Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая Макро.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
20.02.2016
Размер:
168.96 Кб
Скачать

изолированность от остального мира, полностью демонтированы механизмы командной экономики, исчезли всеобщие дефициты товаров и услуг, значительно расширен их ассортимент. Повсюду раскрепощена ранее скованная личная инициатива людей, происходит быстрое становление предпринимательского класса. Население посткоммунистического мира стремительно изживает приобретенные в условиях реального социализма иждивенческие комплексы и быстро усваивает рыночный образ мысли и действия. Серьезно подорвана типичная для прежнего строя уравнительность в личных доходах. Налицо ощутимый прогресс в дисциплине и этике труда в связи с восстановлением полной товарной обратимости национальных валют.

В этот период созданы и начали функционировать формальные институты рыночной экономики – коммерческие банки, товарные и фондовые рынки, валютные биржи, качественно новые налоговые механизмы, правила антимонопольного регулирования и т.д. Значительное достижение подавляющего большинства рассматриваемых стран – обуздание галопирующей инфляции и резкое сокращение бюджетных дефицитов.

Издержки рыночных реформ оказались существенно выше, чем предполагали инициаторы. В странах резко снизился средний уровень реальных доходов населения и одновременно увеличилось неравенство в их распределении. В то время, как только пятая часть населения бывшего социалистического лагеря улучшила жизненный стандарт, почти треть превратилась в слой «новых бедных». При этом расширение зоны бедности в значительной мере происходило за счет размывания сложившегося в прошлом среднего класса. За годы реформ во всех странах бывшего социализма заметно увеличилась безработица, составляя ныне 20-30% трудоспособного населения.[12]

В большинстве стран этого региона заметно сокращается государственная поддержка здравоохранения, науки, культуры и образования. И это сокращение не компенсируется частным сектором национальной экономики. Иллюзией оказалось бытовавшее в начальной стадии рыночных реформ представление о том, что они сохранят все преимущества социалистического патернализма и добавят к ним материальные блага, которые обещает экономическая свобода. Логика поражения социализма как цивилизации оказалась безжалостной в отношении как мнимых, так и реальных его преимуществ.

Даже в самых продвинутых странах бывшего социалистического лагеря не удается преодолеть хронический дефицит платежного баланса и решить проблему крупной внешней задолженности.

Объективные факторы, обусловившие повышенную сложность системной трансформации на пространстве СНГ в сравнении со странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), сводятся к следующему.

Во-первых, существенное значение имеет факт различной продолжительности «социалистической полосы» для разных стран. Если в государствах ЦВЕ она продолжалась 40 лет и в большинстве случаев была навязана извне, то в России социализм господствовал более 70 лет, являясь к

3 Особенности реформирования и проблемы макроэкономического равновесия в Республике Беларусь

3.1 Анализ макроэкономического равновесия в условиях Беларуси

Вопросы стабильности и качества экономического роста сохраняют высокую актуальность применительно к условиям национальной экономики Беларуси. На общем фоне интенсивного макроэкономического регулирования важно обратить внимание на своеобразные пределы эффективности, которые возникают относительно соответствующих инструментов экономической политики. Культивируемая хозяйственная модель наталкивается на системные ограничители экономического роста, а её внутреннее неравновесие всё более дополняется внешним дисбалансом.

Фактологический анализ свидетельствует о том, что среди европейских стран СНГ Беларусь имеет противоречивые показатели макроэкономической динамики. С одой стороны, фиксируются достаточно высокие темпы экономического роста, повышение реальных денежных доходов населения, а также низкий уровень официальной безработицы. С другой стороны, Беларусь устойчиво лидирует по темпам инфляции и прироста валового внешнего долга. Денежный сектор предполагает высокие процентные ставки. По важнейшим показателям страна имеет низкие международные рейтинги.

