Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ulybina-Posobie_psikhosemantike.doc
Скачиваний:
107
Добавлен:
18.04.2015
Размер:
630.78 Кб
Скачать

43

Е.В. Улыбина

Психосемантические методы исследования

сознания

Учебно-методическое пособие

к спецкурсу.

Ставрополь - 2001

Аннотация

В учебном пособии рассматриваются проблемы изучения семантической структуры сознания, излагаются основные методы экспериментальной психосемантики, приводятся упражнения и рекомендации по работе с методами репертуарных решеток, личностного семантического дифференциала, обработке и интерпретации данных. Анализ конкретных примеров облегчает возможность самостоятельного использования данных методик.

Учебное пособие может быть использовано как материал для аудиторных занятий в рамках спецкурса, так и для самостоятельного изучения отдельных вопросов прикладной психосемантики.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Психология» и всех, интересующихся проблемами психологии.

Часть 1. Психосемантика как экспериментальный метод изучения категориальной структуры сознания. 4

Вопросы для проверки. 10

Часть 2. Методы психосемантики. 10

Тема 1: Ассоциативный эксперимент 10

Теоретическое введение 10

Вопросы для проверки: 12

Материал для практических занятий. 13

Тема 2 : Семантический радикал. 14

Вопросы для проверки 15

Тема 3 Метод классификации 15

Вопросы для проверки 16

Материал для практических занятий. 16

Тема 4. Репертуарные решетки 20

Теоретическое введение. 20

Вопросы для проверки. 22

Материал для практических занятий 23

Анализ примера 26

Тема 5 : Семантический дифференциал 29

Теоретическое введение 29

Вопросы для проверки: 36

Материал для практических занятий 36

Литература. 41

Часть 1. Психосемантика как экспериментальный метод изучения категориальной структуры сознания.

Психосемантика- это относительно новая и в данное время бурно развивающаяся область психологии, изучающая генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредствующей процессы восприятия, мышления, памяти, принятия решений и т.п. Психосемантика исследует различные формы существования значений в индивидуальном сознании (образы, символы, символические действия, а так жезнаковые, вербальные формы), анализирует влияние мотивационных факторов и эмоциональных состояний субъекта на формирующуюся у него систему значений (Петренко, 1997).

Проблемы психосемантики или психологических закономерностей организации категориального знания ставятся и исследуются в рамках психологии восприятия, памяти, психолингвистике и психологии чтения. Многие проблемы, связанные с пониманием и оценкой воспринимаемого материала, являются пограничными для когнитивной психологии, психологии личности и индивидуальных различий (Блинникова, Сафуанова, 1997).

Психосемантический подход сформировался в отечественной психологии на основе экспериментальных методических приемов, представленных в работах Ч. Осгуда и Дж. Келли и направленных на построение групповых и индивидуальных семантических пространств. Эти экспериментальные приемы были использованы В.Ф. Петренко и А.Г. Шмелевым для решения «традиционных российских проблем психологии, идущих от Л.С. Выготского», как это отметил Майкл Коул. Методологическую основу психосемантики составила школа Выготского - Леонтьева - Лурии.

В настоящее время в русле данного подхода проводится множество исследований, связанных с широким кругом общих и частных вопросов, направленных на решение как фундаментальных, так и прикладных задач. Предметом психосемантических исследований являются организация психического отражения, структура сознания, механизмы межличностного взаимодействия, стереотипы обыденного сознания, образы искусства и фольклора, политические взгляды, объекты рекламы, мотивационная сфера личности и пр.

Психосемантика, как подчеркивает В.Ф. Петренко, представляя собой область психологии, имеет ярко выраженный междисциплинарный аспект, перекликаясь с философией и культурологией, языкознанием, социологией, информатикой (Петренко, 1997. С. 5).

Психосемантика включает в себя различные конкретные исследовательские методы - ассоциативный эксперимент, метод сопряженных реакций, метод классификаций, различные методики шкалирования: репертуарные решетки Келли, многочисленные варианты семантического дифференциала. Спецификой методов психосемантики является активное использование методов сложной математической обработки данных для получения интерпретируемых результатов.

