Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

бореальные ландшафты

.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
434.99 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Географический факультет

БОРЕАЛЬНЫЕ (ТАЁЖНЫЕ) ЛАНДШАФТЫ

(РЕФЕРАТ)

Выполнил студент

2го курса, 902 группы

Назаренко Антон Евгеньевич

--------------------------

(подпись)

Научный руководитель,

доцент кафедры

физической географии и ГИС,

Барышникова О.Н.

--------------------------

(подпись)

Работа защищена

__________________20__г.

Оценка_________________

Барнаул 2012

Бореальные (таёжные) ландшафты

Бореальные (таёжные) ландшафты характеризуются умеренно-холодным климатом (R=1000÷1600 МДж/см2, ∑t10=800÷1800 °С, t2= 13÷18 °C) и преимущественно избыточным увлажнением; типичные годовые суммы осадков – 500 – 700 мм. Степень континентальности и увлажнение колеблются в довольно широких пределах . Наиболее ровным и влажным климатом отличаются барьерно-дождевые бореальные притихоокеанские ландшафты Северной Америки (Кк= 3÷4, r > 2000 мм, Ку – до 4); им несколько уступают барьерные скандинавские ландшафты (Кк= 4÷5, r – до 2000 мм, Ку > 2).

Восточноевропейская и восточноканадская тайга относится к умеренно-континентальной группе (Кк = 6÷7), западносибирская, центрально-восточная канадская и дальневосточная – к типично континентальной (Кк= 8), среднесибирская и центрально-западная канадская – к резко континентальной (Кк= 9), восточносибирская к крайне континентальной семигумидной (Кк= 10,t1 до – 50° С, tmin – до – 70° С, r – местами менее 200 мм, Ку=0,5÷1,0) [1].

Почти во всех типах бореальных ландшафтов чётко различаются три подтипа – северо-, средне- и южнотаёжный, обусловленные различиями в теплообеспеченности. Многолетняя мерзлота свойственна резко и крайне континентальным секторам и северотаёжной части типично континентальных. Развито заболачивание; сток интенсивный, но денудационные процессы сдерживаются лесной растительностью. Господствуют хвойные леса с небольшим набором эдификаторов: в условиях резко и крайне континентального климата – светлые лиственничники (с кустарничковым ярусом и нередко с подлеском из ерника, душекии, кедрового стланика), в других секторах – темнохвойные из разных видов ели, пихты, отчасти из кедровой сосны, с травяно-кустарничковым ярусом(черника, голубика, кислица и др.) и моховым покровом, в южной тайге периферических секторов – с подлеском из широколиственных пород. Наибольшим богатством выделяется притихоокеанская североамериканская тайга с ситхинской елью (Picea sitchensis), западным хемлоком (Tsuga heterophglta), туей гигантской ( Thuja plicata) и др [1].

Таёжная растительность обеспечивает животным наличие кормов и разнообразие местообитаний. Здесь больше осёдлых животных, чем в тундре, больше беспозвоночных (преимущественно сапрофагов, населяющих подстилку и играющих существенную роль в биологическом круговороте); появляются некоторые пресмыкающиеся и земноводные. Большинство млекопитающих тайги распространены и в других зонах.

Запасы и продуктивность биомассы возрастают с севера на юг и от внутриконтинентальных ландшафтов к приокеаническим. Для плакорных восточноевропейских ельников характерны следующие величины запасов: северная тайга – около 150, средняя – около 250, южная – около 300 т/га; ежегодный прирост соответственно: 4 – 6, 5 – 7 и 8 – 10 т/га. У восточносибирских лиственничников все показатели сокращаются примерно вдвое и больше. Типичный таёжный лес потребляет ежегодно 100 – 200 кг/га химических элементов, из них 80 – 150 кг/га возвращается с опадом. Накапливается мощная подстилка, в которой содержится 2 – 4 т/га минеральных элементов. При разложении опада образуются агрессивные фульвокислоты, усиливающие миграционную способность элементов. Хлориды, сульфаты и карбонаты выносятся за пределы почвенного профиля. Поглощающий комплекс подзолистых почв резко ненасыщен основаниями. В резко и крайне континентальных бореальных ландшафтах со сплошной многолетней мерзлотой подзолистый процесс не развит и формируются мерзлотно-таёжные почвы [1].

