Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основание и развитие Одессы 19 век.doc
Скачиваний:
108
Добавлен:
10.02.2016
Размер:
94.21 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТЕУРЫ

КАФЕДРА УКРАИНОВЕДЕНИЯ

Реферат

По Истории Украины

На тему:

Основание Одессы и ее развитие в 19 веке.

Реферат подготовил:

студент КПГС-129

Скориченко Владислав

Проверила: Латишева

Одесса-2014

Оглавление

1. История заселения территории…………………………………………………

2. Основание города Одесса…………………………………………………………

3. Развитие Одессы в XIX веке……………………………………………………..

История заселения территории

На территории современной Одессы первые античные поселения появились еще в V-III веках до н.э. в связи с необходимостью каботажного плавания по Черному морю, которое древние греки называли Понт Евксинский - «гостеприимное море». На окрестных землях жили скифские племена.

В I веке эта территория вошла в состав римской провинции Нижняя Мезия, но нашествие гуннов в IV веке уничтожили в регионе все следы античной цивилизации. В VIII веке здесь началось расселение славянских племен уличей и тиверцев, в IX веке появились кочевые племена печенегов; в XI веке сюда проникли половцы, называемые местными жителями куманами.

Однако бурное развитие города началось только в конце XVIII века после присоединения причерноморских территорий к Российской империи в результате побед в русско-турецких войнах.

Первый раз крепость Хаджибей(территория нынешней Одессы) была взята русскими войсками при участии запорожских казаков в 1774 году, однако по условиям Кучук-Кайнарджийского мирного договора она осталась в составе Крымского ханства. Хаджибей этого периода представлял собой небольшое поселение с крепостью, жители которого занимались торговлей и рыболовством.

Основание города Одесса

Основание Одессы имеет длинную историю. 14 сентября 1789 г. отрядом вице-адмирала И.Дерибаса, при участии отряда черноморских казаков, был взят замок Хаджибея. В конце 1791 г. на месте крепости решили создать военизированный поселок .Проектом предусматривалось, кроме размещения порта и жилых кварталов, создание главной городской площади с размещением соборной церкви. В августе 1794 г. состоялась закладка порта, города и православных храмов.

При князе Михаиле Семеновиче Воронцове (1823-1854 гг.) Одесса видела самое аристократическое общество. Граф, а впоследствии князь Воронцов состоял в родстве с высшей аристократией России и Англии, который в последствии превратил Одессу в главный торговый город юга России, добился продления порто-франко еще на 10 лет.

В 1820 - 1840-х гг. в Одессе строились красивейшие ансамбли, общественные, культовые, жилые постройки. Бурную деятельность развернул основанный еще при И.Ришелье Одесский Строительный Комитет. С первых дней своего существования город застраивался под руководством инженеров и архитекторов. Так, после указа об его основании была учреждена Экспедиция строения гавани и города Хаджибея с купеческой пристанью.

Своим возникновением и перноначальными успехами Одесса обязана преимущественно иностранцам. Её основателем был, неаполитанец де-Рибас, план застроения города составлен французом де-Воланом, административная власть в крае находилась в руках знатных французских эмигрантов Ришелье и Ланжерона. Их ближайшими помощниками и сотрудниками был почти исключительно иностранцы - Рошешуар, Кобле, Кастельнo и др.

Незнакомые с жизнью русских гoродов, с нравами русской провинциальной администрации, правители Одессы повели город по новому пути. По свидетельстну русских и иностранных путешественников, побывавших в Одессе в начале прошлого века, в ней действительно "все дышало и веяло Европой": весть с далекого Запада получались из первых рук, а сближение иностранцами способствовало усвоению европейских вкусов и навыков.

Административный гнет мало чувствовался в Одессе; здесь чаще раздавалось свободное слово, общественная самодеятельность находила себе больше простору, чем в остальной России. Конечно, настоящего "вольного европейского воздуха", как правильно заметил Пушкин, в Одессе не было, да и не могло быть: знатные эмигранты, напуганные 6ыстрым ростом революционной демократии у себя на родине, едва ли желали покровительствовать началам либерализма в приютившей их России.