Психосемантика может служить примером того, как разрыв между отдельными школами психологии, в частности, психоанализом и культурно - исторической психологией преодолевается в области экспериментального изучения проблем, связанных с ролью знака в формировании сознания.

Базовыми для психосемантики являются вопросы связи языка и сознания, значения и смысла.

1. Психосемантика опирается на положение о знаковой опосредованности сознания как высшей формы отражения действительности и о двойной природе знака, объединяющего общественный, культурно-исторический опыт (значение) с индивидуальным личностным смыслом. 2. Семантическая структура задает основные параметры (категории), по которым происходит формирование субъективного образа мира. 3. Семантическая структура сознания занимает промежуточное положение между осознанным миром значений и миром смыслов, осознание которых не является обязательным. Рассмотрим подробнее каждое из этих положений.

1. Психосемантика опирается на положение о знаковой опосредованности сознания как высшей формы отражения действительности и о двойной природе знака, объединяющего общественный, культурно-исторический опыт (значение) с индивидуальным личностным смыслом.

Проблема сознания являлась и является одной из наиболее сложных в психологии и философии. Начало собственно психологическому изучению сознания положено представителями интроспективной психологии, выделившим и описавшим различные характеристики сознания, к которым следует отнести следующие: в сознании человеку представлена объективная и субъективная реальность; благодаря сознанию человек воспринимает образы, мысли и чувства как принадлежащие ему лично, отделяет «Я» от «не-Я»; сознание целостно и непрерывно; оно наполнено определенным содержанием, которое может перемещаться с периферии сознания в центр и наоборот. Сознание обладает уровневым строением, определяемым природой средств опосредствования психического отражения.

Значительный вклад в понимание природы и генезиса сознания внес создатель психоанализа З. Фрейд. В теории З. Фрейда сознание характеризуется 1) субъективной очевидностью содержания; 2) происхождением из «следов восприятия», т.е. детерминацией субъективным опытом; 3) и, главное, преимущественной связью со словами – детерминацией слышимыми словами и возможность быть выраженным в словах.

Внимание к языку было обусловлено той ролью, которую он играет в работе с пациентом. Собственно результатом терапии является достижение возможности говорить о ранее вытесненных чувствах, мыслях, воспоминаниях, что позволяет преодолеть безусловную зависимость от патологического аффекта.

Фрейд придавал слову статус дифференциального признака сознания. Доступ в сознание детерминирован наличием или отсутствием потенциальной связи с языком: «...различие между БСЗ (бессознательными) и ПСЗ (предсознательными) представлениями заключается в том, что первое происходит неизвестно на каком материале, остающемся неизвестным, в то время как у последнего (ПСЗ) добавляется соединение со словесными представлениями... Вопрос - как что-то осознается? - целесообразнее выражен следующим образом: как что-то предсознается? И ответ был бы: путем связи с соответствующими словесными представлениями» (Фрейд З. 1991. С.358). Хотя в формировании сознания принимают участие следы раздражений всех органов чувств, «словесным впечатлениям» в психоанализе отводится приоритетное место. Выраженности в других формах - тактильных ощущениях и зрительных образах - придается гораздо меньше значения. И хотя нельзя «отрицать возможность осознания мыслительных процессов при помощи возврата к зрительным остаткам», такое мышление имеет весьма ограниченный характер, позволяя осознавать только конкретный материал, ибо «мышление образами лишь весьма несовершенное мышление. Оно...как-то ближе к бессознательным процессам, чем мышление словами, и, несомненно, фило- и онтогенетически старше, чем последнее» (Фрейд, 1991. С. 359).

