Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Зачет по истории

.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.04.2015
Размер:
29.3 Кб
Скачать

Зимой 1869-70 секции И. 1-го развернули пропаганду решений Базельского конгресса по аграрному вопросу. В Великобритании по инициативе Маркса и при участии английских членов Генерального совета была основана Лига земли и труда; в программу Лиги наряду с требованием национализации земли входило чартистское требование всеобщего избирательного права. Женевские секции И. 1-го опубликовали составленный И.Ф. Беккером «Манифест к с.-х. рабочим», который получил большое распространение в Германии и Австро-Венгрии и был тогда же переведен на русский язык. Стремясь помочь немецким социал-демократам (эйзенахцам) выработать революционную тактику в аграрном вопросе, Энгельс в предисловии к новому изданию своей работы «Крестьянская война в Германии» указал на необходимость дифференцированного подхода к различным категориям крестьян и ориентации на прочный союз промышленного рабочего класса с с.-х. пролетариатом и трудовым крестьянством (см. там же с.412-20).

После Базельского конгресса Бакунин и его сторонники, стремясь взорвать И. 1-й изнутри, начали кампанию против Генерального совета. В женевской газете «Эгалите» («Egalite») они опубликовали ряд статей, в которых клеветнически обвиняли Генеральный совет в нарушении устава, в том, что он якобы, увлекшись ирландских вопросом, навязывает его международному рабочему движению в ущерб интересам пролетариата. В циркулярном письме ко всем секциям И. 1-го, известном под названием «Конфиденциальное сообщение», Маркс опроверг все обвинения Бакунина в адрес Генерального совета, показав, в частности, международное значение борьбы за поддержку ирландского национально-освободительного движения в противовес шовинистической позиции английских тред-юнионистских лидеров в ирландском вопросе и национальному нигилизму самих бакунистов.

Поддержку в борьбе против бакунизма Маркс и Энгельс получили со стороны Русской секции 1-го Интернационала, основанной в конце 1869 - начале 1870 в Женеве. По просьбе членов секции ее представителем (секретарем-корреспондентом для России) в Генеральном совете стал К. Маркс.

Франко-прусская война 1870-71 помешала созыву очередного, 5-го конгресса И. 1-го, который должен был собраться в сентябре 1870 в Майнце. В воззваниях от 23 июля и 9 сентября 1870, выпущенных от имени Генерального совета, Маркс проанализировал характер войны на ее двух этапах. В соответствии с этим определялась и тактика европейского пролетариата в отношении войны. В документах Генерального совета буржуазному шовинизму противопоставлялись интернациональное единство рабочего класса, братство немецких и французских рабочих. Благодаря И. 1-му во время войны впервые в истории развернулись широкие антивоенные выступления рабочего класса различных стран. Пример подлинного пролетарского интернационализма показала германская Социал-демократическая рабочая партия (эйзенахцы). В рейхстаге 21 июля 1870 В. Либкнехт и А. Бебель отказались голосовать за военные кредиты. 5 сентября, наследующий день после крушения Второй империи во Франции, ЦК эйзенахской партии выпустил так называемый Брауншвейгский манифест, в котором требовал немедленного заключения с Французской республикой почетного мира без аннексий и контрибуций.

Французским рабочим Маркс настоятельно рекомендовал использовать буржуазно-демократические свободы для создания самостоятельной партии; он предостерегал парижских рабочих от несвоевременного восстания в момент, когда неприятельские войска стояли у стен Парижа. Маркс предвидел, что французская буржуазия, не задумываясь, призовет на помощь против повстанцев прусских интервентов.