Преобладание иностранного элемента в Одессе с самого ее основания вызывало нападки со стороны крайних патриотов. Они жаловались на Дерибаса, который обманным образом вынудил у престарелой государыни согласие на построение никому не нужного города.

Отстаивали интересы русской казны, безнаказанно расхищаемой неаполитанцем; выступали и защиту русских людей, приносимых в жертву его нелепым,затеям. "Никогда еще преступление не поднимало головы так высоко,- писал в 1796 году гр. Ф. В. Растопчин: "Безнаказанocть и дерзость достигли своего апогея... То, что крадет один только Рибас, превышает 500000 рублей в год. Он добился утверждения проекта сооружения порта для гребного флота в Хаджибее, прозванном Одессой... Течение, особенно сильное в месте производства работ, во время бури разрушает все до основания, и приходится постоянно возобновлять работы, связанные с новыми ассигновками. Этот порт должен быть сооружен в десять лет... Ежегодно ассигнуется 1 2000 00 рублей и командируется 5000 солдат, четвертая часть которых умирает отчасти под бременем непосильной работы, отчасти в следствии недостатка в пресной воде и страшной жары, свойственной тамошнему климату в летнее время"...

Чтение приведенногo письма гр. Растопчина вызывает недоумение: человек, живший в такую эпоху, когда принцип "nil admirari" следовало возвести в систему, серьезно возмущен основанием ничтожного городка на юге России. Это тем более удивительно, что в царствонании императрицы Екатерины создание новых городов было делом самым обыкновенным. "Избирался какой-либо пункт местным администратором, найденный им удобным и необходимым или, наприм., "для пользы водяной коммуникации", или в интересах государства вообще; писалось об этом в Петербург, откуда шел на его имя указ: "повелеваем на сем, избранном вами, месте град воздвигнуть".

И град воздвигался каким-нибудь специально для этого назначенным "генерал-майором" при помощи и содействии "сведущего в таковых заведениях человека"'. Таких городов воздвигалось до десятка ежегодно. Может быть, "неслыханная дерзость" де-Рибаса, по мнению Растопчина, заключалась в бесконечном преувеличении будущих успехов маленького порта? Но и в этом отношении, как оказывается, де-Рибас только следовал установившейся традиции. "Жители потекут во множестве с избытками своими к новоустроенному городу", творилось в плане проектируемого города Вознесенска: "многие, увидев знаменитость будущего города, без сомнения, возжелают учиниться гражданами его, и вскоре берега Буга узрят на себе многочисленные селения; вся сия страна оживлена будет и восприемлет другой вид"'. "Так строили города посылавшиеся для того генерал-майоры; а вот как строил их великолепный Потемкин. "Я предпринял,- пишет он императрице,- проект составит достойный высокому сет града названию". В план города входило не только устройство "великолепного храма", "лавок полукружием наподобие пропилей с биржей и театром посредине", но даже "университета купно с академией музыкальной". Едва ли де-Рибас со всеми своими грандиозными планами мог соперничать с гордым полетом фантазии "екатерининских орлов".

В мае 1794 г. был подписан рескрипт, начинавшийся словами: "Уважая выгодное положение Хаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали мы нужным устроить там военную гавань купно с купеческою пристанью.

В основном Одесса представлена архитектурой XIX-XX столетий: неоклассицизм, модерн, постмодернизм, конструктивизм. Первые здания в Одессе строились в стиле классицизма, отличались рационализмом и скупостью декора. Многонациональный состав населения привел к тому, что в архитектуре культовых зданий отразилось византийско-греческое влияние, а в планировке и фасадных композициях жилых домов можно встретить не только итальянский и французский, но и армянский декор. Также большое влияние на облик города оказал природно-климатический характер В 1820-1830-е гг. в Одессе наблюдается высший расцвет ампира, что отражало экономический взлет города и его растущую политическую роль.

