Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ноксология№10.doc
Скачиваний:
82
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
3.07 Mб
Скачать

3.7. Защита от глобальных опасностей

Защита человека и природы от глобального негативного юз- действия техносферы носит во многом правовой характер. Она основана прежде всего на принятии различных международных соглашений, протоколов и конвенций, направленных на регла­ментацию деятельности мирового содружества по снижению не­гативного влияния техносферы на природу и человека.

Начиная с 70-х годов XX века, в мире развернулось дви­жение, направленное на решение проблем защиты (охраны) окружающей среды. К основным направлениям защиты ОС от глобального воздействия техносферы относят следующие процессы:

  • перенос загрязнений атмосферного воздуха на боль­шие расстояния;

  • закисление окружающей среды, обусловленное ки­слотными осадками:

  • парниковый эффект и потепление климата;

  • разрушение озонового слоя;

  • воздействие тропосферного озона;

  • радиоактивное загрязнение атмосферы, гидросферы и литосферы;

  • загрязнение околоземного космического пространства.

Перенос загрязнений на большие расстояния. Многие за­грязняющие вещества (аэрозоли, оксиды серы, ДДТ и др.) могут переноситься в атмосфере на большие расстояния.

После Чернобыльской катастрофы, показавшей практи­ческую необходимость использования прогностических ме­тодов, которые учитывают процессы переноса, миграции и накопления в континентальном и глобальном масштабах, в исследованиях по переносу участвуют МАГАТЭ и Евро­пейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН.

Для оценки этих событий используются математические модели переноса, трансформации, циркуляции потенциаль­но опасных веществ в атмосфере и их последующего выпа­дения на поверхность Земли.

С целью наведения международного порядка в 1979 г. под эгидой ЕЭК разработана и принята Конвенция "О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния". Конвенция имеет чрезвычайное значение для улучшения эко­логической обстановки на европейском континенте.

Кислотные дожди. Большое внимание уделяется сокра­щению выбросов соединений серы как мере борьбы с под- кислением природной среды. В 1985 г. подписан Протокол по сокращению выбросов соединений серы или их транс­граничных потоков. Обязательства России по Протоколу должны были быть выполнены к 1993 г. Россия выполнила их досрочно к 1989 г. благодаря переводу топливно-энерге­тического комплекса на природный газ.

В 1994 г. Россия подписала еще один Протокол относи­тельно дальнейшего сокращения выбросов серы. Обязатель­ства по этому Протоколу предусматривали уменьшение вы­бросов серы на Европейскую территорию России по отно­шению к уровню 1980 г. на 38 % к 2000 г. и на 40 % — к 2005—2010 гг. Эти обязательства бьгли фактически выпол­нены раньше, чем планировалось, — уже к 1991 г.

В 1988 г. подписан Протокол об ограничении выбросов оксидов азота или их трансграничных потоков. Согласно Протоколу, не позднее 31 декабря 1994 г. эти выбросы не должны бьгли превышать уровень годовых национальных выбросов за 1987 г. Это обязательство также выполнено Рос­сией досрочно к 1991 г. за счет спада производства.

Парниковый эффект. Важной вехой в мировой экологи­ческой политике, направленной на стабилизацию выбросов парниковых газов была третья сессия Конференции сторон- участников рамочной конвенции по изменению климата ООН в Киото (Япония) в 1997 г. Протокол, подписанный в Киото (Киотский протокол), явился, несомненно, собы­тием в мировой экологической политике. Основные пред­посылки и позиции Протокола сводятся к следующему.

Поскольку использование невозобновляемьгх ресурсов, которые являются ограниченными, растет экспоненциаль­но, так же как и население Земли, их использование должно находиться в состоянии равновесия с возможностями вос­производства и переработки отходов экосистем. Для боль­шинства малых газовых составляющих в атмосфере возмож­ность переработки уже сейчас меньше желаемой, что подгвер- ждается ростом концентраций долгоживущих парниковых газов. Отсюда вытекает центральная задача — снижение об­щих выбросов долгоживущих парниковых газов индустри­ально развитыми странами.

Согласно протоколу, развитые страны и страны с пере­ходной экономикой (включая Россию), подписавшие Про­токол, должны в целом к 2008—2012 гг. сократить выбросы парниковых газов не менее чем на 5 % от уровня 1990 г. Для достижения указанного снижения суммарного уровня пар­никовых газов необходимо, чтобы в среднем за период 2008—2012 гг. снижение уровня ниже уровня 1990 г. в США было на 7 %, в Японии — на 6 % , в странах Европейского союза — на 8 %. Поскольку у России разрешенный уровень выбросов парниковых газов на период 2008—2012 гг. уста­новлен 100 % от уровня 1990 г., то от нее не требуется сни­жать выбросы ниже уровня 1990 г. в указанный период, но она и не имеет права их превысить. В настоящее время вы­бросы России почти на 25 % ниже уровня 1990 г. (Россия ратифицировала Киотский протокол в 2004 г.).

На встрече лидеров "большой восьмерки" в Италии в июле 2009 г. принято решение о сокращении к 2050 г. выбросов С02 на 50 %, а в ведущих странах до 80 % (Россия по экономи­ческим соображениям не подписала итоговый протокол).

