Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Tokarev_S_A__1978_Istoria_zarubezhnoy_etnogra.pdf
Скачиваний:
64
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
1.75 Mб
Скачать

17 Radcliff-Brown A. R. Method in social anthropology, p. 27.

18См.: Ibid., pp. 128—129.

19Radcliff-Brown A. R. Method in social anthropology, p. 24.

20Radcliff-Brown A. R. Method in social anthropology p XVI.

21Ibid., p. XII.

22 Односторонне отрицательную оценку функционализма как идеологического орудия колониализма см.: Ольдерогге Д. А. и Потехин И. И. Функциональная школа в этнографии на службе британского империализма. — В кн.: Англоамериканская этнография на службе империализма. М.., 1951.

23 Man and culture. London, 1957, pp. 249—250.

24Ibid.

25Man and culture, p. 250.

26Radcliff-Brown A. R. Method in social anthropology, p. 30.

27См.: Radcliff-Brown A. R. Method in social anthropology, pp. XVIII-XIX.

28Thurnwald R. Die Menschliche Gesellschaft in ihren ethno-sozio-logischen. Grundlagen, I—V. О Турнвальде см.: Lowie R. Richard Thurnwald (in: American Anthropologist, v. 56, 1954), Косвен М. Рихард Турнвальд и его этнографические труды. — «Советская этнография», 1933, № 3—4.

ГЛАВА 9 ФУНКЦИОНАЛИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Идейным продолжением и дальнейшим логическим развитием принципов социологической школы в этнографической науке был функционализм. Подобно тому как родиной диффузионистского течения была Германия, а социологического

— Франция, так функционализм зародился в Англии; он так и остался преимущественно английским направлением. На то были, как мы увидим ниже, и свои политические причины.

Бронислав Малиновский

Основателем функционалистского направления был Бронислав Малиновский (1884—1942). Его научная биография очень интересна, она отчасти позволяет понять и идейные корни функционализма.

Поляк по национальности, Бронислав Каспар Малиновский родился в Кракове. В университете он изучал физику и математику, но затем заинтересовался — особенно под влиянием «Золотой ветви» Фрэзера — этнографией и историей культуры. Он слушал в Лейпциге лекции Карла Бюхера (по экономической истории), в Лондоне (1910) познакомился с идеями Зелигмана. Влияние последнего, а через него и всей «Кембриджской школы» (Хэддон, Риверс) сказалось на научной деятельности Малиновского очень существенным образом.

В 1913 г. была напечатана первая большая, еще студенческая, но уже очень серьезная работа Малиновского «Семья у австралийских туземцев». В Лондоне же Малиновский с 1913 г. начал читать лекции. В следующем, 1914 г. он отправился в научную экспедицию в Австралию, и тут его застала первая мировая война.

Как подданный враждебной державы (Австро-Венгрии), Малиновский был интернирован, однако благодаря заступничеству его лондонских друзей и коллег эта неприятность обернулась для него большой научной пользой: он провел два с половиной года на Новой Гвинее и прилегающих к ней (Тробриандовых) островах, где мог беспрепятственно заниматься полевой этнографической работой.

Приобретенных там ценных этнографических материалов Малиновскому хватило на всю жизнь. Вернувшись по окончании войны в Англию, он публиковал с 1921 г. книгу за книгой по этим материалам, и они же легли в основу разработанной им методологии, получившей впоследствии название «функционализм».

Существенные черты функционального метода видны уже в первых капитальных трудах Малиновского: «Туземцы Маилу», «Первобытная экономика тробриандовых островитян», «Аргонавты западной части Тихого океана», «Преступление и обычай в дикарском обществе» и др. Главное требование этого метода — рассматривать быт и культуру любого данного народа как единое целое, как систему взаимосвязанных частей, где каждая часть выполняет свою определенную роль, свою «функцию» (правда, в названных ранних (работах Малиновского этот термин еще не употребляется).

Уже в предисловии к «Аргонавтам...» Малиновский обращал внимание читателей на то, что хотя содержание самой книги узко (межплеменные обменные сношения, ритуальный обмен «кула»), но в ней «делаются постоянные ссылки на социальную организацию, власть магии, мифологию, фольклор и, в сущности, на все прочие аспекты, как и на главный». И в самом деле, в этой книге излагаются обстоятельнейшие сведения о самых различных сторонах жизни, обычаев, верований тробриандовых островитян, ибо все это оказалось в той или иной мере связано с системой межплеменного (межостровного) обмена.

Главные положения функционализма

В более поздних работах, особенно в очерке «Научная теория культуры» (1944), Малиновский изложил свои научные взгляды и свой метод в систематической форме. Вот краткое их содержание.