Планировка города является одним из высших достижений градостроительства эпохи классицизма. Ее автор инж. Ф. П. Деволан создал выразительное в композиционном отношении планировочное построение. Жилая зона разместилась на возвышенном плато, порт - на низменной прибрежной полосе. Овраги использованы как спуски из города в порт. Такое разграничение жилой и производственной территорий в двух уровнях - явление очень прогрессивное. Используя территориальные резервы равнинного плато, планировку кварталов намечалось развить в сторону степи.

При решении вопросов расселения основное внимание уделялось национальным признакам жителей. Выходцы из стран Западной Европы, греки, армяне должны были расселиться в разных частях города вокруг площадей с церквями. Главное положение предназначалось Соборной площади с русской церковью.

Территориальное расширение Одессы после 1811 г. стало возможным за счет предместий. Еще при основании города возникла Пересыпь. В виде села с двумя десятками домов на плане 1814 г. изображена Молдаванка. Но за 4-5 лет она превратилась в большое предместье и в 1819 г. Кварталы здесь были крупными, так как многие жители занимались огородничеством.

В 1820-е гг., утратив военно-оборонительное значение, Одесса получила возможность более свободного развития. Быстро развивалось предместье Пересыпь. Вначале застраивались кварталы около города, затем осваивались более удаленные участки вдоль ,благоустраивалась кольцевая магистраль - ул. Балковская.

Крупные купцы и помещики строили дворцы усадебного типа. Ярким примером такого строительства является здание на ул. Софийской, 5 (ныне ул. Короленко), возведенное в 1810-х гг. В конце XIX в. оно стало собственностью города и с тех пор здесь находится музей с богатой коллекцией произведений русских и украинских художников. Перед нами типичная дворянская усадьба. Корпус в два этажа отодвинулся от улицы в глубину участка, крылья служб полукругом охватывают парадный двор, огражденный великолепной по рисунку чугунной решеткой. За домом располагался обширный сад, когда-то спускавшийся до самого моря. Архитектура дворца отличается тонко найденными пропорциями, а яркая окраска стен делает очень выразительными белые узорные детали и сочную лепнину. Прекрасно выполнен шести колонный портик, выплывающий из массива здания.

Внутри каждого дома устроены крошечные дворики площадью 8-10 кв. м. Они обнесены открытыми деревянными галереями и лестницами, пленяют своей красотой и особым южным колоритом.

Ядром, средоточием всей общественной жизни жильцов дома являлся двор. Именно в его сторону обращались входные двери квартир, которые защищались от солнца и ветра, от дождя и снега открытыми галереями. торговыми кораблями. Кроме того, двор засаживали деревьями, преимущественно белой акацией. Водопровода еще не существовало, рыть колодцы было безнадежно из-за низкого уровня залегании водоносных слоев. Поэтому распространилась известная еще в древние времена форма накопления и хранения воды в цистернах. Так назывались большие подземные резервуары, дно, бока и своды которых выкладывались из кирпича или прочного камня и тщательно оштукатуривались. Дождевая и талая вода стекала с односкатных крыш по водосточным трубам и при помощи подземных лотков наполняла цистерну. А над ней устраивалось небольшое кувшинообразное мраморное ограждение и металлическая узорная станина для вертела, поднимающего ведра. Немало доходных домов отличалось выразительным внешним обликом.

С середины 1830-х гг. увеличилась этажность доходных домов и изменилась их архитектура.

Во дворце на ул. Пушкинской, 9 (1857 г., архит. Л. Ц. Оттон) применены формы французского барокко. Отличительной особенностью здания являлось то, что часть его предназначалась для сдачи в аренду и со стороны ул. Греческой имелся въезд во двор. Угол здания срезан и обогащен эркером, который поддерживается кронштейном в виде грациозно прорисованной корзины. Строго симметричные фасады не лишены легкости. Это достигнуто двухъярусным применением коринфского ордера, удлиненными оконными проемами с изысканными лепными украшениями, сочным декором фронтонов, бегущим орнаментом фриза, фигурными металлическими балконами и козырьком над входом.