Вопросы знакового опосредования как основы формирования сознания были глубоко проанализированы в работах Л.С. Выготского. Согласно теории культурно-исторического развития основной выигрыш психики человека по сравнению с психикой животных достигается за счет опосредованности взаимодействий с внешней и внутренней природой, возможности использовать орудия (к которым относится и знак, слово). Знак перестраивает всю систему психических функций человека, давая возможность не только обобщать отдельные чувственные впечатления, но и управлять собственными психическими процессами. Именно отражение чувственного опыта в слове и формирует человеческое сознание. «.. мышление и речь оказываются ключом пониманию природы человеческого сознания.... все сознание связано в своем развитии с развитием слова. ... Слово и есть в сознании то, что, по выражению Л. Фейербаха, абсолютно невозможно для одного человека и возможно для двух. Оно есть самое прямое выражение исторической природы человеческого сознания» (Выготский, Т. 2. 1982. С. 361).

Дальнейшее развитие выдвинутая Выготским концепция получила в работах А.Н. Леонтьева. Говоря о структуре сознания, Леонтьев отмечал его многомерность, выделяя в нем как составляющие чувственную ткань, значение и личностный смысл. Важнейшей образующей сознание Леонтьев называл значение, через призму которого происходит преломление чувственного опыта и на основе которого культурно-исторический опыт человечества соприкасается с интимной, аффективной сферой личностных смыслов. В значениях, с одной стороны представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрываемых общественной практикой, а с другой, через систему деятельности, закрепляется связь с потребностной сферой человека (Леонтьев, 1983. С. 176).

Точкой перехода, контакта общественного значения и личностного смысла является слово, знаковая система языка.

Индивидуальное сознание рассматривается в сопос­тавлении с общественным сознанием и бессознательным, как онто- и филогенетически первичным по отношению к индивидуальному сознанию формам психического отражения. Индивидуальное сознание как высший уровень психического отражения может быть противопоставлено с одной стороны общественному сознанию, с другой - бессоз­нательному, по отношению к которым индивидуальное сознание может быть представлено как более позднее образование. Общест­венное и индивидуальное сознание с одной стороны, бессознательное и сознание с дру­гой образуют оппозицию по основанию единство/разделение с миром, различение/ не различение себя и мира, отсутствие /наличие границ между собой и миром. Границы создаются за счет использования слов - знаков естественного языка, имеющих сложную структуру. Словесное, знаковое опосредствование не только удваивает мир, создавая дополнительную плоскость отражения, но и меняет саму структуру отражения, внося в него качественные изменения, сближая со структурой самого слова.

Структура знака, в соответствии с принятой в позитивистски ориентированной лингвистике идеей Огдена - Ричардса, может быть представлена в виде треугольника, вершины которого составляют знак, содержание понятия (его значение) и объем понятия (т.е. те объекты и явления, которые обладают этим значением). Знак обладает системным характером, а значит, что объем понятия определяется, как на этом настаивал Ф. де Соссюр, не через указание на конкретный предмет, а через связь с другими понятиями. Когда мы определяем значение слова «крапива», мы можем предъявить соответствующее жгучее растение. Но реально этого будет недостаточно, т.к. совершенно непонятно, какое качество данного предмета - его цвет, размер, вид, род входят в содержание данного термина. Что бы уточнить содержание необходимо будет использовать еще некоторые слова, связать понятие с другими понятиями.

Сравнивая различные подходы к анализу структуры знака можно сказать, что при наиболее общем понимании в структуре знака принято выделять три компонента, связывающих знак 1. с объективной реальностью и ее отражением в значениях (культурно-историческом, социальном наполнении знака), 2. субъективной реакцией на знак, его смыслом, и, 3. с объективацией этого значения в знаке. Именно трехплановость, соединение различных типов реальности является важнейшим критерием знака. Двухплановость соссюровской модели можно считать лишь частным случаем трехкомпонентной модели.