Анализ показывает, что в поиске макроэкономического равновесия экономика Беларуси обосновалась на заключительном отрезке кривой совокупного предложения, что полностью соответствует статусу «перегретой экономики (см. точку Е1, приложение А). Ситуация «перегретости» полностью свидетельствует о том, что культивируемая хозяйственная модель наталкивается на системные ограничители экономического роста, а её внутреннее неравновесие дополняется внешним дисбалансом.

Инвестиционный спрос заметно обесценивается под воздействием дефлятора инвестиций, который стабильно выше ИПЦ. Особая деформация инвестиционного спроса связана с откровенной бесхозяйственностью. Так, на множестве объектов производственного назначения превышены нормы продолжительности строительства.

Также стоит обратить внимание на то, что валовое национальное сбережение составляет 26-30% от объёма валового национального дохода. При этом следует признать достижение страной некого предела внутренних сбережений, характерного для среднеразвитой страны. Инвестиции в основной капитал в январе – октябре 2015 г. уменьшились в сопоставимых ценах по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 14,1% и составили 163 643,4 млрд. рублей. [2]

Также отрицательное воздействие на экономический рост оказывает экспансия жилищного строительства, это сопровождается: а) значительными затратами валютных средств (примерно 29% используемых материальных ресурсов покрывает импорт)[2]б) ростом валового внешнего долг; в) ростом инфляции, так как во времени существует разрыв между затратами на ресурсы и поставкой конечного продукта. Данная тенденция имеет место в условиях, когда объём располагаемой жилплощади всё более превышает расчётный объём нормируемой жилплощади.

Динамика потребительского спроса.

В целом в первом полугодии 2014 г. макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь характеризовалась сохранением тенденций, сложившихся в предыдущем году. По-прежнему доминирующий вклад в формирование ВВП вносил внутренний спрос, тогда как внешний спрос продолжал сжиматься. В финансовой сфере сохранялась хрупкая стабильность, поддерживаемая высокими процентными ставками по кредитам и депозитам в национальной валюте.

Основными позитивными результатами по итогам полугодия являются:

положительная динамика темпов роста ВВП (1,6%), достигнутая в условиях ухудшения конъюнктуры на основных экспортных рынках;

  • положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами, сложившееся за счет более значительного падения импорта по сравнению с экспортом (по итогам января-мая экспорт снизился на 1,8%, импорт – на 4,0%);

  • увеличение розничного товарооборота (+10,9%);

  • рост реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы: за январь-май +6,3% и +3,6% соответственно.

Среди негативных итогов работы экономики следует отметить:

  • падение роста продукции промышленности (-1,0%);

  • стабильно высокие объемы запасов готовой продукции на складах (за первое полугодиеони составили 81,4% к среднемесячному объему промышленного производства, что немногим меньше, чем за тот же период 2013 г. – 81,8%);

  • уменьшение удельного веса отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (15% в I полугодии 2014 г. по сравнению с 17,7% в Iполугодии 2013 г.);

  • уменьшение инвестиций в основной капитал (-7,1%);

  • замедление динамики промышленного производства Беларуси, связанное с сокращением экспорта, обусловило низкие темпы роста ВВП по сравнению с предусмотренными прогнозом на 2014 г. в размере 103,3%;

  • диспропорция между производительностью и оплатой труда: в январе-мае превышение темпов роста заработной платы над увеличением производительности труда составило 0,6 п.п.;

  • превышение динамики доходов населения над динамикой ВВП по-прежнему остается одной из основных причин высоких значений по показателю инфляции на фоне остальных стран СНГ;

Объем валового внутреннего продукта в январе – октябре 2015 г. составил 716 524,8 млрд. рублей и по отношению к аналогичному периоду 2014 г. уменьшился в сопоставимых ценах на 3,9%. Большая часть инвестиционных ресурсов по-прежнему направляется на выполнение строительно-монтажных работ, т.е. сохраняется нерациональная технологическая структура инвестиций в основной капитал. В свою очередь, инвестиции на приобретение машин, оборудования и транспортных средств в первом полугодии 2014 г. снизились в более значительной степени – на 12,2% к уровню первого полугодия 2013 г.