Главный предмет изучения для этнографии («антропологии», как принято говорить в англоязычных странах) — это культура. «...Подлинное средоточие (meeting-ground) всех ветвей антропологии есть научное изучение культуры» 2. Под этими «ветвями антропологии» Малиновский разумел физическую антропологию, археологию, этнологию и полевую этнографию. Само понятие «культура», занимающее центральное место в научном мировоззрении Малиновского, имеет у него широкое, но довольно точное значение. Он понимал культуру как своего рода биологическое явление. Культура основана на биологическом базисе: человек есть животное, и потому первая задача, которую он решает, — это удовлетворение простейших биологических потребностей. Удовлетворяя их, человек добывает пищу, топливо, делает себе жилище, одежду

и пр. Тем самым человек создает для себя как бы новую, вторичную, производную среду (environment); эта среда и есть культура. Но ее надо непрерывно поддерживать и воспроизводить; таким образом создается «культурный стандарт жизни» (a cultural standart of living). Культура есть вещественный и духовный аппарат (apparatus), «при помощи которого человек решает конкретные, специфические стоящие перед ним задачи» 3.

«Теория потребностей»

Помимо «основных потребностей (basic needs), есть еще «производные потребности» (derived needs), порождаемые самой культурной средой. Средства удовлетворения как основных, так и производных потребностей представляют собой некую «организацию». Первичная единица организации именуется у Малиновского «институтом» (institution). Взятые в совокупности, эти институты образуют «культуру». «Культура есть некое целое, состоящее из частью автономных, частью координированных институтов. Поэтому «научная антропология состоит из теории институтов, т. е. конкретного анализа типовых единиц организации» 4.

Рассматривая культуру как более или менее статическую и устойчивую систему, Малиновский в то же время не отрицает происходящих в ней изменений, эволюции, не отрицает и заимствований новых культурных черт. Но все эти процессы эволюции и заимствований происходят лишь в форме изменения «институтов». Любое изобретение и заимствование «инкорпорируется» в систему организованного поведения людей и постепенно преобразует институты.

В особой статье, озаглавленной «Что такое человеческая природа? (биологические основания культуры)», Малиновский рассматривает прежде всего понятие «потребности» (needs) — понятие, которое служит первым подходом к пониманию организованного поведения людей. Он считает нужным для пояснения своей мысли привести даже целую таблицу, состоящую из трех колонок, каждая из которых означает соответственно «импульс» (А), «акт» (В) и «удовлетворение»

(С).

Таблица выглядит примерно так: 5

Из этого довольно нехитрого сопоставления элементарных потребностей и способов их удовлетворения выводится понятие «функция». «Функция в этом простейшем и основном аспекте человеческого поведения может быть определена как

удовлетворение органического импульса подобающим актом»6.

Ученики и последователи Малиновского придавали большое значение этой разработанной им «теории потребностей» (theory of needs), которая будто бы

составляет краеугольный камень его научного мировоззрения и метода 7. Но нетрудно видеть, что никакой особой «теории» здесь нет. Что в основе человеческого поведения лежат элементарные потребности и их удовлетворение

— общеизвестный и весьма простой факт. Столь же общеизвестно, что и любое общественное явление, любое явление культуры отвечает какой-то реальной (общественной) потребности. Этот-то банальный факт возведен Малиновским в некий высший закон, будто бы объясняющий своеобразие любой культуры.

Критики Малиновского справедливо указывали на то, что одинаковость элементарных человеческих потребностей (питание, размножение и пр.) едва ли может служить объяснением крайнего разнообразия типов и форм культуры у разных народов. Сторонники Малиновского отвечают на эту критику так: да, потребности у людей одинаковы, но способы удовлетворения их весьма различны. Конечно. Но ведь именно различие способов удовлетворения «потребностей» и подлежит научному объяснению; а этого-то и нет в теории потребностей.

Малиновскому ставят иногда на вид «биологизм» понимания им культуры. Беда, однако, не в самом биологизме, а в том, что биологизм этот слишком примитивен: из того, что у людей есть элементарные биологические потребности пить, есть, размножаться (которые есть и у животных), едва ли можно сделать особенно содержательные выводы 8.

Против «пережитков» и «заимствований»

Излагая свое понимание задач «антропологии» (т. е. этнографии), Малиновский попутно критикует прежние этнографические концепции. Эта критика порой не лишена меткости, на фоне ее яснее проступают положительные стороны научного метода самого Малиновского.

Особенно резкой критике подвергает он метод «пережитков», введенный Тэйлором. Само понятие «пережитка» принесло, по мнению Малиновского, большой вред науке: исследователи вместо того, чтобы стараться понять реальную, жизненную функцию изучаемых явлений, искали всюду «пережитки» и вполне удовлетворялись, когда их находили. В действительности никаких «пережитков» вообще не существует, а есть явления культуры, которые приобрели новую функциию вместо прежней. Автор приводит несколько наглядных примеров.

На улицах Лондона среди множества автомашин появляется конный экипаж. Что это — пережиток? Heт, - говорит Малиновский, это «романтическая езда в прошлое», удовлетворяющая чью-то эмоциональную потребность. На тех же улицах мы встречаем автомобиль устаревшей марки. Пережиток? Нет, чисто экономическое явление — владелец не имеет средств купить себе новую машину. Камин в современном английском доме при наличии центрального отопления есть пережиток? Нет, он удовлетворяет потребность в домашнем уюте 9.

Не менее остро критикует Малиновский диффузионистское направление с его главным понятием «заимствованные черты» культуры. Основная ошибка диффузионистов в том, что они понимают культуру как кучу мертвых вещей, а не как живое органическое целое. В другом месте Малиновский напрямик называет

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]