Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции с 1917 г..doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
02.06.2015
Размер:
313.86 Кб
Скачать

2. Управление в период «военного коммунизма».

С июля 1918 г. в Советской республике установилась однопартийная система. Поднявшая мятеж против РКП(б) ПЛСР, была исключена из системы Советов. В результате партия большевиков получила неограниченное влияние в государственных и общественных структурах, она перестала быть контролируемой со стороны оппозиции. Ежегодно происходили партийные съезды и конференции, на которых принимались решения по важнейшим вопросам строительства нового общества. Так, на VIII съезде РКП(б) (март 1919 г.) была принята новая программа партии (первая была принята еще в 1903 г. совместно с меньшевиками). В программе была подвергнута критике идея правового демократического государства, основанного на разделении властей (оно трактовалось как «буржуазное извращение»). В области общеполитической основной задачей партии провозглашалось всемерное развитие «пролетарской демократии» в форме советской власти, которая якобы осуществляет «высший тип демократизма». Предлагалось расширить права местного самоуправления, предоставит рабочим и крестьянам права и свободы.

Без обсуждения правящей партией не решалась ни одна управленческая проблема. В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро). Они и главенствуют в ЦК. Так Политбюро занималось решением проблем, не терпящих отлагательства. Выборы ЦК осуществлялись на альтернативной основе: на 19 мест выдвигалось 60-65 кандидатур.

Политические, военные, социально-экономические меры, проводимые ЦК РКП(б), полностью распространялись на всю территорию Советской России. О чем свидетельствуют следующие слова В.И. Ленина «Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии». На местах линию и политику большевистского ЦК претворяли в жизнь 50 губернских, 350 уездных и почти 1200 волостных комитетов РКП(б). В годы гражданской войны начало происходить сращивание партийного и государственного аппарата. Коммунисты составили подавляющее большинство во всех правящих учреждениях, на съездах Советов и в исполнительных органах. К марту 1920 г. в сфере государственного управления работало около 200 тыс. членов партии. Происходило совмещение должностей, когда председатель местного парткома являлся одновременно и председателем исполкома. Все это значительно облегчало проведение в жизнь партийных решений.

Правящая партия закрепила в своих решениях основные принципы организации и деятельности государственного аппарата, разработанные Лениным: 1. Единство Советов и их полновластие. 2. Партийное руководство. 3. Участие трудящихся масс в государственном упралении. 4. Демократический централизм. 5. Равноправие национальностей. 6. Единоначалие и коллегиальность. 7. Контроль и проверка исполнения. 8. Социалистическое планирование. 9. Социалистическая законность. 10. Постоянное совершенствование государственного аппарата. 11. Возрастание роли науки в управлении общественными процессами.

Важным звеном в государственной системе являлась армия. В июле 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов был законодательно оформлен переход ко всеобщей воинской повинности. На основании постановления ВЦИК от 2 сентября 1918 г. был создан Революционный военный совет Республики (РВСР) – орган, осуществлявший в годы гражданской войны непосредственное руководство армией и флотом, а также всеми учреждениями военного и морского ведомств. Все советские учреждения и организации были обязаны рассматривать и утверждать решения РВСР в первую очередь. Председателем РВСР являлся народный комиссар по военным и морским делам (утверждался ВЦИК), члены назначались СНК. Фактически бессменным председателем являлся Л.Д. Троцкий. В ноябре 1918 г. был образован Полевой штаб, осуществлявший непосредственное руководство военными действиями. 30 ноября 1918 г. ВЦИК учредил верховный орган управления Совет рабочей и крестьянской обороны под председательством В.И. Ленина, что завершило меры по организации Красной Армии. Новый орган власти и управления был призван установить твердый режим во всех отраслях народного хозяйства и кооординировать работу ведомств.

Гражданская война отрезала от Советской России ряд экономических районов страны: Украину, Сибирь, Кавказ. В кратчайшие сроки большевики создали систему особых чрезвычайных мер антикризисного управления экономикой, назвав их военным коммунизмом. Сущность военного коммунизма в том, что государство концентрировало в своих руках материальные, трудовые и людские ресурсы для наиболее целесообразного использования их в интересах обороны. На основании декрета от 26 июня 1918 г. было национализировано 2500 предприятий. Они управлялись на основании строгой централизации. Высшим органом управления промышленностью оставался ВСНХ. Оперативное повседневное руководство предприятиями каждой отдельной отрасли было сосредоточено в т.н. главных комитетах - главках (Главнефть, Главсоль и др.). До конца 1918 г. было создано 42 главка. Между главком и предприятием в ряде отраслей стояло еще одно звено – трест, управлявший несколькими предприятиями. Такая система централизованного управления получила название «главкизма».

Введение системы главкизма означало, что все предприятия каждой отрасли подчинялись своему главку – отделу ВСНХ. Все экономические отношения между предприятиями прекращались, в управлении использовались исключительно административные методы.

В политической жизни страны возросла роль общественных организаций. Быстро росло число членов Российского Коммунистического союза молодежи (в октябре 1918 г. – 20 тыс. чел, в октябре 1920 г. – 200 тыс.). Большую роль на производстве играли профсоюзы (4 млн. чел. в 1920 г.). Им принадлежало право выбирать третью часть членов фабрично-заводских управлений (две трети назначало правительство), они осуществляли нормирование труда и заработной платы, определяли размер продовольственного пайка.

В 1918 г. была образована продовольственная инспекция, сыгравшая большую роль в осуществлении контроля за деятельностью органов Наркомпрода. Нередки были случаи, когда местные Советы создавали инспекционные группы из рабочих. Их опыт был использован при реорганизации в октябре 1920 г. Наркомата государственного контроля в Народный комиссариат рабоче-крестьянской испекции.

Размышляя о причинах победы большевиков в гражданской войне, один из современных исследователей – В.В. Кожинов пришел к следующим выводам: «…государство в России в течение веков имело идеократическийхарактер, то есть власть основывалась не на системе законов, как на Западе, а на определенной системе идей. Ко времени Революции властвующая идея так или иначе выражалась в из­вестной формуле «православие, самодержавие, народность», которая еще сохраняла свое значение для людей, отправлявшихся в 1914 году на фронт. Но Февральский переворот «отделил» Церковь от государства, уничтожил самодержавие и выдвинул в качестве образца западноевро­пейские (а не российские) формы общественного бытия, где властвует не идея, а закон.

И…победа Октября над Временным правительством и над возглавляемой «людьми Февраля» Белой армией была неизбежна, в частности, потому, что большевики создавали имен­но идеократическую государственность, и это в конечном счете соответ­ствовало тысячелетнему историческому пути России. Ясно, что больше­вики вначале и не помышляли о подобном «соответствии» и что их «вла­ствующая идея» не имела ничего общего с предшествующей. И для сторонников прежнего порядка была, разумеется, абсолютно неприем­лема «замена» Православия верой в Коммунизм, самодержавия — дик­татурой ЦК и ВЧК, народности, которая (как осознавали наиболее глу­бокие идеологи) включала в себя дух «всечеловечности», —интернаци­онализмом, то есть чем-то пребывающиммежду(интер) нациями. Однако «идеократизм» большевиков все же являл собой, так сказать,менее утопическуюпрограмму, чем проект героев Февраля, предпола­гавший переделку России — то есть и самого русскогонарода —по за­падноевропейскому образцу».