб
Скачать

Литература

Васильев Б.А. Основные черты этнографии ороков // Сов. этнография. 1929. № 1; Ороки // Народы Сибири: Историко-этнографические очерки. – М.-Л., 1956; Сем Ю.А. Проблема происхождения ороков Сахалина // Общие закономерности и особенности исторического развития народов Дальнего Востока. – Владивосток, 1965; Таксами Ч.М. Ороки Сахалина: Доклады Восточной комиссии Географического общества СССР. Вып. 4. – Л., 1967; Косарев В.Д. Экологическая обусловленность традиционного воспитания и социализации у ороков: Материалы к изучению истории и этнографии населения Сахалинской области. – Южно-Сахалинск, 1986; Прокофьев М.М. Из жизни ороков Сахалина // Этнографические исследования Сахалинского областного краеведческого музея. Вып. 5. – Южно-Сахалинск, 1987; Кочешков Н.В. Этнические традиции в народном декоративном искусстве сахалинских ороков: Этнос и культура. – Владивосток, 1994; Смоляк А.В. Южные ороки: этнографические заметки // Сов. этнография. 1965. № 1; Смоляк А.В. К вопросу о происхождении ороков // Краткие сообщения Ин-та этнографии. Т. 21. – М., 1954; Смоляк А.В. Ороки // Народы России: Энциклопедия. – М., 1994. С. 259-260.

ОРОЧИ

Орочи (самоназвания “орочили”, “орочисэл”) – тунгусо-маньчжурская народность России, проживающая в Хабаровском и Приморском краях (на побережьях таежных горных рек Тумнин, Коппи, Хунгари и в низовье р. Амур). Почти все они жили раньше оседло, численность, по Переписи 1989 г., – 883 человека. Орочский язык относится к нанайской подгруппе тунгусских языков. Происхождение орочей смешанное: в их состав вошли местные и пришлые, главным образом, тунгусские (эвенкийские), этнические элементы.

Отличительная черта хозяйственной деятельности – ее комплексный характер. Исконные компоненты – охота на пушного и мясного зверя, в том числе морского, и рыболовство, прежде всего речное. В последнее время доля рыболовства, особенно морского в результате освоения новых способов лова, повысилась. Хозяйственный комплекс пополнился новыми отраслями. Это, в основном, земледелие с преобладанием овощеводства, мясо-молочное животноводство и домашнее птицеводство. Уже почти сто лет орочи знакомы с огнестрельным оружием. Но еще до сих пор они с немалым успехом пользуются и традиционными орудиями лова – различными самострелами, ловушками с давящим или пружинящим устройством, сетками, петлями, сочетающими в себе простоту конструкции с поразительной изобретательностью и точным расчетом.

Промысел зверя и рыбы, изготовление необходимых для этого орудий, средств передвижения, строительство жилищ – основная сфера деятельности мужчин, хотя и женщины, особенно в рыбной ловле, принимали активное участие. Но на орочанок, как и у всех малых народностей, падала наряду с уходом за детьми весьма трудоемкая работа по домашнему хозяйству: заготовка и приготовление пищи, уборка жилья, шитье одежды и обуви, изготовление утвари, обработка продуктов промысла.

Традиционные продукты питания орочей – рыба (с мая по октябрь, от вскрытия до замерзания рек) и мясо (в другую половину года, с ноября по апрель). Рыбные продукты в большом количестве употреблялись и зимой, для чего рыбу в соленом и вяленом виде заготавливали с осени. Немалое место в пищевом рационе занимали дикорастущие растения – листья черемши и дикого лука, клубни сараны, ягоды черемухи, брусники, голубицы, морошки. Орочи знали целебные свойства некоторых лекарственных трав, охотно применяя их для лечения заболеваний и ран. Лакомыми блюдами считались в сыром виде мясо с ног лося, его печень, почки, сердце, глаза, головной и костный мозг. Из моллюсков в пищу употребляли обитателей больших и малых двустворчатых раковин.

