Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
московский.doc
Скачиваний:
306
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
1.23 Mб
Скачать

Глава I. Феноменологические основы культурологии досуга

§ 1. Досуг в контексте человеческой жизнедеятельности

Использование в повседневном обиходе слова «до­суг» представляет собой в смысловом плане своеобраз­ный коктейль из понятий «отдых», «развлечения», «рек­реация», «игровые занятия», «хобби», «спортивно- оздоровительные увлечения», «туризм» и т.д. Все это в реальной структуре досугового времени действительно присутствует. Однако бытовое толкование в силу своей зыбкости и недостаточной определенности явно не под­ходит для научного и учебного использования.

К сожалению, в подходах к вычленению и пониманию досуга как такового, нет до сих пор полного единства и в нашей специальной литературе. Исторически сложилось так, что здесь одновременно существовали три позиции. Первая из них — деление временного бюджета взрослого человека на «работу» и «неработу», в рамках которой до­суг и внерабочее время рассматриваются как одно и то же. Суть второй позиции составляло отождествление по­

нятий «досуг» и «свободное время». В рамках третьей по­зиции досуг квалифицировался в качестве части свобод­ного времени, где из последнего исключались все более или менее серьезные занятия, связанные с развитием личности, и досуг сводился к отдыху и развлечениям..

Сегодня в наших энциклопедиях и справочных чаще всего досуг и свободное время уравниваются между со­бой. Этой точки зрения придерживаемся и мы в контексте настоящего учебного пособия.

Наиболее приемлемым из встречающихся в совре­менных научных публикациях определений досуга явля­ется, на наш взгляд, определение его как части внерабо­чего времени (в границах суток, недели, года), остающей­ся у человека (группы, общества) за вычетом разного ро­да непреложных, необходимых затрат.

В предельно концентрированном виде задачи, на­значение и роль досуга находят выражение в его трех ос­новных социокультурных функциях. Первая из них - рек­реация, включающая в себя регенерацию как восстанов­ление растраченных физических сил и релаксацию, на­правленную главным образом на снятие психического утомления. Вторая функция досуга - развлечение, пони­маемое как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, прилично про­вести время, поднять настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить требующуюся эмоцио­нальную подзарядку. Сущность третьей функции право­мерно эксплицировать через ключевое понятие развитие: в сфере досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении.

К основным характеристикам досуга следует отне­сти: свободу от обязанностей (все необходимое уже вы­полнено и можно делать только то, что хочется); возмож­ность выбора (поскольку мы свободны и наше поведение управляется изнутри, мы приобретаем великое право са­мостоятельно выбирать род и вид занятия); неутилитар- ность досуговой деятельности (она самодостаточна и об­ладает процессуальной ценностью); гедонистичность до­сугового поведения (личности находятся в поисках радо­сти, довольствия, наслаждения); компенсационность (воз­вышающая активность направлена на возмещение того, что люди недополучают в других сферах своей жизнедея­тельности).

Досуг имеет свой объем (величину), свою структуру и свое содержание. Объем его всецело зависит от величи­ны других компонентов общего временного бюджета лич­ности и прежде всего от рабочего и той части внерабочего времени, которые относятся к т.н. непреложным затратам (сон, бытовые надобности, уход за детьми и т.д.). Соот­ветственно, здесь есть два основных способа увеличить досуг - сокращение рабочего времени и совершенствова­ние служб быта, транспорта, системы расселения и иных факторов, способных уменьшить удельный вес непрелож­ных затрат времени.

Под структурой досуга понимается построение, взаиморасположение и связь его основных частей. К по­следним правомерно отнести прежде всего потребление культурных ценностей (чтение, слушание, телесмотрение, посещение всевозможных культурно-досуговых центров), самообразование, культурно-творческие занятия, люби­тельские занятия - хобби, физкультурно-оздоровитель­ные занятия, игровую деятельность, досуговое общение, пассивный отдых (ничегонеделание) и, наконец, могущие иметь место затраты времени, совпадающие с явлениями

антикультуры.

Содержание применительно к досугу - это внутрен­ний смысл основных структурных элементов, то, что в них конкретно вмещается, заключается, составляет их сущ­ность. Практически каждый из структурных элементов об­ладает способностью иметь различающееся в качествен­ном отношении содержательное наполнение. Например, применительно к культурно-творческим занятиям это, мо­жет, будет художественное, техническое, декоративно­прикладное, социальное творчество или музыка, театр, хореография и т.д. В свою очередь каждый из обозначен­ных видов занятий конкретизируется в содержательном плане еще на несколько более детальных составляющих.

