Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие Наш край XIX-XX.doc
Скачиваний:
204
Добавлен:
27.05.2015
Размер:
818.69 Кб
Скачать

5.2 Наука, образование и культурная жизнь в Самарской губернии в 1920-х гг.

Одним из следствий установления Советской власти в Самарском крае, некоторой нормализации жизни и начала восстановления экономики, было оживление культурной и научной жизни в губернии.

Одним из самых значительных декретов Советской власти, означавших восстановление культурной сферы жизни в стране, был декрет от 26 декабря 1919 г., известный как декрет о ликвидации неграмотности среди населения РСФСР. Начало борьбы с неграмотностью было очень своевременным, поскольку согласно переписи 1920 г. Самарская губерния занимала 43 место по уровню грамотности из 90 губерний в стране, а почти две трети населения губернии не умели ни читать, ни писать.

Начало процесса ликвидации неграмотности в губернии было сорвано голодом 1921 г., поэтому к концу 1921 г. в Самарском крае действовало только 25 школ ликбеза, в которых занималось 300 человек. Ликвидация последствий голода повлекла за собой возобновление и усиление борьбы с неграмотностью. К лету 1922 г. действовало 46 школ, весной 1923 г. – 374 школы. Помимо школ Ликбеза в Самаре было создано общество «Долой неграмотность» и в январе 1924 г. прошло его первое заседание. На всех крупных самарских предприятиях решением рабочих и заводских комитетов было постановлено начать занятия по ликвидации неграмотности среди рабочих.

По данным 1927 г. в Самарской губернии насчитывалось 420 тыс. неграмотных в возрасте от 18 до 35 лет. Для всех коммунистов губернии была поставлена задача в деле борьбы с неграмотностью: каждый коммунист в течение одного года добиться полной ликвидации неграмотности в свое семье. Для членов профсоюзов так же было установлено подобное задание: к 1 мая 1925 г. все члены профсоюзов должны стать грамотными. После организации общества ДН количество ликбезов резко выросло и к 1925 г. работало уже 780 школ ликбеза, где обучалось 55 тыс. человек.

Помимо ликвидации безграмотности среди взрослых началась организация и развитие школьного образования. В 1924-1925 учебном году в губернии действовала 1341 школа, где обучалось 150 тыс. детей. Такое положение со школьным детским образованием отбросили Самарскую губернию на предпоследнее место среди губерний европейской части России. Поэтому партия поставила задачу добиться коренных изменений. Положение было осложнено тем, что шел массовый отток педагогических кадров из сферы образования: из 5 тыс. человек, работавших в сфере просвещения, только 300 человек имели высшее образование. На заседании Губкома приводились примеры и данные о том, что преподаватели с высшим образованием работают дворниками, сторожами, курьерами. Зарплаты учителей и преподавателей стали меньше дореволюционных норм в 9 раз и были в меньше в 5 раз, чем у работников промышленности 1920-е гг. Самарский Губком принимает решение о персональной ответственности секретарей уездных комитетов партии за выплату зарплаты учителям.

Однако, несмотря на все предпринятые усилия к 1926 г. количество грамотных выросло только на 12%.

В связи с началом восстановления экономической сферы губернии в 1920-е гг. очень остро встала проблема квалифицированных кадров и специалистов с высшим образованием. Первый ВУЗ в Самаре должен был открыться в сентябре 1914 г. Для него было построено специальное здание на углу Вилоновской (кафе «Мария»). Это должен был быть технический университет. Война помешала открытию ВУЗа. Поэтому первый ВУЗ в Самаре был открыт только при Временном правительстве весной 1917 г. – Самарский педагогический институт. Весной 1918 г. по ходатайству КОМУЧа пединститут был переименован в Самарский государственный университет. В Самару для работы в новом ВУЗе прибыла целая плеяда крупных ученых. Очень тяжело дались университету голод 1921-22 гг. и засуха 1924 г. Резко обострились финансовые трудности и финансовое положение университета. Губисполком был вынужден просить Главпрофобр взять университет на гособеспечение или вообще закрыть его. Борьба за университет продолжалась до 1927 г. ВУЗу и преподавателям оказывали материальную помощь Красный Крест, АРА, Шведская миссия, русские эмигранты, европейское студенческое общество. В Самаре неоднократно проводились «Недели помощи университету». Однако всего этого оказалось недостаточно, катастрофически не хватало государственной поддержки и финансирования. Ученые были вынуждены покинуть Самару и Самарский университет перестал существовать. Наш университет был не единственным ВУЗом, оказавшимся в подобной ситуации. Еще раньше были закрыты университеты в Астрахани, Симбирске, Ярославле.