Общественные здания

Строительство административных зданий было связано еще с возведением крепости, где имелись дом коменданта и гауптвахта. Затем были возведены дома капитана порта, адмиралтейской канцелярии, начальника флота. Над Военной балкой компактной 2-этажной массой выделялся "инженерный дом". Наибольшее значение в Одессе получили торговые заведения. Тяготея к транспортным магистралям, они концентрировались вокруг площадей. Здесь кварталы членились на мелкие равные участки, выходившие узкой стороной на площадь. Каждый владелец участка строил на красной линии здание лавки с тремя проемами и колонной галерей перед лицевой стороной. В итоге формировалась цельная застройка площади, облик которой напоминал перистильные композиции античности. Остаток таких галерейных лавок можно и сегодня встретить около Нового базара. Эти 1-этажные здания были возведены еще в 1810-х гг. архитектором Ф. Фраполли.

Гигантская лестница с бульв. Приморского к морю была задумана еще в середине 1820-х гг.. Но только в 1835 г. был утвержден ее проект, исполненный архитектором Ф. К. Боффо. Строительные работы начались в феврале 1837 г. и были окончены в 1841 г. Она состоит из 10 площадок и 10 маршей, насчитывающих 192 ступени. С обеих сторон сооружение обрамлено двухметровой толщины парапетами. Благодаря хорошо найденным размерам ступеней и площадок лестницы получился уклон, выгодно оттеняющий монументальность постройки. Разница в ширине нижнего и верхнего маршей (21,7 и 13,4 м) создает перспективный эффект, еще более усиливающий впечатление грандиозности. У подножия лестницы ее боковые парапеты кажутся сближающимися наверху, а памятник Ришелье - удаленным. Торжественная и строгая каскадная композиция ступеней и площадок, а также уступов боковых парапетов невольно ассоциируется с мерным прибоем морских волн, когда-то плескавшихся почти у самого основания сооружения. Колоссальный каменный массив лестницы гармонично увязан с живописными откосами обрыва, напоенными зеленью, а также с сооружениями, препятствующими оползням и обвалам кромки бульвара..

В 1829-1833 гг. по проекту и под руководством архит. Ф. К. Боффо за старой чертой порто-франко среди обширного зеленого массива возводится Институт благородных девиц. По своей композиции он напоминал дворянские усадьбы - перед главным корпусом и боковыми крыльями располагался парадный двор, огражденный от улицы металлической решеткой. Самым значительным учебным зданием являлся главный корпус Ришельевского лицея (ныне университет), который возвели в начале ул. Петра Великого в 1852-1857 гг. по проекту архит. А. С. Шашина. План здания разработай рационально: в центральной части устроены вестибюль, парадная лестница и церковь, а по обеим сторонам коридоров располагались разнообразные по размерам и назначению аудитории. Фасады решены в формах ренессанса. Слегка рустованные стены с широко расставленными арочными проемами завершены профилированным карнизом. В центре выделяется входной ризалит.

С этого укрепления и началась Одесса. Тогда ещё никто не пророчил ей будущей известности, но удачное местоположение становилось всё более очевидным.

В стороне от нынешнего Приморского бульвара, где в ту пору высились руины янычарской цитадели, по плану, составленному инженерами Деволаном и Карповым, суворовские солдаты сооружают новую крепость. Грозные бастионы утратили военное значение уже в 1812 году: по Бухарестскому мирному договору с Турцией граница резко отодвигалась на запад. Крепость упразднили, её строения приспособили под медицинский карантин. А в 1875 году прокладывали дорогу к морю и снесли большинство сооружений карантина. Остатки укреплений - семь горбатых арок и дозорную башню - можно и сегодня видеть в парке имени Шевченко.