Структура знака включает в себя элементы, обладающие как дискретной, так и континуальной природой. В трехкомпонентной модели знака сами знаки (знаконосители) четко отграничены друг от друга, обладают дискретной природой. Разница соответствующих значений определяется общественным опытом и конвенцией, и, хотя здесь могут существовать более размытые граница, относительная определенность разграничения понятий определяет эффективность использования знака, эффективность коммуникации. А разница между отдельными смыслами или реакциями субъекта (интерпретантами в терминологии Пирса - Морриса) может быть гораздо более смутной, не очень четкой и слабо осознаваемой. Различная модальность составляющих структуру знака определяет его внутреннюю динамику, возможность изменения расстояния между отдельными составляющими, что позволяет конкретному материальному элементу, например, слову, выполнять в разных ситуациях как функции собственно знака, так и функции индекса или символа. При таком переходе происходят изменения в соотношении структурных компонентов - то, что было денотатом, становится интерпретантой, значение обретает личностный смысл. Уровень символа несет в себе максимальную возможности диалогического взаимодействия.

Согласно модели, предложенной А.Н. Леонтьевым, структура сознания включает в себя три образующих - чувственную ткань образа, значение и личностный смысл. В работах отечественных психологов (Ф.Е. Василюка, В.П. Зинченко), посвященных структуре сознания, предложенная Леонтьевым модель расширяется за счет включения дополнительных элементов. Ф.Е. Василюк предлагает в качестве модели образа сознания структуру тетраэдра, вершины которого образованы предметным содержанием образа, личностным смыслом, значением и словом. В.П. Зинченко в качестве четвертого элемента структуры сознания включает биодинамическую ткань. Рассмотренные модели структуры обладают существенными различиями, однако в любом варианте могут быть сопоставлены со структурой знака. Во всех случаях при разнице в структуре индивидуального сознания выделяют два слоя, различающиеся характером связи со знаком и характером включенности в общественно-исторический опыт (интегрированности с общественно-историческим опытом).

Сопоставляя структуру сознания, разрабатываемую отечественными психологами, со структурой знака, можно сделать вывод о наличии определенных параллелей. Модель структуры сознания, разработанная А. Н. Леонтьевым, ближе к структуре семантических треугольников Г. Фреге, Пирса - Морриса, Ричардса - Огдена, включающего в себя в качестве составляющих знак - значение (денотат) - смысл. Предложенное В.П. Зинченко и Ф.Е. Василюком усложнение отсылает к дихотомической модели языкового знака де Соссюра, если бытийный слой рассматривать как означаемое, а рефлексивный - как означающее. При этом сохраняется как социальная детерминация означающего (рефлексивного слоя), так и взаимное влияние составляющих.

Близость структуры слова и структуры сознания определяет наличие многослойности, многомерности и неоднородности структурных элементов сознания. Подвижность отношений между отдельными структурными компонентами знака позволяет предположить наличие динамических отношений и между составляющими структуру сознания. В контексте данной работы важно подчеркнуть их функциональное и содержательное несовпадение, и различие форм репрезентации информации, существующих на уровне каждого компонента.

Рефлексивное сознание и бессознательное могут быть рассмотрены как формы, в которых определяющими являются различные составляющие структуры индивиду­ального сознания – в рефлексивном сознании - значение (уровень знака по классифи­кации де Соссюра), в бессознательном - чувственная ткань (или уровень индексов по Ф. де Соссюру, в котором означаемое выступает в неразрывном единстве с означае­мым). С этой точки зрения в обыденном сознании определяющим является личностный смысл при доминировании уровня символа, при котором означающее и означаемое уже разделены, но связь между ними продолжает сохраняться.

Понятие «семантический»- от греческогосемантикос- обозначающий, в общем виде распространяется на любой стимул, который может быть дифференцирован психикой и способен вызывать, кроме ориентировочной, какую-либо иную реакцию. Это возможно, если в психике имеется система семантических (имеющих знаковую природу) элементов, некоторые из которых схожи по каким-либо признакам с анализируемым стимулом. Эти схожие элементы и определяют семантику, т.е. значение стимула. Например, цифра «четыре», стоящая в дневнике школьника, будет соотноситься с другими возможными оценками, и ее значение будет определяться местом между самой высокой оценкой - «пять» и самой низкой - «единицей».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]