Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
21-02-2013_19-11-15 / ФОНДОВЫЕ ЛЕКЦИИ АГПС 2009 / Лекция 22 Человек в науке и религии.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
27.05.2015
Размер:
219.65 Кб
Скачать

Вопрос 2. Проблема детерминант человеческого бытия.

Биологическое и социальное в человеке

(продолжительность – 35 минут)

Бытие личности, существование человека зависит от множества причин и факторов, которые в совокупности именуются детерминантами человеческого бытия. Они определяют или оказывают влияние на наше поведение и мышление, на нашу личность и поступки, на характер, убеждения, интересы и пр.

Наиболее удобен дихотомический подход, связанный с выделением противоположных пар, своего рода полюсов, крайних точек в пространстве детерминант человеческой жизнедеятельности. Такими парами выступают оппозиции внешнего и внутреннего, биологического и социального, сознательного и бессознательного, материального и духовного, прошлого и будущего. Рассмотрим более подробно содержание каждой пары противоположностей.

1. Внешнее – внутреннее. Внешнее – это то, что находится за пределами психики и организма. К внешним детерминантам относятся, например, неблагоприятная семейная обстановка, нахождение в толпе, магнитные бури, погодные условия и пр. Отсюда видно, что их можно делить на социальные (нахождение в толпе) и природные (погода). Внутренние факторы, т.е. те, что находятся внутри организма, можно классифицировать на внутрисознательные (цели, ценности, интересы), интрапсихические (включая бессознательную мотивацию), внутриорганизменные (генетические, физиологические) детерминанты.

2. Биологическое – социальное. Эта оппозиция включает в себя противоположности природного и культурного, наследственного и приобретённого (гены или воспитание), инстинктивного и сознательного (рассудочного). На макросоциальном уровне анализа к отмеченным противоположностям добавляется дихотомия «естественный отбор» («борьба за существование») -- «социальные законы» («нравственные нормы»). Проблема биологического и социального имеет многовековую историю, в ходе которой происходила абсолютизация роли либо одних, либо других факторов. В частности, французские просветители (прежде всего, К.А. Гельвеций) отстаивали первостепенную значимость социальных детерминант для онтогенетического развития индивида, тогда как А. Шопенгауэр защищал тезис о врожденном характере психологических особенностей личности1.

В 20-м веке на позициях социологизаторства находилась марксистки ориентированная советская педагогика, иные, более взвешенные, взгляды обосновывали американские психологи Г. Айзенк и Р. Кэттел. Первый настаивал, что три основные личностных суперфактора – экстраверсия, невротизм и психотизм – примерно на три четверти объясняются наследственностью и только около одной четверти – условиями окружающей среды. Заслуга Кэттела состояла в проведении обширных факторно-аналитических исследований, нацеленных на выяснение удельного веса наследственности и окружающей среды в детерминации таких черт личности, как интеллект, сила «Я», сила «Сверх-Я», интроверсия / экстраверсия. Оказалось, что роль наследственности сильно варьирует при переходе от одного фактора к другому: если интеллект зависит от генов на 60-65 %, то экстраверсия / интроверсия – на 50%, а сила «Сверх-Я» -- только на 5 %.

На сегодня наиболее продуктивной выглядит именно позиция Кэттела, согласно которой различные психологические особенности индивида в разной степени зависят как от генетических, так и социальных факторов.

Следует отметить, что биологические и социальные факторы можно также разделить на внутренние и внешние. К внутренним биологическим факторам относятся генетические и физиологические особенности и процессы, инстинкты и биологические потребности. Что касается внешних факторов, то скорее следует говорить о природных детерминантах, в которые биологические включаются в качестве одного из видов. К внешним природным факторам относятся космические (прежде всего, солнечная активность), погодно-климатические (температура, ветер и др.), биологические (естественный отбор). К внутренним социальным факторам относятся усвоенные индивидом социальные нормы и запреты, образующие «Сверх-Я» в психике человека, а также все иные интериоризованные психикой культурные ценности – язык, убеждения, стереотипы и пр. Внешние социальные детерминанты – это всё богатство культуры как системы материальных и духовных ценностей. Наиболее важными здесь представляются так называемые агенты социализации, оказывающие наиболее сильное воздействие на психику и её развитие в онтогенезе – семья (родители), школа (учителя, сверстники), СМИ. Через эти институты культурные ценности (правовые, моральные, религиозные, эстетические, политические и др.) транслируются и буквально вкладываются в головы людей, поэтому разведение внешних и внутренних социальных факторов выглядит достаточно условным.