В контексте общей характеристики досуг можно ква­лифицировать как время, деятельность и состояние. В первом случае имеется в виду рассмотрение досуга в ка­честве определения временного отрезка, входящего в со­став общего бюджета времени человека наряду с работой и бытовыми занятиями. Представление досуга как време­ни характеризует его с точки зрения продолжительности, длительности.

В основу рассмотрения досуга в качестве деятельно­сти положена категория предметно-духовной деятельно­сти, разнообразными видами которой заполняется досу­говое время. Речь идет о совокупности занятий, вопло­щающих в себе систему взаимодействия человека с объ­ектами окружающего мира, в число которых входят мате­риальные предметы, информация, формы общественного сознания, знаковые системы, другие люди и т.д.

Характеристика досуга как состояние человека в данный отрезок времени базируется на квалификации физического и психического самочувствия, расположения духа, настроения. Применительно к досуговым знаниям - это практически всегда фиксируемый сознанием личности уровень ее психологического комфорта, степень ощуще­ния удовольствия, наслаждения. Вполне понятно, что воз­никающие переживания могут иметь неодинаковый харак­

тер, но, как правило, они развиваются в позитивном, ма­жорном ключе,)

В научной и популярной литературе встречаются достаточно много разнообразных типологий современного досуга.'Не вдаваясь в их подробную характеристику, вы­делим наиболее значимые из них в плане предпринимае­мого нами культурологического анализа свободного вре­мени. К ним можно отнести деление досуга на деятель­ный и бездеятельный; рекреационный и развивающий; ежедневный, еженедельный, праздничный, отпускной; домашний и внедомашний; индивидуально организован­ный и коллективно-организационный. Вполне естествен­но, что здесь правомерны и другие, в том числе и допол­нительные, элементы классификации и признаки класси­фицирования. ч

В плане своего исторического развития российский досуг имеет весьма своеобразную социодинамику. В древние времена вся жизнедеятельность человека регу­лировалась, главным образом, традицией, установления­ми, обрядами, обычаями, укоренившимися привычками. В эпоху язычества на характер времяпрепровождения серь­езное влияние оказывали языческие представления об окружающем мире, природе и нормах социального пове­дения.

Положение существенным образом изменилось с приходом на Русь христианства. За наведение порядка в досугово-бытовой сфере серьезно взялась православная церковь. Ее уложения и правила на несколько веков стали своеобразным расписанием жизни россиян, включая и до­суговую часть этой жизни.\ Причем исполнялись они, судя по имеющимся историческим данным, весьма усердно и тщательно.

Примерно с первой половины XVIII столетия в досу­говую парадигму начинают вноситься очень важные свет­

ские вкрапления. Это происходило главным образом по­средством государственных реформ, открывшихся прин­ципиальными нововведениями предпетровского и особен­но петровского периода.] Многое делалось усилиями на­рождающейся российской общественности. Последнее наиболее ярко выражалось в начавшихся культуртрегер­ских движениях и, в частности, в получившей широкое развитие внешкольно-просветительной и образователь­ной деятельности появившейся интеллигенции.

Совершенно особое место в общей истории россий­ского досуга занимает семидесятилетний советский пери­од. В его рамках досуговой сфере пришлось пережить це­лый ряд насаждавшихся сверху наслоений, в виде уси­ленной коллективизации свободного времени, его идеоло­гизации и политизации, жесткого регулирования содержа­ния и форм досуговых занятий и т.д. Объективности ради нельзя не отметить, что здесь наряду с явными доктри­нальными и практическими промахами были и свои успе­хи. Одним из них можно назвать достижение определен­ного уровня доступности основных досуговых занятий для широких слоев населения.]”Достаточно масштабный раз­мах получило развитие самодеятельного народного твор­чества. Более или менее стабильно выглядела ресурсная поддержка системы культурного обслуживания населения. Короче говоря, хватало как плюсов, так и минусов.

