Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otechestvennaya_istoria_blok2.doc
Скачиваний:
66
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
419.84 Кб
Скачать

2. Ограничение феодального иммунитета

Как уже отмечалось, в период политической раздробленности сложился характерный для этого времени институт феодального иммунитета. Очевидно, что в условиях формирования единого централизованного государства он ста­новится тормозом, пережитком прошлого. Ясно, что Великие князья вынужде­ны были вести борьбу с этим институтом, который глубоко укоренился в об­ществе. Но в условиях сохранения натурального хозяйства продолжали сущест­вовать объективные предпосылки для сохранения этого явления. Кроме того, в сложной внутриполитической обстановке Великим князьям приходилось лави­ровать, делать отступления от уже определившегося курса.

При Иване III с 1491 года правительство прекратило выдавать тарханные грамоты на освобождение от уплаты налогов во всех землях, за исключением Рязани, где данная практика была введена только в 1506 году. В 90-х же годах начинается перепись земель писцами, что так же вводило обязанность феодалов уплачивать налоги.

Однако и при Иване, и при Василии продолжали выдаваться несудимые грамоты светским, главным образом, мелким землевладельцам.

О непоследовательности правительства свидетельствует и то, что монастырям разрешалось беспошлинно провозить свои товары на всей территории России. Но беспошлинная торговля запрещалась. В 1492-1503 годах Иван III выдал 42 подобных грамоты. Эта непоследовательность была связана с тем, что в условиях династического кризиса князь вынужден был искать определенной поддержки у церкви.

Практические меры тормозились идеологическими соображениями. По подсчетам С. М. Каштанова за 1510-1521 годы было выдано 96 иммунитетных грамот, из них 29 – удельным князьям, 18 – светским лицам, 49 – монастырям и церквям.

После 1521 года вновь наступил период ограничения в выдаче тарханов. В целом в конце XV- первой трети XVI столетий можно говорить только о наметившейся тенденции, но не о ее победе.

3. Внутриполитическая борьба

Внутриполитическая борьба в Московском княжестве проходила, в первую очередь, по линии борьбы с существовавшей удельной системой. В 1462 году в княжестве существовало несколько уделов: Михаил Андреевич владел Вереей и Белозером, Андрей Большой – Угличем, Андрей Меньшой – Вологдой, Борис – Волоколамском. Наличие данных уделов, существование в них своей администрации, военной организации, освященных стариной прав у владетелей – все создавало большие трудности для укрепления центральной власти. Удельные родичи были связаны с великим князем договорами. Однако, не смотря на их обязательства поддерживать его во всех внешнеполитических делах, удельные князья представляли большую опасность. В то время когда проходила борьба с ханом Ахмедом на Угре, братья великого князя Андрей Большой и Борис подняли мятеж и грозили отъездом в Литву. Но как только иго было ликвидировано, они потребовали себе новых земель.

После окончательной ликвидации татаро-монгольского ига встал вопрос и о ликвидации удельной системы. Первым шагом здесь был договор Ивана III с князем Михаилом Андреевичем Верейским в 1482 году о том, что после смерти последний завещал Белозеро Великому князю. Ущемленный сын Михаила Андреевича - Василий - бежал в этом же году в Литву. После этого было заключено новое соглашение, по которому уже весь удел после смерти передавался Московскому князю. После смерти Михаила Андреевича Верея и Белозеро перешли к Ивану III.

В 1481 году умер Андрей Меньшой и его Вологодский удел отошел к Москве.

В 1491 году был арестован Андрей Большой, который умер в тюрьме в 1494 году. В итоге и Угличский удел оказался у Ивана. После 1491 года фактически остался только один удел у князя Бориса – Волоколамский. В 1494 году он скончался, произошел раздел между его сыновьями: Ивану Борисовичу досталась Руза, а его брату Федору – Волоколамск. В 1503 году Иван скончался, и Руза отошла к Великому князю.

Казалось, что к концу правления Ивана III с удельной системой почти покончено. Однако Великий князь к концу своего правления вновь воссоздал ее. По завещанию 1503 года он передал своим сыновьям часть земель. Юрий Иванович получил Дмитров, Дмитрий – Углич, Семен – Калугу (в 1507 году), Андрей – Старицу (в 1519 году).

Кроме того, продолжал существовать удел у вышеназванного Федора Борисовича в Волоколамске. По мере вхождения в состав России земель, бывших ранее в подчинении у Литвы, создаются уделы местным владетелям, перешедшим на сторону Москвы: Семену Ивановичу Стародубскому и Василию Шемяшичу Новгород-Северскому.