3. Сознательное – бессознательное. Если использовать фрейдовские представления о структуре психики, то более точно говорить о противостоянии сознания и пред-сознания, с одной стороны, и бессознательного – с другой. Сознательные детерминанты – это именно те побудители активности, которые могут быть осознаны без особых затруднений, в частности, без использования психологических техник, ориентированных на исследование подсознания. К сознательным факторам относятся интересы, желания, цели, ценности. Важнейшее, центральное место среди них принадлежит смысложизненным ориентациям, среди которых отметим такие абсолюты, как семья, здоровье, власть, деньги, карьера, творчество, самореализация, любовь, слава, добро.

Бессознательное также неоднородно, к его основным образованиям принадлежат вытесненные желания и мотивы (фрейдовское бессознательное), инстинкты (агрессивный, альтруистический, сексуальный и др.)2, коллективное бессознательное (расовая, этническая память, архетипы и пр.), перинатальный и трансперсональный опыт, бессознательные предрассудки, стереотипы3, автоматизмы.

4. Материальное – духовное. Имеется в виду не столько противостояние материальных и духовных ценностей (потребностей), сколько противоположные базовые ориентации личности на обладание и бытие4. Согласно Э. Фромму, и власть, и любовь, и знание могут стать как предметом обладания, так и бытиём – всё зависит от того, кто и с какими целями осуществляет власть, любит или познаёт. Как правило, ориентация на обладание связана с приоритетом материальных благ, а ориентация на бытие – с приматом духовных ценностей. В отличие от Фромма, мы считаем, что ориентации на обладание и бытие неантагонистичны, совместимы друг с другом, могут быть (и чаще бывают) взаимодополнительными. Поэтому правильнее говорить о приоритете, преобладании той или другой ориентации в жизни конкретного человека.

5. Прошлое – будущее. Более правильно говорить о триаде прошлое – настоящее – будущее, про которую мы говорили на прошлой лекции применительно к вопросу о видах человеческого существования. Однако жизнь прошлым (бытие в прошлом) не равнозначна детерминации прошлым: в первом случае человек живёт воспоминаниями, постоянно обращается к пережитому, прокручивает его в памяти; во втором – действует, изменяется под влиянием как осознаваемых, так и неосознаваемых прежде усвоенных привычек, стереотипов, комплексов, убеждений и др. психологических образований, нередко аффективно заряженных. Детерминация настоящим – это, прежде всего, влияние наличных внутренних (эмоций, инстинктов, мыслей) или внешних (ситуативных) причин и факторов. Будущее – это наши планы, проекты, цели, которые оказываются своего рода аттракторами, притягивающими к себе, мотивирующими и организующими нашу деятельность по их переводу из потенциального в актуальное существование.

Проблема детерминант человеческого бытия по особому решается в христианской философии и психологии, рассматривающих человека как двусоставное, противоречивое духовно-телесное единство. Поэтому и детерминанты также поляризуются, разделяются на негативные, толкающие человека к греху, и позитивные, приближающие к Богу. Первые – это страсти, коренящиеся в биологической природе человека, имеющие поэтому инстинктивную (физиологическую) основу. Поднимаясь из бессознательного, страсти доходят до уровня сознания, где превращаются в помыслы. Позитивные детерминанты – это такие духовные аттракторы-ценности, как любовь, милосердие, чистота души, покаянное самопознание и др. В основном негативные и позитивные детерминанты, акцентируемые христианством (и другими мировыми религиями тоже), укладываются в дихотомию материальное (иметь) – духовное (быть), поэтому правомерно оценивать негативные детерминанты как препятствующие личностному росту, а позитивные – как способствующие ему. Своеобразие религиозного взгляда на проблему детерминации человеческого бытия заключается, прежде всего, во внесении элемента оценки, не характерного для направлений естественнонаучной ориентации, классической науки в целом.

