Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
gendlin_fokusirovanie.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
1.93 Mб
Скачать

21 Июня

П1: Привет!

(Молчание 18 секунд.)

К2: Сегодня мне тяжело сидеть здесь.

П2: Вы хотите сказать, что вам лучше сесть как-то иначе или вам вообще тяжело сидеть на одном месте?

К3: Мне тяжело находиться здесь с этим чувством беспокойства.

П3: То есть вам тяжело сидеть неподвижно с этим действующим на нервы чувством беспокойства внутри вас.

(Молчание 45 секунд.)

К4: Да, и испытываю своего рода нервозность.

П4: М-м-м... нервозность...

(Молчание 45 секунд.)

К5: Это похоже... как если бы мне необходимо было стоять непо­движно. После понедельника мне постоянно приходится придумывать себе какое-то занятие.

П5: Понятно. Значит, существует потребность сидеть неподвижно и просто наблюдать за своими чувствами...

К6: Да.

П6: А почему бы вам не попробовать прекратить суетиться, за­глушая свои чувства?

(Молчание 65 секунд.)

К7: Как будто я могу чувствовать только тревогу.

П7: Действительно, трудно оставаться с этим, потому что как только вы направляете свое внимание на себя, все, что у вас возникает, — это тревога, с которой трудно спокойно усидеть на месте. Я правильно говорю?

К8: М-м-м...

П8: Да, с тревогой трудно спокойно усидеть на месте... Алло! Хотя, несмотря на то, что я сказал только что “алло”, мне бы хотелось, чтобы мы сейчас сделали перерыв на секунду.

К9: Вы уже вернулись? (Эти слова относятся к поездке, которую мне необходимо было предпринять.)

П9: Да.

К10: Что-то вы не очень хорошо выглядите...

П10: А, да... в аэропорту была забастовка.

К11: Понятно...

(Мы говорим примерно минуту о другой поездке, которую собиралась предпринять клиентка. Затем следует молчание, примерно в течение 15 секунд.)

П11: Ну что, попробуем снова прикоснуться к вашим чувствам?

К12: То, что пришло ко мне прямо сейчас... как будто я что-то знаю... потому что это началось на следующий день, когда я печатала на машинке, записывая содержание моего сна. У меня началось что-то вроде сна наяву, с яркими образами... А потом я заплакала и не могла остановиться... все плакала и плакала, потому что действительно глубоко погрузилась во все это... пугающее... и с тех пор я не могла...

П12: Вы погрузились глубоко в сновидение и не могли выйти оттуда, не так ли? И это заставляло вас нервничать...

К13: Та часть сновидения, куда я погрузилась и не могла потом оттуда выйти... с людьми, стоящими на платформе, все было в порядке. Это напоминало печаль, и здесь все было в порядке, но другая часть — когда мой отец вышел... я не была готова справиться с этим.

П13: Подождите, это ведь часть работы с активным воображением?

К14: Да.

П14: Но есть и другая часть, связанная с вашим отцом.

К15: М-м-м...

П15: Вы погрузились в нее, а потом застряли на чувстве “плохого” или почувствовали заранее, что все будет плохо?

К16: Когда я начала, эта часть казалась мне хорошей; но когда я действительно погрузилась в нее... хм... она оказалась печальной. Если я пыталась проработать ее отдельно, она действительно менялась. Да, она изменилась, потому что раньше я могла с ней работать. С ней было связано действительно сильное чувство одиночества. Просто ужасно!

П16 (смеется): Способность уста­навливать отношения с другими людьми — это нечто совершенно особое. Раньше вы все делали в одиночестве, но вместе с другими людьми вы сможете сделать гораздо больше, чем сами.

К17: Да, сейчас у меня действительно появилось желание находиться с другими людьми, и для меня это нечто новое.

П17: Ну вот, мы и общаемся здесь с вами.

К18: Я так и знала, что вы скажете это.

П18: Это может быть кто угодно... в том числе и я...

К19: Что?

П19: Я прервал ваши мысли? Ну ничего, не страшно.

К20 (поднимает глаза).

П20: Куда это вы так глубоко погрузились?

К21: Я просто прикоснулась к чувству боли.

П21: М-м-м...

К22: А потом снова попытаться ходить вокруг да около.

П22: Итак, вы знаете, где все это происходит, и... вы действительно можете прикоснуться к этому чувству, но это оказывается достаточно неприятным.

К23: М-м-м...

(Молчание 10 секунд.)

П23: Да, нет ничего плохого в том, чтобы просто прикоснуться к этому, а затем вернуться... Можете ли вы теперь сказать, что у вас все в порядке? (Молчание 10 секунд.) Теперь вам не нужно ходить вокруг да около. Вы уже знаете, что можете сделать это... и потом сделаете перерыв. (Молчание 10 секунд.) Да, это правильный способ... просто прикоснуться, а потом сделать перерыв.

(Молчание почти две минуты.)

К24: Я хотела бы сказать, что на моем пути возникло какое-то препятствие...

П24: М-м-м...

(Молчание больше двух минут.)

П25: Препятствие?

К25: Да.

П26: Оно где-то рядом с болезненной областью? (Клиентка соглашается.) Где-то между вами и этой областью...

