Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3.86 Mб
Скачать
  1. Раздел 2: Полевая характеристика

2.1. Маршрут №1 от 10.06.15: Рекогносцировочный маршрут.

10.06.15 мы прошли рекогносцировочный маршрут по днищу долины Белые Убы, которая расположена между горными хребтами Ивановский и Убинский. Маршрут проходил в сопровождении Денисовой Натальи Викторовны – специалистом лесопользования. В самом начале нашего пути Наталья Викторовна рассказала нам историю становления формирования окрестности поселья “Серый Луг”. До революции на данной местности располагалась пасека Семьи Серовых, которую позднее расформировали. После войны здесь был построен поселок лесорубов. Однако следов построек не осталось, более того произошло самовосстановление флоры, которая была уничтожена лесорубами.

Маршрут мы начали к югу от поселья “Серый Луг”. Наталья Викторовна показала нам разнообразие травяного покрова: манжетка сибирская, Иван чай, пион Марьин корень, лапчатка прямостоячая, калба, герань луговая, чемерица Лобеля, кандык, примула, фиалки, купальница алтайская.

Далее мы продвигались на юго-запад по смешанному лесу. Нам встретились такие деревья как: кедр, пихта, ель, береза. Наталья Викторовна рассказала нам о морфологических особенностях каждого вида. Кедр отличается округлой вершиной. Ель от пихты можно отличить тем, что у ели ствол с неровностями, а у пихты гладкий. Также отличительной особенностью ели является ее трехгранная хвоя, более жесткая, чем у пихты.

Мы подошли к реке Поперечная. Данная река берет свое начало в горах, от таяния снежников. Река быстрая, порожистая, горная. Средняя глубина реки 80 см. Дно несортированное каменистое. Размеры камней на дне от 5 до 25-30 см. Преодолев реку Поперечная мы пришли на пасеку. Владельцы пасеки рассказали нам об особенностях жизни пчел. Пройдя от пасеки на юго-восток примерно 30 метров мы вышли в темно-хвойный лес. Далее продвигались по лесу в восточном направлении. Здесь мы увидели как растут и развиваются растения, как длителен и сложен процесс развития некоторых растений. Например семена растения калбы созревают от 17-21 года, а семена ели созревают в земле в течении 3-х лет, только после прорастают и растут около 5 см в год.

Следуя намеченному пути мы вышли к ручью. Следуя вдоль ручья на восток, мы вышли к небольшому болоту, на котором растет мох с лечебными свойствами. Данный мох использовался во время войны как перевязочный материал. Пройдя болото мы развернулись на север и вновь перейдя через реку Поперечная, направились в сторону поселья “Серый луг”.

2.2. Маршрут №2 от 11.06.15

Данный маршрут начался с поселья “Серый луг”, который находится на высоте 1160 м. Целью данного маршрута было поднятие до отметки 1900 м над ур.м., изучение изменения высотной поясности, описание фаций. На нашем пути нам встретились разнообразные виды растений, такие как черемица, манжетка, медуница, луг мелкосетчатый. Мы поднимались в южном направлении, в сторону Ивановского хребта. Наша дорога шла по колее горной дороги. Местами дорога была занята эрозионными врезами временного водотока. На дороге мы увидели четко отслеживаемое почвенное обнажение каштанового цвета, которое имело очень мощный плодородный горизонт.

На высоте 1400 м мы сделали первый привал. В течении данного времени мы дали краткую характеристику окружающей местности. После небольшого отдыха мы отправились по строго заданному маршруту. Достигнув высоты 1630 м и дав краткую характеристику местности, мы увидели как четко прослеживается высотная поясность. Темно-хвойный лес сменился редколесьем. Мы остановились у речной долины. Данная долина имеет V-образную форм, склон составляет примерно 15 метров высотой, растительность склона густая, крутизна склона составляет 65-70

Последней точкой нашего маршрута была высота 1900 м. На данной высоте наблюдалось чередование альпийских лугов со снежным покровом, в летнее время данная местность полностью занята альпийскими лугами. Также эта точка характерна тем, что немного западнее берет свое начало река Иртыш. На данной высоте группа закончила свой подъем по маршруту и после продолжительного отдыха отправилась обратно. Общая протяженность маршрута составила 12 км с продолжительностью в 7 часов. Из увиденного мы сделали выводы:

• Благодаря влажному климату и большому количеству осадков в среднегорьях сохраняется множество снежников. Горные реки берут свое начало от снежников, в том числе и протекающая вблизи поселья “Серый луг” река Поперечная

• В целом растительный покров соответствует горной растительности. Отчетливо выражена высотная поясность. Лесной пояс простирается от 1200 до 1630 м над ур. м. Преобладают в нем хвойные деревья. Лесной пояс на высоте 1630 м сменяется нивальным, где господствуют кустарничковые растения.