Обобщая и подытоживая вышесказанное о детерминантах человеческого бытия, можно заключить: человек – существо поликаузальное, детерминируемое множеством причин и факторов, взаимодействующих, пересекающихся и перетекающих друг в друга, соотношение между которыми своеобразно для каждого индивида, для каждой ситуации.

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Детерминанты человеческого бытия – это причины и факторы, оказывающие влияние на поведение, мышление, мировоззрение человека и другие стороны его бытия в мире.

2. Среди этих детерминант выделяются: внешние, находящиеся за пределами психики и организма, и внутренние, воздействующие на человека изнутри; сознательные, например, наши цели, желания, убеждения, ибессознательные, к которым относят инстинкты, вытесненные желания, комплексы и др.;ситуативные(напр., нахождение в толпе) идолгосрочные(напр., неблагоприятная семейная обстановка).

3. Однако центральной парой детерминант выступает дилемма биологического и социального.Эта оппозиция включает в себя противоположности природного и культурного, наследственного и приобретённого (гены или воспитание), инстинктивного и сознательного. Проблема биологического и социального имеет многовековую историю, в ходе которой происходила абсолютизация роли либо одних, либо других факторов. В частности, французские просветители (прежде всего, К.А. Гельвеций) отстаивали первостепенную значимость социальных детерминант для развития ребенка, тогда как А. Шопенгауэр защищал тезис о врожденном характере психологических особенностей личности.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 355-356, 465-473, 476-483.

  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 224-247, 254-258.

  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 221-229, 258-259, 272-275, 291-293.

Дополнительная литература:

  1. Алексеев В.П. Становление человечества. - М.: Политиздат, 1984.

  2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

  3. Библия. М., 2003.

  4. Биология в познании человека. М., 1989.

  5. Бухбиндер А. Бархатная революция // Знание – сила, № 3, 2003.

  6. Вартбург М. Чьи же мы потомки, в конце-то концов? // Знание – сила, № 10, 2001.

  7. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Владос, 2000, с. 185-226.

  8. Евграфов О. «Прародитель» полутора миллионов русских жил 2,5 тысячи лет назад. Кто он был? // Знание – сила, № 11-12, 1999.

  9. Ефремов К. СЕНСАЦИЯ! Найден предок человека… О химере «антропология + журналистика + политика» // Знание – сила, № 6, 2001.

  10. Зеленко Г. Теперь человеку — 7 миллионов лет! // Знание – сила, № 7, 2002.

  11. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. Киев, 1985.

  12. Маслоу А. Психология бытия. – М., 1997.

  13. Нудельман Р. Наши древние отцы (и матери тоже) // Знание – сила, № 6, 2001.

  14. Нудельман Р. У начала начал? // Знание – сила, № 2, 2003.

  15. Силкин Б. Наше генеалогическое древо сотрясается // Знание – сила, № 6, 2001.

  16. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

  17. Фрейд З. Я и Оно / Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

  18. Эрфурт А. Боги нового тысячелетия. – М., 2001.

1 «Злому, -- пишет он, -- его злоба настолько же врождена, как змее её ядовитые зубы и её ядовитый мешок, и он столь же мало может измениться, как и она» // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. – М.: Республика, 1992, с. 8.

2Как отмечает этолог Протопопов, существует три основных группы инстинктов: иерархические (проявляются во всех видах властных взаимоотношений), сексуальные (отвечают за выбор наиболее генетически перспективного партнёра, за избегание родственного скрещивания («инстинкт сексуального любопытства»), за сексуальную экспансию у мужчин и выбор партнёра как источника ресурсов для воспитания детей – у женщин), территориальные (отвечают за охрану личного и группового пространства), брачно-родительские (отвечают за воспитание детей, поддержание семейной жизни), инстинкт самоограничения численности вида (блокирует и расстраивает работу брачно-родительских инстинктов, проявляется в снижении интереса к семейной жизни, снижении интереса к воспитанию детей) // Протопопов А. Часто задаваемые вопросы по этологическому эссе «Трактат о любви, как её понимает жуткий зануда»/ www.ethology.ru/library

3 Наиболее распространены гендерные, расовые, этнические стереотипы и предрассудки.

4 «При существовании по принципу обладания моё отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратить все и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность». «Под бытием я пониманию такой способ существования, при котором человек и не имеет ничего, и не жаждет иметь что-либо, но счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со всем миром» // Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990, с. 31, 25.

20