К27: М-м-м... Как будто я пытаюсь взобраться на гору... и не могу.

П27: Давайте представим, что вы поднимаетесь на гору на грузовике (образ из сновидения).

К28: М-м-м...

П28: Итак, вы пытаетесь забраться на гору, но не можете.

К29: М-м-м...

П29: Вы знаете, что это за го­ра?

(Молчание дольше полутора минут.)

К30: Она подобна... Я хотела бы подняться на вершину горы, чтобы ясно рассмотреть оттуда все, но я не думаю, что мне удастся преодолеть болезненные ощущения, связанные с подъемом.

П30: М-м-м... Итак, с вершины горы вы можете ясно увидеть все вокруг, но это связано с достаточно сильными болезненными ощущениями... Где-то между вами и... способностью увидеть все ясно находится нечто, которое не хочет испытывать боль... Не так ли?

(Молчание 10 секунд.)

К31: Да... При попытке взобраться на гору я начинаю испытывать боль... (Молчание 10 секунд.) Мне кажется, я продолжаю искать дорогу, по которой можно подняться на гору.

П31: Искать дорогу?

К32: Я ищу другие пути.

П32: А, я понял. Вы хотите найти другую дорогу, чтобы подняться на гору, не испытывая боли, не так ли?

К33: Ну...

П33: Да, да, я понял вас...

(Молчание 10 секунд.)

К34: А затем что-то приходит ко мне и говорит: “Ты уже достаточно долго искала дорогу, не так ли?”

П34: Да... (Смеется.)

К35: Это не работает.

П35: Да, я вижу... Хм-м...

(Молчание 155 секунд.)

К36: Давайте выпьем чаю.

П36: М-м-м...

(Мы переходим на кухню, где у нас происходил небольшой разговор, и пьем чай. Немного позже, на кухне, клиентка успокаивается.)

П37: Прикоснулись ли вы к этому снова?

К38: Да. Когда я не испытываю боли, у меня опять возникает чувство беспокойства.

П38: Возможно, есть место, где вы оказываетесь ближе к болезненной области, но не входите в нее в полной мере.

(Молчание 4 минуты.)

К39: Сейчас уже все в порядке. Я отбросила и беспокойство, и боль... Знаете, что мне помогло? Я представила себя играющей!

Можно строить различные предположения для объяснения, почему возникла “игра”, когда клиента отбросила беспокойство и боль. Когда человек “отбрасывает” что-либо, организм испытывает облегчение, и другие виды энергии получают возможность выйти на передний план.

Обсуждение фрагмента 7

Позднее, в ходе этой же сессии, у клиентки произойдет драматический прорыв и возникнет более интересное содержание переживаний, но я хотел бы показать, как происходило развитие психотерапевтического процесса.

Мы уже подошли к следующему предположению: если клиентка почувствует свою боль и испытает болезненные переживания, это, как правило, помогает. Однако так происходит не всегда. Утверждая, что данный процесс окажет помощь, мы редко говорим о том, как и почему это будет происходить. Все зависит от характера самого процесса и межличностных взаимодействий. И вопрос не просто в том, осознается или не осознается содержание не изменяющихся переживаний. Нет, речь идет о том, как клиент осознает изменения в содержании его проблемы.

Когда фокусирование “извлекает” эти проблемы и помогает им “выйти на поверхность” на уровне телесных ощущений, клиентка чувствует себя лучше, чем когда пытается просто избегать их. Если клиентка утрачивает контакт со своей болью, это вызывает у нее чувство “беспокойства” (К38). Таким образом, данный способ проработки не является ни обычным уходом от боли, ни столь же обычным погружением в эту боль.

Процесс носит активный характер. Сама клиентка прикасается к своей боли и она же потом отбрасывает боль прочь. Однако это не “подавление” болезненных переживаний, в результате которого клиентка утрачивает контакт со своей болью и начинает испытывать чувство беспокойства. Нет, она остается связанной с болью, но ее тело как бы освобождается от боли.

При фокусировании мы говорим, что “выход” травматических переживаний происходит лишь тогда, когда во всем теле возникает отчетливое чувство облегчения. В противном случае мы говорим, что такой “выход” переживаний пока еще не произошел. В нашем же примере клиентка отбрасывает боль и воздействует на нее. В возникающем в результате пространстве, свободном от боли, появляется новое приятное чувство — способность к игре.

Эта сессия была чрезвычайно богата примерами процесса фокусирования. Однако в плане содержания переживаний ничего нового так и не возникло.

Как только клиентка перестала сосредоточиваться на чувствуемом ощущении, к ней вернулось ее рассеянное “беспокойство”. В то время как это ощущение было “прямо здесь”, остальная часть ее тела испытывала облегчение, поскольку возникло отчетливое чувство, что прямая связь установлена. Однако без чувствуемого ощущения “беспокойство” клиентки снова становится рассеянным и овладевает всем ее телом.

То, что происходит в конце, демонстрирует используемую при фокусировании процедуру “создания пространства”, при которой не происходит ни подавления проблемы, ни ухода от нее.

Избежав и того, и другого, клиентка использует созданное пространство, где она представляет себя играющей.

Фрагмент 8

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]