Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТОЛОЧЕК В.А. Современная психология труда.doc
Скачиваний:
1733
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
3.12 Mб
Скачать

Глава 7 условия профессиональной деятельности и эффективность труда

Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может.

Г. Марри

Кто хочет работать — ищет средства, кто не хочет — ищет причины.

Американская поговорка

7.1. Пути развития трудовой деятельности

Очевидный прогресс в механизации и автоматизации труда человека, казалось бы, должен был облегчить и упростить его труд. Однако данные психологов, медиков, физиологов, эргономистов свидетельствуют чаще об обратном. Развитие техники привело к изменению лишь некоторых характеристик содержания и формы труда. Можно выделить следующие характерные особенности, определяющие взаимодействия человека с условиями трудовой деятельности в связи с активным применением техники.

Во-первых, резко увеличилось количество объектов (процессов, параметров), которые человек должен контролировать, и нередко одновременно. Следовательно, резко увеличивается объем информации, адресуемой человеку (так, с 1950-го по 1980 г. количество приборов на панели управления в самолете увеличилось примерно в 10 раз, а время на выполнение отдельных операций сократилось в 5-7 раз).

Во-вторых, значительно расширился диапазон скоростей управляемых процессов. Часто это управление протекает в жестко заданных временных интервалах. С большими нервно-психическими нагрузками связана и противоположная ситуация труда — необходимость длительное время находиться в состоянии ожидания, управлять медленно изменяющимися процессами.

В-третьих, человеку часто приходится работать в самых разнообразных условиях (при измененном давлении, влажности, температуре,

166 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...

вибрации, при воздействии шума, перегрузок, действие сильных электромагнитных полей и т. д. В таких услових труда работают представители так называемых массовых профессий — ткачиха, тракторист, водитель, работники цехов термической обработки на машиностроительных заводах, профконсультанты службы занятости, государст-, венные служащие; инкассаторы и др.).

В-четвертых, человек в современном производственном процессе часто не имеет возможности непосредственно наблюдать за ходом технологических процессов, которыми он управляет. Информацию о происходящих изменениях он получает с помощью приборов, и декодирует ее, что связано с дополнительными нервно-психическими затратами.

В-пятых, специалисты часто управляют техникой со сложными динамическими характеристиками — инерционностью, колебатель* ностью, нелинейностями, стохастичностью, запаздыванием и др.

В-шестых, человек-деятель часто находится в довольно жестких условиях (временных, нормативных требований к количеству и качеству продукции). Необходимость резкой перестройки поведения при изменении этих условий также связана с дополнительными нервно-психическими затратами [21, 46, 55, 88].

Результаты многочисленных социологических опросов среди россиян за последние несколько лет свидетельствуют, что «доминирующими настроениями является тревога, ощущение угрозы, неуверенности в завтрашнем дне, стрессы, заниженная самооценка. Все это вызывает доминирование негативных постоянно действующих психических состояний. Отсюда эмоциональные срывы, агрессивность, нетерпимость, стремление любой ценой (наркотики, алкоголь, психофармакологические средства) изменить состояние сознания, снизить травмирующую напряженность. Если к этому добавить «общую нестабильность в обществе, рост преступности, снижение реального жизненного уровня, межнациональные конфликты, терроризм, то получается, что условия жизни многих россиян и их труда соответственно становятся особыми и экстремальными» [46, с. 9]

Заявив о себе первоначально как актуальные проблемы инженерной психологии, тенденции изменения содержания труда субъекта во второй половине XXв. стали быстро и широко распространяться и на другие сферы деятельности — профессии типа «человек-образ», «человек-знак», «человек-человек». Деятельность современного руководителя, бухгалтера, менеджера или режиссера телевидения уже немногим отличается от деятельности типичного оператора — объекта

7.1. Пути развития трудовой деятельности 167

одной из дочерних дисциплин психологии труда, инженерной психологии.

За минувшее столетие из-за изменения средств труда труд несколько изменил параметры своей формы и содержания, характер типичной рабочей нагрузки, типичных психологической усталости и физиологического утомления человека. Внедрение механизации способствовало смещению рабочей нагрузки с мышечной системы на сенсомоторную; внедрение автоматики — с сенсомоторных на когнитивные и эмоциональные функции.

Основой изменения содержания труда человека и сопряженных с ним психологических феноменов (стресс и др.) можно считать социально-исторические условия жизнедеятельности людей (рис. 7.1). До раннего Средневековья социальные ниши представителей разных общественных слоев были жестко фиксированы (соответственно закреплены были образ жизни, средства и предмет труда, товарные отношения и т. д.). Следствием жесткой сословной иерархии было четкое разделение функций управления: монарх принимал решения, представители всех нижележащих слоев общества должны были беспрекословно их выполнять. Любое уклонение от исполнения отслеживалось и жестоко наказывалось. Соответственно не было достаточно оснований для внутриличностных конфликтов — из-за объективного отсутствия у человека какого-либо выбора. Ритмы жизни и деятельности сельского населения подчинялись прежде всего биологическим процессам (годовой цикл, режим севооборота, ухода за животными и др.). Ритмы жизни ремесленников — логике ручного труда и его нехитрой технике (гончарный круг, ткацкий станок и т. п.).

Рис. 7.1. Соииально-историческое развитие общества,

социальная иерархия и «объем» профессий с экстремальными

и особыми условиями труда

168 Глава 7. Условия профессиональной деятельности...

С формированием государства и государственных органов в раннем Средневековье, с появлением явных и тайных политических партий, союзов, обществ (например, религиозно-этическое движение — ложа масонов, «вольных каменщиков»), а также частного предпринимательства, все большее число людей оказываются вынуждены часто принимать разные «тактические» и «стратегические» решения, влияющие на их жизнь и жизнь других людей. У наиболее неординарных личностей появляется возможность карьерного роста, серьезно или даже кардинально изменяющего условия жизни, данные с рождения (образ жизни, ценности, отношения с людьми, и др.). Яркий пример — «птенцы гнезда Петрова».

К началу XXв. возможность прохождения успешным профессионалом — наемным работником, специалистом, служащим не-' скольких социальных уровней и иерархий служебной лестницы становятся нормой. Так, например, отец генерала Л. Г. Корнилова — верховного главнокомандующего русской армией в 1917 г. (иначе — занимавшего высшую ступень в служебной иерархии!) был коллежский асессор 14-го, самого низшего класса; отец генерала И. А. Деникина, возглавившего «белое движение» в 1918 г. — унтер-офицер; «инородец» И. Н. Ульянов, отец В. И. Ульянова-Ленина, работая в сфере народного образования, дослужился до потомственного дворянства.

Таким образом, за свою жизнь человек несколько раз вставал перед необходимостью изменить сформированные ранее внутренние установки.

Информационные и компьютерные технологии, в конце XXв. пришедшие едва ли не на каждое рабочее место, потребовали от субъекта труда активности, соответствующей не его биологическим ритмам, а, образно говоря, скорости процессора ПЭВМ, быстродействию компьютерных программ, необходимости принимать множество решений в течение рабочего дня, за которые он несет материальную и иную ответственность.

Например, в настоящее время ординарный «оперативный дежурный» (воинской части, инкассации, охранного предприятия, службы безопасности фирмы и пр.) должен во время ночного дежурства самостоятельно принимать ответственные решения, а не будить начальство при каждом затруднении (иначе он «не задержится» на этом рабочем месте), а утром — держать ответ за адекватность своих решений.

7.2. Профессиональный стресс 169