Сегодня очень неоднозначными являются оценки пе­ремен, произошедших в досуговой сфере россиян за по­следнее десятилетие. Здесь действительно есть все ос­нования говорить о том, что обновленный досуг стал раз­нообразнее (во всяком случае, в нем увеличилась воз­можность выбора), вышел из-под опостылевшего всем гнета идеолого-политической догматики, явно избавился от назойливого ригоризма. Разумно уменьшилась в этой

ю

сфере доля бесконечного контролирования, ушла в небы­тие «драконовская» цензура и т.д. j

Вместе с тем появились и новые проблемы. В усло­виях рынка заметно снизилась доступность многих досу­говых занятий - большему числу людей они стали явно не по карману. Перейдя в значительной своей части в веде­ние различных, в сущности, никому не подконтрольных коммерческих структур, целиком и полностью ориентиро­ванных на прибыль, досуговые центры начали вывали­ваться за рамки культурного пространства.'. К сожалению, оказалось, зарабатывать деньги легче всего на эксплуа­тации того, что можно отнести к слабостям человека/Не­обычайно прибыльным стало все, крутящееся вокруг де­формированной сексуальной проблематики, эпатажной агрессии, заигрывания с мистикой и других подобных яв­лений. В сферу досугово-бытового поведения стали уси­ленно заползать алкоголизм и наркомания, половая рас­пущенность. В значительной своей части досуг начал элементарно выпадать из сферы культуры вообще.

В создавшихся на современном этапе условиях осо­бенно возрастает роль социально-культурной деятельно­сти, объективно предназначенной для целенаправленного регулирования сферы свободного времени, цивилизаци­онный потенциал которого, как показывает история, ис­ключительно вели(^)

Выдающийся ^индийский писатель и общественный деятель Рабиндранат Тагор является автором знамена­тельного в плане рассматриваемой нами проблемы вы­сказывания: «Все лучшие плоды цивилизации взращены на ниве досуга». И действительно, досуговые страсти и увлечения творят порой самые настоящие чудеса. Даже в такой, казалось бы, далекой от сферы свободного време­ни области, как научные открытия многое свершалось те­ми, кого называли обычно дилетантами. Применительно к

и

физике этот факт прямо подтверждают в совместно напи­санной ими книге А. Эйнштейн и Л. Инфельд: «Удиви­тельно, что почти все фундаментальные работы о приро­де теплоты - читаем мы здесь, - были сделаны не физи- ками-профессионалами, а людьми, которые рассматрива­ли физику как любимое занятие». Речь в данном случае идет о немецких врачах Р. Майере и Г. Гельмгольце, бри­танском пивоваре Д. Джоуле, ставших, как ни странно, первооткрывателями очень важных физических законо­мерностей. Человеком-легендой справедливо считается голландский суконщик Антон ван Левенгук, который с по­мощью им же сконструированных микроскопов открыл ка­пиллярное кровообращение и впервые зарисовал амебо­жгутовых и инфузорий. Очень много полезного внесли ди­летанты и в развитие высшей математики. Выдающийся французский математик Ж. Д’Аламбер был по профессии врачом. Л. Эйлер стал математиком, бросив филологию.

П. Ферма и отец буквенной алгебры Ф. Виет были по ба­зовому образованию юристами. Математика была люби­тельским увлечением для французского офицера Р. Де­карта, но именно здесь он достиг поистине грандиозных результатов.

Трудно переоценить вклад любителей в развитие техники. Живописец Морзе изобрел телеграфный аппа­рат. Часовщик Джеймс Уатт - паровую машину. Парик­махер Архрай сконструировал первую механическую прялку.

Юрист Э. Хаббл сделал целый ряд крупных откры­тий в астрономии. Филолог де Бройль стал одним из ос­нователей квантовой механики. Американский лингвист Ч. Таунс вместе с российскими учеными Н. Басовым и А. Прохоровым был удостоен Нобелевской премии за кон­струирование лазеров. Австрийский монах Грегор Мен­дель путем анализа результатов гибридизации сортов го­роха вывел законы распределения в потомстве наследст­венных факторов. В результате этот безвестный служи­тель культа стал одним из основоположников генетики. Музыкант Вильям Гершель открыл планету Уран и не­сколько спутников Урана и Сатурна. К.Э. Циолковский, первый разработавший теорию использования ракет для межпланетных сообщений, всю свою жизнь оставался скромным учителем.

Не менее успешной оказалась роль любителей в развитии художественной культуры применительно к рос­сийской истории. Уникален их вклад в становление отече­ственного театра. Нельзя не назвать в этой связи имена таких известных любителей, ставших затем еще более известными профессионалами, как И.Я. Скорняков, Ф.Г. Волков, КС. Алексеев (Станиславский). Величайшей заслугой последнего является основание в 1898 году в значительной степени на базе руководимых им любитель­ских групп Московского художественного театра.

Любители внесли большой вклад в развитие рос­сийского музыкального искусства. Военный инженер Ц.А. Кюи был автором 10 опер, 250 романсов, целого ряда вокально-симфонических произведений. Известный уче­ный в области химии А.П. Бородин прославился как автор популярной оперы «Князь Игорь» и большого числа ро­мансов и пьес для фортепиано.