В начале 1920-х гг. в Самаре квалифицированные кадры для народного хозяйства, образования, культуры и здравоохранения готовили всего два ВУЗа: Самарский государственный университет (1918-1927 гг.) и Сельскохозяйственный институт. Уже к концу 1920 г. в Самарском университете было пять факультетов: медицинский, физмат, историко-филологический, агрономический, рабочий. К концу 1919 г. на историко-филологическом факультете обучалось 843 студента, на медицинском – 796, на всех факультетах обучалось 2009 человек. Уже в 1921 г. в университете было 2626 студентов. По социальному составу студенты на 80% были представлены интеллигенцией. Среднее и низшее образование в городе было представлено 15 школами, где обучалось 1620 школьников и работало 168 преподавателей. Среди школьников преобладали дети рабочих.

Профессорско-преподавательский состав в Самаре был весьма значительным: профессор Нечаев, первый ректор университета – создатель педагогической психологии, Перетц – историк русской литературы, известные филологи и лингвисты – Баранников, Адрианова-Перетц, Тарасов, Багрий, известные историки Преображенский, Лурье, Грацианский, Тихомиров, В.В. Гольмстен, Хованский. Профессорами медицинского факультета были: Никифоровский – известнейший физиолог, ученик Павлова; невропатолог Корнилов, патологоанатом Кавецкий.

На базе Самарского университета в 1920-х гг. открылся и работал целый ряд НИИ: анатомии, гистологии, гидробиологии, дошкольного воспитания, астрономии. НИО: историко-филологическое, экспериментальной педагогики, археологии и этнографии, естествознания, медицинских врачей, физико-математическое. Общество медицинских врачей под руководством Кавецкого в 1922-25 гг. разработало наиболее эффективные меры борьбы с туберкулезом и малярией. Огромное и своевременное значение имели труды профессора Гремячкина о борьбе и профилактике сыпного тифа. В Самаре существовало отделение общества Всероссийской ассоциации инженеров, где обсуждались доклады самарских инженеров Саутина «О современном состоянии самарского водопровода и мерах его улучшения», Сурвилло «Двигатели Дизеля: исследование причин неисправностей, полома и аварий при их работе».

Общество археологии, истории, этнографии и естествознания, и историческая комиссия от этого общества проводила обширные археологические и геологические изыскания. Так было проведено геологическое исследование дна реки Самара, торфяников в Самарском и Мелекесском уездах, археологическое обследование почти всей территории Самарского края, велись раскопки курганов, стоянок и городищ. Историческая комиссия ОАИЭИЕ провела огромную работу по изучению архивных документов, сбору и обработке материалов по истории освоения и колонизации Самарского края, истории городов, сел и деревень. Специально созданная Этнографическая комиссия занималась составлением диалектологической и этнографической карт Самарской губернии. Были организованы этнографические экспедиции в отдаленные и глухие села, занимавшиеся сбором поверий, преданий, сказаний, частушек, песен. Были собраны внушительные коллекции образцов одежды, орудий труда, предметов быта, образцов продукции народных промыслов.