Город поначалу был довольно неказист. Состоял в основном из крестьянских мазанок. Но мало-помалу стали появляться ценные в архитектурном отношении постройки. Первый Одесский Театр, например (он сгорел в ночь на Новый 1873 год).

Но дошло до наших дней первое монументальное сооружение Одессы. Это возведённый по проекту петербургского зодчего Ж. Тома де Томона госпиталь. В начале улицы Пастера стоит это классическое , строгое двухэтажное здание.

ОДЕССА совсем ещё юный город, однако и к ней безжалостно быстротекущее время. Немало достопримечательностей уже отошло в область преданий. Почти

полностью исчезли, например, ансамбли Греческого и Старого базаров (находились они в районах нынешних площади Греческой и Старо-Базарного сквера). Не стало и старинного гостиного двора, именовавшегося жителями Пале-Роялем. Лишь в архивах и в устных преданиях сохранились воспоминания и о первом торговом ряде Одессы, сооружённом Ф. Фраполи в начале 1810-х годов. Правда, одно из зданий этого ряда уцелело.

На улице Пантелеймоновской, № 88 и сегодня можно рассмотреть двух этажный дом, оформленный открытой колоннадой, создающей глубокую тень. Здание неброское, скромное, привлекательное. Архитектор предусмотрел и весьма удобную его планировку. На первом этаже торговые места, наверху - жильё.

Неизвестный зодчий мастерски решил сложную задачу - сохранить утилитарное назначение здания и в то же время не обезобразить его. Вот и поднялись на тихой улочке три высоких этажа, скрыв под собой огромные подвалы - хранилища зерна. Построен склад-дворец в 1827 году.

В середине XIX века Одесса шагнула вширь. Заселялись пустыри, вставали на улицах шеренги "доходных" домов. Как правило, в большинстве своём они были безлики - аляповаты, перегружены громоздкими деталями, либо напротив, были настолько подчинены официальному стандарту, что начисто лишались какой бы то ни было индивидуальности. Но, к счастью, находились исключения. Строились и такие дома, которые имели исключительную архитектурную ценность. Неповторимый колорит старой Одессы сохраняется прежде всего в этих сооружениях. Новый оперный театр, здание филармонии, банки…

Одессу строили многие талантливые зодчие. Немало, скажем, выдающихся творений принадлежит Александру Иосифовичу Бернардацци. Выходец из семьи швейцарских архитекторов, уроженец Пятигорска, он свыше полувека жил и работал в Одессе. Это им построено здание новой биржи, банк на Пушкинской улице, многие другие замечательные сооружения. Вот одно из них - гостиница "Красная" (бывший "Бристоль") на Пушкинской - постройка 1899 года. На месте бывшего громадного хлебного магазина Бернардацци возводит на пересечении двух улиц пятиэтажный дом, решая и сложную инженерную задачу: ведь одна из улиц идёт резко под уклоню всё здесь удалось талантливому мастеру - и конструкция, и отделка интерьеров, и оригинальный вход, где из роскошного вестибюля вы попадаете на широкую мраморную лестницу с покрытой позолотой решёткой…

Совсем иначе выглядит также построенный Бернардацци дом на улице Мечникова, 51, решённый в так называемом псевдорусском стиле, стилизованный под терем. Здесь обращает на себя внимание типичная для одесских зодчих манера обработки наружных стен. Фасады не оштукатурены - из тёсанного ракушечника.Удачно складывалось для Одессы и то, что в городе в прошлом столетии одновременно трудилось немало даровитых зодчих. Они и соперничали друг с другом, но и учились друг у друга, взаимно друг друга обогащали.

И - вот чудеса! - такие все разные дарования, всевозможные стили и направления, порой даже просто эклектика, а всё-таки неповторимый и своеобразный облик города создаётся - цельный и оригинальный.