Но к концу правления Василия III ситуация изменилась. Федор умер в 1513 году, и его удел был ликвидирован. Семен скончался в 1518 году, Дмитрий - в 1521 году. В итоге Калуга и Углич отошли к Великому князю. После смерти Семена Ивановича Стародубского в 1518 году и этот удел утратил самостоятельность. В 1522 году пришел черед и Новгород-Северскому, когда князь Василий Шемяшич был арестован.

По завещанию Василия III оставались только два больших удела: Углич у Юрия Ивановича и Старица с Волокаламском у Андрея Ивановича.

По завещанию 1503 года в уделы шли только старомосковские земли. Была ликвидирована третная система владения Москвой. Удельным князьям было запрещено чеканить свою монету, торговать в столице. Выморочные уделы теперь должны были полностью переходить к великому князю. На внутриполитической обстановке очень остро отражалась династическая борьба при дворе великого князя. Эта борьба была связана с передачей княжеского престола после смерти Ивана III.

Еще в 1470 году Иван III объявил своим соправителем сына от первой жены Ивана Молодого. В 1490 году тот умер, оставив сына Дмитрия Ивановича (Дмитрия внука). Двор после этого разделился на две партии. Одна, во главе которой стояла жена умершего княжича Елена Стефановна, поддерживала Дмитрия. Другая – старшего сына великого князя от Софьи Палеолог - Василия, во главе которой стояла его мать.

В 1497 году был раскрыт заговор с целью убийства Дмитрия. Заговорщики активизировались, когда узнали, что Великий князь решил объявить внука соправителем и преемником. В нем участвовали Василий и Софья. Василий собрал, что-то наподобие совещания, где заговорщики присягнули ему. Было решено, что он с соратниками отправится в Северную Русь и захватит там великокняжескую казну, которая хранилась в Вологде и Белозере. Тогда же Иван получил сведения, что София встречалась с несколькими ведьмами, которые снабдили ее ядом. Князь приказал этих ведьм схватить и утопить в Москве-реке. Всех участников заговора признали виновными и обезглавили. Как показал Л.В. Черепнин, все они были связаны с дворами удельных князей. Василий и Софья подверглись опале.

В феврале 1498 года Иван III короновал Дмитрия и провозгласил его Великим князем Владимирским, Московским и Новгородским.

Но прошло чуть более года и ситуация изменилась. Сторонники Дмитрия - внука разошлись с Великим князем по вопросу отношения с Литвой. Иван собирался начать войну с Великим княжеством Литовским. Князья Иван Патрикеев, Семен Ряполовский и Василий Ромадановский, наоборот, ориентировались на мир на западных рубежах и войну с татарами и турками. В январе 1499 года князь приказал их схватить, обвинив в измене. Ряполовского казнили, а Патрикеевых - отца и сына - постригли в монахи.

Вскоре после этого ко двору были возвращены Софья и Василий. Василия объявляют Великим князем Новгородским и Псковским. В сентябре 1505 года Василий женился на Соломонии Сабуровой, дочери московского боярина.

Иван начинает игнори­ровать Дмитрия. В конце концов, в 1502 году престарелый глава государства лишил милости Дмитрия и его мать Елену, посадив их под домашний арест.

Дмитрий Иванович был схвачен и брошен в тюрьму, когда еще болел его дед, в 1505 году по приказу Василия. В 1509 году, где и скончался.

У Василия III долгое время не было детей. Среди части приближенных Великого князя стали ходить слухи относительно его развода с Соломонией Сабуровой. Однако согласно церковным канонам это можно было сделать только в том случае, если бы она сама постриглась в монахини. Весной 1521 года началось строительство Новодевичьего монастыря, которое было закончено через год. Он мыслился как средство замолить будущие грехи князя.

В ноябре 1525 года Соломония насильственно была пострижена в монахини под именем Софьи. После этого сослана в Каргополь на пять лет, а потом переведена в Покровский Суздальский монастырь.

В январе 1526 года Великий князь сочетался вторым браком с Еленой Ва­сильевной Глинской, племянницей находившегося в заточении князя Михаила Львовича Глинского. 25 августа 1530 года у них рождается сын Иван, а в 1533 году – Юрий.

Только после этого Великий князь соглашается на брак своего младшего брата Андрея с Ефросиньей Хованской.

3 декабря 1533 года Великий московский князь Василий Иванович скончался от нарыва на ноге.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]