Показательна в аспекте рассматриваемой нами про­блемы история создания знаменитого российского гимна. Слова к нему были написаны В.А. Жуковским задолго до появления музыки. Когда же начались поиски композито­ра, предпочтение отдали очень талантливому дилетанту, окончившему институт путей сообщения и трудившегося затем в военных поселениях, Алексею Федоровичу Льво­ву. «Молитва русского народа», которая у нас известна как «Боже царя храни», на долгие годы стала с тех пор официальным общепризнанным гимном России, кстати говоря, сделанным в музыкально-творческом плане весь­ма талантливо.

История художественной культуры, как нашей, так и зарубежной, свидетельствует, что именно любители стали основателями целого ряда совершенно новых течений и направлений в области музыкального искусства. Итальян­ские непрофессионалы Я. Кореи и Дж. Барду являются изобретателями оперы. Американский парикмахер из Но­вого Орлеана Бадди Болден заслуженно считается осно­вателем джаза и первых джазовых оркестров. Ливерпуль­ская четверка любителей из ансамбля «Битлз» открыла эпоху рок- музыки.

В разговоре о дилетантах можно привести и множе­ство других не менее ярких примеров. Однако объектив­ности ради все-таки оговоримся, что не следует, разуме­ется, преувеличивать их роль. Как наука, так и искусство делаются в первую очередь усилиями профессионалов. Любители все равно составляют исключения - запоми­нающиеся, поражающие, но - исключения. В нашем рас­смотрении речь тоже идет не о противопоставлении одно­го другому и не о распределении приоритетов, а о том, ка­кая великая сила заложена в досуговых увлечениях чело­века. Добавим к этому, что, как правило, все прославив­шие себя дилетанты добились успеха совсем не случай­но, не потому, что им просто повезло. За этими открытия­ми тоже стоит труд и обычно немалый. Любители, о кото­рых мы говорили, действительно не получили системати­ческого образования в той области, куда их приводила досуговая любознательность. Но они много работали над собой в порядке самообразования, самосовершенствова­ния, саморазвития. Почти всегда это были люди категории «self-made», люди, «сделавшие себя сами». Часто вопре­ки серьезным препятствиям и трудностям. Отсюда - чисто практический вывод: нельзя пассивно ждать чуда в виде самопроизвольного рождения новых звезд, талант надо искать, талантам надо помогать, талант надо воспиты­вать. Досуговая социокультурная деятельность, которой посвящена наша книга, может сделать в этом смысле много полезного.

В целом при сравнении любительской и профессио­нальной деятельности предпочтение справедливо отда­ется последней. Вместе с тем опыт развития науки, техни­ки и искусства показывает, что в отдельных случаях лю­бители достигали очень серьезных успехов.* Пытаясь ра­зобраться, в чем тут дело, мы сталкиваемся с рядом по­учительных парадоксов.

Профессионал, как известно, подобен флюсу - его полнота односторонняя. Идя по пути углубления своей специальной подготовки, он неизменно склоняется к узкой специализации. В таком положении человеку начинает не хватать широты обзора. Зацикливаясь на частностях, он погружается в детали и перестает видеть предмет в це­лом. Дилетант знает намного меньше, а это (парадокс первый) не только плохо, но и в чем-то хорошо. Его ум свободен от затуманившей суть дела громадной массы конкретных сведений. Этого человека не особенно волну­ет большое число накопившихся в данной области непре­ложных норм и истин - кстати говоря, некоторые из них он может вообще не знать. На подобной основе и возникает любопытнейшая ситуация, когда недостаток спонтанно превращается в достоинство.

Дилетант чаще всего свободен от подобострастия к корифеям. Он ни за что не отвечает, ни перед кем не от­читывается, никого не боится. Такой человек без разду­мья пускается в «абсолютно свободное плавание». Порой такая смелость действительно «города берет». Профес­сионала в аналогичном поиске тормозит основательное

знание накопленного опыта - перенасыщенность послед­него может приглушать инновационное начало. Дилетант, не знающий ничего подобного, не намерен признавать ни правил, ни запретов. Он гораздо чаще прибегает к прие­мам «отталкивания решений» и «переворачивания» про­блемных ситуаций. Разумеется, далеко не всегда, но в отдельных случаях это и в самом деле приводит его к удивительной удаче.

Приведенные нами примеры действительно показы­вают необычайно мощный культурогенный потенциал свободного времени и развивающейся в его рамках куль­турно-досуговой деятельности. Анализу ее сущности и особенностей посвящается следующий параграф учебно­го пособия.