Традиционная мужская и женская одежда мало чем отличаются по покрою друг от друга. Женский халат закрывает икры ног, а мужской доходит до колен, первый богаче орнаментируется. Женская зимняя шапка имеет вид капора, верх ее делается из шкуры лося, по краям опушивается мехом соболя или рыси. Летом во время дождя орочи носят берестяную шляпу в виде низкого конуса. Костюм охотника довольно сложен и очень хорошо приспособлен к условиям зимней тайги и требованиям охотничьего промысла. На голое тело надеваются короткие штаны из замши, подпоясанные тонким кожаным ремешком. Поверх – широкий кожаный пояс с кольцами, к которым привязываются завязки наколенников, сшитых из кожи тайменя. Халат шьется из лосиной замши, а поверх него надевается меховая безрукавка, сшитая из двух лосиных шкур. Головной убор охотника тоже состоит из нескольких предметов: наушников с завязками внизу, мужского платка в виде подшлемника из плотной ткани с вырезом для лица и свободно падающей на плечи и на спину нижней своею частью. Обувь – из кожи тайменя с невысокими разрезанными спереди голенищами и пришитыми у щиколоток двумя завязками, которые обматываются вокруг ноги и завязываются. Носки у этих унтов загнуты вверх.

Зимнее жилище орочей представляло собой срубную полуземлянку, а летник – корьевой домик с двускатной крышей. Промысловым жилищем был двускатный шалаш или чум эвенкийского типа.

К началу ХХ в. орочи, сохраняя пережитки патриархально-родового строя, жили небольшими селениями по два-четыре патрилинейных рода в каждом. Система родства была ирокезского типа.

Религиозные взгляды орочей типичны для религии родового общества. В старину перед началом охоты в тайге каждая группа охотников устраивала жертвоприношение не только окрестным угодьям, тигру и огню, но также и морскому божеству. Для него варилась каша, но нерпичьим жиром не поливалась. На другой день начинали охоту. Охотничье счастье орочи представляли себе то в виде охотничьей сумки, в которой лежит шерсть разных животных, то в виде девочки, посланной хозяином зверей – тигром, или жука – души сохатого, а то и в виде хромоногой косули, за которой гонится охотник, причем никак не может ее догнать.

Для обеспечения удачи в промысле иногда обращались к шаману, который во время камлания объявлял охотнику, в нарушении каких именно табу он виновен, и доставал крючком души соболей из того места, где их много. Он заговаривал также стрелу у самострела и сообщал охотнику, сколько зверя и какого именно он убьет в наступающем сезоне.

У орочей было высоко развито искусство обработки мягких материалов и бересты и их орнаментации. Еще и сейчас почти в каждой орочской семье можно увидеть богато орнаментированные халаты, головные уборы, обувь, разнообразные берестяные изделия. Помимо орнаментации с помощью вышивки и аппликации женская одежда украшается еще и перламутровыми пуговицами, раковинами, металлическими побрякушками, нашиваемыми по краю подола. Пуговицы постепенно заменили более древние перламутровые диски из морских раковин, связанные по происхождению с древней приморской культурой, тогда как металлические бляшки восходят к культуре древних таежных охотников. Еще в начале ХХ в. мужчины-резчики изготовляли из разных пород дерева украшенные резным и расписным орнаментом изумительно красивые ложки, кроильные доски, уникальные по форме специальные приспособления для вязания сетей и другие изделия. К сожалению, сегодня мужские ремесла орочей совершенно забыты, и о них напоминают лишь редкие сохранившиеся экспонаты в фондах Приморского объединенного музея имени В.К. Арсеньева во Владивостоке.

Многие орочи продолжают трудиться в коллективных хозяйствах, где занимаются охотничьим промыслом, работают в леспромхозах. У них имеется своя интеллигенция. Однако своего письменного языка и литературы они не имеют, молодое поколение начинает забывать свой родной язык, и это грозит исчезновением орочей как этноса.