При ОАИЭИЕ работали библиотека, музей, художественная студия, археологические и этнографические курсы. Как раз на базе этого общества проф. П.А. Преображенский опубликовал «Очерк истории Самарской губернии» и «Очерки колонизации Самарского края».

Таким образом, деятельность Самарского университета в 1920-е гг. имела огромное значение. Его успели закончить несколько тысяч жителей губернии, была подготовлена серьезная база, обеспечившая быстрое развитие высшей школы в 1930-х гг. Университетом было создано несколько весьма значительных научно-исследовательских обществ, медицинских учреждений, подготовлено значительное количество научно-исследовательских кадров, библиотечных фондов.

В 1920-х гг. в Самаре стремительно развивалось музейное дело. В Самаре были открыты и работали: историко-революционный музей, губернский научный музей, криминальный музей, созданный ЧК и милицией, музей голода, музей учебных пособий (методический кабинет). В 1929 г. был открыт Археологический музей (ул. Садовая, 45).

Быстрыми темпами продолжало развиваться специальное образование и к началу индустриализации (1927-1928 гг.) в Самаре работало 20 средних специальных УЗов.

Большое внимание уделялось культурной стороне общественной жизни граждан. Был открыт Народный дом, Дом крестьянина.

В 1921 г. при губполитпросвете был создан литературный отдел – ЛИТО, возглавленный известным писателем Н.А. Степным (Афиногенов).

В 1922 г. было создано Самарское литературное общество «Слово», которое вошло в ассоциацию Пролетарских писателей. Общество «Слово» проводило литературные вечера «Среды», где читались произведения самарских и приезжих авторов. Эти вечера пользовались огромной популярностью: в 1923-24 гг. их посетило более 10 тыс. человек. В Самаре работали Неверов, написавший «Ташкент город хлебный», «Гуси-лебеди», «Андрон Непутевый», А. Веселый (Кочкуров) – «Страна родная», поэт Ширяевец, А.Я. Дорогойченко – «Большая Каменка».

В 1929 г. было создано Средневолжское отделение общества крестьянских писателей, куда входили 40 начинающих писателей. Издавались литературные журналы «Понизовье», «Штурм», «Волжская новь».

В 1924 г. было создано Общество пролетарских художников, не оставившее, правда, какого-либо значительного факта в развитии искусства, а посвятившее свое творчество пропаганде и оформлению Самары к революционным праздникам.

В 1925 г. 35 самарских художников вступили в Ассоциацию художников России (АХР). Осуществлялась огромная работа по пропаганде изобразительного искусства, проводились вечера, где обсуждались вопросы искусства, приемов живописи. На базе Общества пролетарских художников, помимо действовавшего художественного техникума, были открыты художественные курсы. Благодаря активной пропаганде возросла посещаемость Художественного музея, чьи фонды были пополнены Москвой и Ленинградом. Две проведенные в 1925 г. две художественные выставки привлекли более 13 тыс. человек.

По количеству и разнообразию проводимых выставок Самара в 1920-х гг. занимала одно из первых мест в стране.

В городе работало три театра: городской театр им. К. Маркса, Театр рабочей молодежи (Пушкинский дом), цирк. В зимнее время работали маленькие театры миниатюр, гротесков, балетных и концертных номеров. Самару посещали известные российские артисты. В театре К. Маркса выступали известные певцы: Пирогов, Куренко-Гонцова, Дориани. Летом 1924 г. в Самаре прошли гастроли МХАТа и Айседоры Дункан. С 1926 г. начала работу сезонная опера. В основном все театры и кино были сданы в аренду советским организациям или частным лицам.

Для контроля за различными культурными явлениями была создана особая цензурно-репертуарная комиссия (от ГПУ), которая следила за репертуаром – предварительный просмотр пьес и кинокартин. К 1924 г. из всех кинотеатров осталось три: «Триумф», «Художественный», «Модерн». Все три зала были переданы отделу местного хозяйства для использования их помещения для чего угодно, только не для кино.