Парниковый эффект, как считают многие специалисты, лежит в основе глобального измерения (роста) температуры атмосферного воздуха из-за накопления в нем парниковых газов (С02, СНХ и др.), обусловленного ростом энергетики, промышленного производства, автотранспорта и других сфер экономики.

Однако существует и иная точка зрения на причину рос­та температуры воздуха на нашей планете. Ряд ученых счи­тают, что он обусловлен изменением солнечной активности, вследствие чего и наблюдается повышенное поступление С02 в атмосферу из биоты (моря, океаны, растительность). При такой трактовке процесса роста поступлений С02 в атмосферу Земли учение о техногенном влиянии на климат через пар­никовый эффект становится не очевидным. Эта позиция во многом подтверждается сравнением массы С02, поступающе­го а атмосферу: техногенные поступления по массе значитель­но уступают естественным.

С учетом вышесказанного становится понятно, почему Международная конференция по проблеме климата, состо­явшаяся в Копенгагене (Дания) в декабре 2009 г., не пришла к согласованному мнению по вопросу влияния на климат парникового эффекта техногенного происхождения.

Проблема озонового слоя. В 1985 г. в Вене принята Кон­венция об охране озонового слоя, а в 1987 г. в Монреале подписан международный протокол о сокращении выбросов озоноразру- шающих веществ. Протокол предусматривал сокращение вы­бросов фреонов: на 20 % — в 1993 г. и еще на 30 % — к 1998 г.

Данные мониторинга показывают, что несмотря на ограни­чительные меры, принятые мировым сообществом в рамках Венской конвенции и Монреальского протокола, озоновый слой продолжает истощаться с более высокой интенсивностью, чем предполагалось: в пределах 0,5...0,7 % в год от общего содержания. В отдельных районах количество озона в стра­тосфере сократилось в еще большей степени, в частности, в Антарктиде за период 1979—1992 гг. — примерно на 50 % (1 % уменьшения приводит к увеличению интенсивности ультрафиолетового излучения у поверхности Земли на 1,5 %).

Аномалии озона как по уровню его дефицита, так и по размерам затронутой территории наблюдались в России в 1995 и в 1998 тт. По данным Росгидромета, в феврале 1995 г. над всем Северным полушарием, а особенно над рядом рай­онов Восточной Сибири, вплоть до Урала, зарегистрирова­но рекордное уменьшение концентрации озона — до 40 %, со­хранявшееся в течение 25 суток. По сравнению с началом де­сятилетия произошло смещение районов наибольшего дефицита озона из западных областей в Сибирь и Якутию.

Размер озоновой дыры над Южным полушарием в 1995 г. составил 10 млн км2, что по площади равно Европе и в два раза больше дыры в 1993—1994 гг.

В 1998 г. уменьшение концентрации озона над Антарк­тидой оказалось рекордным: весной площадь озоновой ды­ры превышала 10 млн км2, а осенью — 25 млн км . -

Модельные оценки показывают, что снижения содержа­ния хлорина, приводящего к разрушению озонового слоя, можно ожидать лишь в следующем десятилетии.

Фреоновая гипотеза разрушения озонового слоя является доминирующей, однако ряд исследователей придерживаются иной теории происхождения озоновых дыр. Суть этой теории состоит в следующем: в ядре Земли растворено огромное ко­личество водорода, который непрерывно прорывается из недр через рифтовые разломы (рифты) и поступает в атмосферу. В верхних слоях атмосферы водород, а также поступающие че­рез рифты метан и соединения азота взаимодействуют с озоном, образуя зоны его пониженной концентрации, так называемые озоновые дыры. Если эта теория верна, то техногенные фреоньг малоопасны для озонового слоя, а усилия и затраты на создание новой техники и заменителей фреонов — бессмысленны.

Проблема тропосферного озона. Тропосферный озон долгое время не привлекал к себе пристального внимания. Интенсивные исследования начались в 1970-е гг., но лишь в конце 1980-х гг. проблема перешла в ранг проблем высо­кого приоритета. В этот период стало ясно, что для концен­трации приземного озона характерна тенденция к росту. В начале XX века, по данным систематических озонометри- ческих наблюдений, проведенных во Франции, она составля­ла 20 мкг/м3, а в 1980-х гг. в наименее загрязненных районах Западной Европы — уже 40...90 мкг/м3. Тенденцию к увели­чению концентраций приземного озона объясняют антропо­генными причинами — развитием теплоэнергетики, транс­порта, химической промышленности и т. д., что вызывает рост эмиссии в атмосферу некоторых химических предшест­венников озона, в основном оксидов азота, соединений ме­тана, оксида углерода, летучих органических соединений.

Повышенные концентрации озона могут негативно влиять на здоровье человека (табл. 3.13). Сравнение с негативным влия­нием диоксида серы на растения показало, что воздействие фо- тооксидантов значительно более существенно и, по мнению спе­циалистов, является континентальной проблемой для Европы.

Радиоактивное загрязнение земного и околоземного про­странства. Главными источниками радиоактивного загряз­нения окружающей среды являются испытания ядерного оружия, аварии на атомных электростанциях и на предпри­ятиях, а также радиоактивные отходы. Естественная радио­активность, включая радиоактивность радона, также вносит вклад в уровень радиоактивного загрязнения.

Таблица 3.13