К моменту революции 18 марта 1871 парижские секции были слишком слабы теоретически и организационно, чтобы возглавить французский рабочий класс, но члены И. 1-го различных национальностей (Э. Варлен, Л. Франкель, Я. Домбровский, Е.Л. Дмитриева и др.) играли выдающуюся роль в Коммуне; многие из них пали на баррикадах. Огромную деятельность в поддержку Коммуны развернул Генеральный совет, разъясняя рабочим всех стран истинный смысл парижских событий, призывая их оказать коммунарам моральную и материальную помощь. Маркс поддерживал тесную связь с Коммуной, получал информацию, давал практические советы, касавшиеся экономической, политической и военной деятельности Коммуны. По поручению Генерального совета К. Маркс написал Воззвание ко всем членам Товарищества в Европе и Соединенных Штатах - «Гражданская война во Франции», в котором вскрыл сущность Коммуны как первого в истории опыта диктатуры пролетариата, проанализировал ее ошибки и причины поражения и дал глубокое теоретическое обобщение уроков Коммуны.

Выступления И. 1-го в защиту первого в истории пролетарского государства навлекли на него ненависть международной буржуазии. Во всех странах начались гонения на И. 1-й, простая принадлежность к которому почти повсюду была объявлена государственным преступлением. Именно в этот момент бакунисты возобновили свою подрывную деятельность.

17-23 сентября 1871 состоялась Лондонская конференция делегатов И. 1-го, работой которой руководили Маркс и Энгельс. Необходимо было сделать выводы из уроков Парижской Коммуны, закрепить эти выводы в программе И. 1-го, нанеся удар по сектантству и анархизму. В центре внимания стояли вопросы о политической борьбе пролетариата, о диктатуре пролетариата, о партии. Конференция приняла важнейшее решение о необходимости создания в каждой стране самостоятельной политической партии пролетариата, как решающего условия победы пролетарской революции, призвала секции усилить работу в профсоюзах, среди женщин, а также в сельских местностях.

В ответ на лондонские решения бакунисты на сепаратном конгрессе в Сонвилье (Швейцария) 12 ноября 1871 выпустили так называемый Сонвильерский циркуляр, в котором призывали упразднить Генеральный совет и провозгласить полную автономию секций. Стремясь парализовать вредное воздействие анархистской пропаганды, Маркс и Энгельс составили циркуляр, утвержденный Генеральным советом 5 марта 1872 и известный под названием «Мнимые расколы в Интернационале», в котором разоблачили интриги Бакунина и вскрыли мелкобуржуазную сущность его эклектических взглядов.

Пятый конгресс состоялся в Гааге 2-7 сентября 1872 при непосредственном участии Маркса и Энгельса; на нем развернулась ожесточенная борьба, в результате которой бакунистам, вступившим в блок с реформистскими лидерами английских тред-юнионов, был нанесен сокрушительный удар. Линию Маркса поддержали члены Генерального совета - бланкисты (Э. Вайян и др.), делегаты конгресса Ф.А. Зорге, И.Ф. Беккер, П. Лафарг и др. Конгресс подтвердил решение Лондонской конференции о политическом действии рабочего класса и включил в Устав И. 1-го соответствующий новый пункт. Бакунин и его сторонник Дж. Гильом были исключены из И. 1-го. Конгресс постановил опубликовать доклад Генерального совета о расследовании тайной деятельности бакунистов внутри И. 1-го. Доклад, составленный Марксом и Энгельсом при участии П. Лафарга, был опубликован в 1873 под заглавием «Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих». В связи с неблагоприятной обстановкой на континенте, где господствовала реакция, и угрозой, что английские реформисты и бланкистские сектанты смогут захватить руководство Генеральным советом, последний по настоянию Маркса и Энгельса был переведен в Нью-Йорк. Генеральный совет был полностью обновлен: основное ядро образовали руководители Североамериканской федерации - Ф.А. Зорге, Ф. Больте и др.