Реальные денежные доходы населения возросли. Понятно, что такая динамика не может продолжаться бесконечно. Поэтому в среднесрочной перспективе исходным ограничителем экспансии расходов на конечное потребление выступает закон преимущественного роста производительности труда по сравнению с его оплатой. Не случайно данная норма включена в Программу деятельности правительства Республики Беларусь на период 2011-2015 гг. [12].

Что касается утечек потребительского спроса, то следует признать наличие нескольких компонентов такого рода: а) устойчивый чистый спрос населения на валюту; б) высокая его же склонность к приобретению импорта; в) нарастание денежных расходов населения, связанных с обслуживанием обязательств по потребительскому кредиту.

Первые две разновидности «утечки» АО снижают эффективность повышения доходов населения (например, через повышение МЗП, тарифа 1 -го разряда), как фактора роста ВВП, усиливают девальвационные настроения. Вместе с тем сложившееся значительное (более чем 2-кратное) отклонение обменного курса от паритета покупательной способности, а также превращение самого обменного курса в важнейший социальный индикатор заметно ограничивают маневры в данном направлении.

Более радикально ситуация может быть изменена при ограничении потребления сектора домашних хозяйств (ограничение роста зарплаты, инфляция), что тут же заметно ослабляет две первые разновидности «утечки» потребительского спроса. Ведь та же склонность к импорту возрастает (снижается) вслед за ростом (снижением) денежных доходов населения. Но следует учитывать заметное отставание национального уровня жизни от восточных (Россия) и западных (Польша) соседей, что может быть представлено как мощный внешний вызов.

Потребительское кредитование. Стремление сохранить валовые показатели экономического роста породило в Беларуси экспансию потребительского кредитования( Рис.4) [2]

Рисунок 4. Динамика задолженности по кредитам, выданным банками Республики Беларусь физическим лицам

Среди банковских кредитов населению выделяются две основные формы: кредит на неотложные нужды (бытовая техника, автомобиль, лечение, отдых и т. п.) и кредит на инвестиционные цели (финансирование недвижимости). С учетом разъяснений денежных властей можно предположить, что примерно 65% задолженности приходится на жилищные кредиты, а остальные 35% на потребительские кредиты.

Безусловно, в первую очередь рост денежных доходов привел к повышению кредитоспособности населения. Но одной из причин запуска механизма потребительского кредитования выступили макроэкономические соображения белорусского правительства.

Что касается жилищных кредитов, то за их счет возведено 65% жилья (2013 г. - 58%), или 90% жилья в многоквартирных домах. Основным источником кредитования выступают бюджетные средства, денежная эмиссия Нацбанка и внешние займы правительства. Значительный рост жилищных кредитов (142% в 2014 г.) и их льготный характер (99% от объема) усиливают нагрузку на бюджет, провоцируют рост цен на жилье. Понятно, что ситуация, когда приросту внешнего долга, формируемого под высокие проценты, противостоят рублевые жилищные кредиты, оформляемые под льготные проценты (1-5%) и на длительные сроки (20-40 лет), не может пролонгироваться бесконечно, хотя бы с учетом экономических критериев рациональности [2].

В целом наращивание потребительского кредита и превращение сектора домашних хозяйств в чистого дебитора противоречит мировой практике, и это негативно отразится на динамике потребительского спроса.

В условиях «перегретости» белорусской экономики и низкой эффективности национального производства неизбежны инфляция, девальвация и рост валового внешнего долга. Валовой внешний долг Республики Беларусь на 1 июля 2015 г. сложился в размере 37 935,1 млн. долларов США и по сравнению с 1 января 2015 г. сократился на 5,2%. События весны-лета 2011 г. подтвердили обоснованность такого макроэкономического заключения. [2]

В дальнейшем любое искусственное форсирование совокупного спроса усилит безразличие госпредприятий к рыночным сигналам. В итоге инструменты макрорегулирования теряют свою действенность и порождают «отрицательные эффекты». В этих условиях в Беларуси резко возрастает значение продуманного институционального строительства.