Функционирование ландшафта:

А.А. Крауклис, основываясь на материалах стационарных наблюдений в южной тайге Средней Сибири, разделил годичный цикл функционирования типичной плакорной фации с пихтовым лесом на 12 фаз. Приводим их краткую характеристику.

1. Предвесенняя фаза. Переход суточного максимума температур воздуа от отрицательных значений к положительным; таяние снега идёт ещё слабо [2].

2. Ранневесенняя фаза. Средние суточные температуры воздуха переходят от отрицательных к положительным; частые возвраты холодов; на открытых местах снег в основном сходит, но в лесу ещё сохраняется его значительное количество; интенсивный поверхностный сток [2].

3. Поздневесенняя фаза – массовое начало вегетации (в темнохвойном лесу эта аза практически сливается с последующей) [2].

4. Предлетняя фаза. Средний суточный минимум температуры воздуха переходит от отрицательного к положительному; оттаивает и прогревается корнеобитаемый слой, почва промачивается и заряжается влагой; максимальная мобильность минерального субстрата – оседание, сползание по склонам, размывание днищ и берегов водотоков; интенсивное испарение; первые цветущие растения, восстановление надземных частей у летнезелёных видов, набухание и распускание почек у зимнезелёных [2].

5. Раннелетняя фаза. Начало интенсивного увеличения общего количества живой растительной массы – заметный прирост деревьев по высоте и в толщину; наиболее интенсивная солнечная радиация, но почва продолжает охлаждаться (на глубине 3 м температура достигает годового минимума); влагозапасы в почве убывают из-за интенсивного испарения и транспирации; максимум цветущих растений [2].

6. Позднелетняя фаза. Прекращение существенного увеличения количества живой растительной массы; в почве наступает кульминация прогревания, запасы доступной влаги в корнеобитаемом слое в значительной степени истощены; активность биоты затухает, у большинства растений – плодоношение и опадение генеративных частей.

7. Предосенняя фаза. Начало массового отмирания зелёных частей растений [2].

8. Осенняя фаза. Переход суточного минимума температуры воздуха от положительных значений к отрицательным; ускоренный опад отмерших частей растений и пополнение запасов напочвенной органики [2].

9. Предзимняя фаза. Переход средних суточных температур воздуха от положительных к отрицательным; продолжается опадение листьев и хвои; частично замерзает подстилка, появляется снег, но на глубине 3м ещё только наступает температурный максимум [2].

10. Раннезимняя фаза. Суточные максимумы температуры становятся отрицательными; устанавливается постоянный снежный покров; в корнеобитаемом слое отрицательная температура [2].

11. Глубокозимняя фаза. Существенное замедление общего падения температуры воздуха и наступление самых низких её значений; сильные межгодовые колебания температуры и мощности снежного покрова [2].

12. Позднезимняя фаза. Интенсивное повышение дневной температуры воздуха; максимум высоты снежного покрова и влагозапасов; в начале фазы – наиболее низкая температура корнеобитаемого слоя, к концу её – наибольшая глубина сезонного промерзания [2].

Следует также отметить секторные различия. Так, зима в приатлантической западноевропейской тайге длится около 90 дней, а в восточносибирской северной тайге – более 200; разница в продолжительности вегетационного периода – 70 – 80 дней. По мере усиления континентальности укорачиваются переходные весенние и осенние фазы. Нижний ярус гор в тайге представлен горнотаёжным поясом(в северной тайге – до 300 – 600, в средней – до 600 – 1000, в южной – до 1000 – 1300 м). В среднегорьях его сменяет пояс редколесий, криволесий, кустарников, стлаников (до 600 – 800 м на севере, 1300 – 1500 м на юге). Выше расположены горные тундры и гольцы. В экспозиционных североамериканских и скандинавских таёжных горах развито оледенение [1].

Список использованной литературы

1. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование/А.Г. Исаченко, - М, изд. «Высшая школа», 1991. –с. 244-245

2. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование/А.Г. Исаченко, - М, изд. «Высшая школа», 1991. –с. 204-205