В ближайшие после Гаагского конгресса месяцы Маркс и Энгельс продолжали непосредственно заниматься делами И. 1-го, выступая в качестве уполномоченных Генерального совета в Европе с пропагандой гаагских решений. По их инициативе нью-йоркский Генеральный совет объявил бакунистские и поддерживающие бакунистов организации, которые встали на путь саботажа гаагских решений и раскола И. 1-го, вне рядов Товарищества. Гаагский конгресс ознаменовал идейную победу марксизма. Историческая задача И. 1-го была выполнена, идеи марксизма были доведены до передовых рабочих экономически развитых стран мира. В новой исторической обстановке, возникшей после поражения Парижской Коммуны, перед рабочим движением встала непосредственная задача «...создания массовых социалистических рабочих партий на базе отдельных национальных государств» (Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т.26, с. 50). Маркс и Энгельс увидели необходимость перехода к новым организационным формам. «Принимая во внимание положение дел в Европе, я считаю безусловно полезным временно отодвинуть на задний план формальную организацию Интернационала... События и неизбежное развитие и усложнение обстановки сами позаботятся о восстановлении Интернационала в улучшенной форме», - писал Маркс Ф.А. Зорге 27 сентября 1873 (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.33, с.508-09). Официально И. 1-й был распущен решением Филадельфийской конференции 1876.

И. 1-й был предтечей коммунистических партий, возникших в 20 в. под знаменем марксизма-ленинизма. Его значение огромно. «Он незабываем, он вечен в истории борьбы рабочих за свое освобождение, - писал В.И. Ленин. - Он заложил фундамент того здания всемирной социалистической республики, которое мы имеем счастье строить» (Полн. собр. соч., 5 изд., т.38, с. 230).

5)("Big stick policy") - широко распространённое выражение для характеристики политики открытого вмешательства США во внутренние дела латиноамериканских государств, выражавшейся как в вооружённой интервенции и оккупации их территорий, так и в установлении над ними экономического и политического контроля путём соответствующих договоров. Её возникновение в начале 20 в. было вызвано ростом экономических и стратегических интересов США в Латинской, главным образом Центральной, Америке, угрозой оккупации латиноамериканских стран европейскими державами (см. ) и усилением международных позиций США после испано-американской войны, позволившим им добиваться своего исключительного преобладания в странах Караибской Америки. Принципиальным обоснованием "Б. д. п." должен был служить т. н. "Вывод Рузвельта из доктрины Монро", изложенный президентом США Т. Рузвельтом в ряде выступлений в 1901-05: отказ какой-либо из американских стран от уплаты своих долгов европейской державе приведёт в конце концов к вооружённому выступлению последней и к оккупации ею части американской территории. Чтобы не допустить подобного нарушения доктрины Монро, США обязаны вмешаться в конфликт и, если потребуется, своей интервенцией предотвратить европейскую. "Хронические преступления или бессилие, приводящие к распадению всех устоев цивилизации, могут в Америке, как и в любом другом месте, в конце концов потребовать интервенции какой-либо цивилизованной нации, - писал Т. Рузвельт в послании конгрессу от G. XII 1904, - а в Западном полушарии приверженность Соединённых Штатов к доктрине Монро может заставить их... выполнить обязанности международной полицейской силы".

Таким образом, доктрина Монро была превращена в идеологическое оправдание интервенции, а США присвоили себе роль непрошенной "полиции Западного полушария", могущей по своему усмотрению решать, заслуживает ли то или иное американское государство право на самостоятельное существование. Т. Рузвельт выдвинул также тезис о защите прав американских граждан за границей, как обоснование интервенции. Впоследствии этот тезис был широко использован государственным департаментом США.

Практическим применением "Б. д. п." явились "Панамская революция" 1903 (отделение Панамы от Колумбии), установление финансового протектората США над Доминиканской республикой (1904- 07), интервенция США на Кубе (1906-09).

Президент США Тафт, сменивший Т. Рузвельта, по существу продолжал и даже усилил "Б. д. п.". Приёмы и методы, применявшиеся им и государственным секретарём Ноксом, получили название "дипломатии доллара", т. к. Тафт доказывал законность интервенции в караибских странах необходимостью поддерживать и охранять американскую торговлю и капиталовложения за рубежом. "Дипломатия доллара" ознаменовалась интервенцией США в Никарагуа (1909), которая послужила прелюдией к оккупации этой страны, продолжавшейся с кратким перерывом с 1912 по 1933, новой интервенцией на Кубе (1912) и интервенцией в Доминиканской республике (1912).

Последующие президенты и государственные секретари США, как правило, в своих выступлениях более или менее резко осуждали "Б. д. п." и "дипломатию доллара". Однако на деле их латиноамериканская политика отнюдь не отличалась принципиально от политики Т. Рузвельта и Тафта. Яркими примерами её являются интервенции в Мексике (1914 и 1916), на Кубе (1917), в Доминиканской республике (оккупация которой длилась с 1916 по 1924), на Гаити (эта республика была оккупирована американцами с 1915 по 1934) и др.

В 1930 государственный департамент, опубликовав т. н. " Меморандум о доктрине Монро", официально отверг "Вывод Рузвельта" из этой доктрины. Однако в том же меморандуме говорилось, что право США прибегать к интервенциям по отношению к латиноамериканским странам сохраняется и может быть оправдано "применением доктрины самосохранения".

Формальный разрыв с "Б. д. п.", сопровождавшийся отзывом американских оккупационных сил из латиноамериканских государств, последовал лишь с приходом к власти Франклина Рузвельта, провозгласившего т. н. "доброго соседа политику" (см.) по отношению ко всем странам Латинской Америки.

После окончания второй мировой войны правящие круги США всё чаще стали применять методы "Б. д. п." и "дипломатии доллара", причём уже не только по отношению к странам Западного полушария, но и к ряду европейских и азиатских государств. Новейшей формой "Б. д. п." явилась т. н. "атомная дипломатия" (см.).

6)"ДИПЛОМАТИЯ ДОЛЛАРА"

распространенное определение методов внеш. политики США, применяемых амер. империалистами для завоевания экономич., политич. и стратегич. позиций в др. странах. "Д. д." начала применяться США сразу же после испано-амер. войны. Наиболее ревностным проводником этой политики был Т. Рузвельт, открыто провозгласивший право США прибегать к финансовой, дипломатической и военной интервенции в целях осуществления своих империалистич. планов. Пришедший на смену Рузвельту президент Тафт, касаясь политики США в странах Лат. Америки, заявил, что "Д. д." должна проводиться т. о., чтобы "заменить штыки долларами". В действительности же "Д. д." не отделима от применения силы в "защиту" интересов амер. монополий в др. странах. Предусматривая в первую очередь проникновение амер. капитала в др. страны, предоставление им кабальных займов, а также навязывание фин.-экономич. "помощи", "Д. д." неразрывно связана со всем арсеналом методов и средств, используемых империализмом США в борьбе за господство в мире, включая воен.-политич. давление и прямую вооруж. интервенцию.

Особенно широкое развитие "Д. д." получила после 2-й мировой войны, когда США в целях подчинения др. стран, поддержки в них реакц. сил и включения их в агрессивные блоки выступили с серией "программ", "доктрин" и "планов" оказания "помощи" иностр. гос-вам (Маршалла план, Трумэна доктрина, программа обеспечения взаимной безопасности и целый ряд др. многосторонних и двухсторонних соглашений, заключенных США с др. странами о предоставлении амер. "помощи"). "Д. д." используется США также для усиления своих позиций на мировом капиталистич. рынке и для расширения своих сфер влияния. "Д. д." широко применяется империалистами США для борьбы с освободит. движением в странах Лат. Америки, Азии, Африки. Под флагом "помощи" амер. империалисты стараются расширить свои позиции в странах, освободившихся от колониального господства, и поставить у власти послушные себе пр-ва. "Д. д." встречает все усиливающееся сопротивление народов мира.