Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс лекций ТСР.doc
Скачиваний:
163
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
505.34 Кб
Скачать

Министерство образования и науки Российской Федерации

Омский государственный технический университет теория социальной работы

Курс лекций

Омск 2004

УДК 60.5(075)

ББК 65.272я73

Ф 51

Рецензенты: Ж.Б. Сафонова, д-р пед. наук, профессор; И.А. Маврина, д-р пед. наук, профессор

Филатов В.А.

Ф 51 Теория социальной работы: Курс лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. 92 с.

Курс лекций предназначен для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Теория социальной работы» для студентов заочного и дистанционного обучения по специальности 350500 «Социальная работа».

Печатается по решению редакционного совета Омского государственного технического университета.

УДК 60.5(075)

Ббк 65.272я73

© В.А. Филатов, 2004

© Омский государственный

технический университет, 2004

Предисловие

С 1992 г. в России началась подготовка специалистов социальной работы и одновременно складываться новая система социальной защиты населения.

Переход к традиционному общественному устройству привел к появлению множества социальных проблем: расколу общества, поляризации основных социально-политических сил, обнищанию большинства населения, обострению кризиса в социально-экономической, политической и духовной сферах общества. Эти и другие факторы способствовали возникновению и становлению института социальной работы, призванного помочь населению и смягчить социальную напряженность в обществе. Становление системы социальной работы невозможно без подготовки социальных работников всех уровней: от начального до высшего профессионального и послевузовского образования. Опыт подготовки специалистов социальной работы в России крайне мал, но он все-таки имеется и продолжает накапливаться. Сейчас практически во всех регионах открыты факультеты, кафедры, отделения социальной работы.

Однако имеется острая нехватка научной учебно-методической литературы по многим общепрофессиональным и специальным дисциплинам учебного плана.

При подготовке курса лекций автор широко опирался на уже имеющиеся научные и учебно-методические пособия и учебники, изданные в ведущих центрах подготовки социальных работников, в частности в Российском государственном социальном университете, Социально-технологическом институте, Алтайском государственном университете и др. вузах и с благодарностью примет замечания, предложения и пожелания всех интересующихся проблемами преподавания теории социальной работы.

Тема 1. Социальная работа как общественный феномен и вид деятельности: эволюция взглядов и представлений

  1. Исторические основы развития социальной помощи и благотворительности в России.

  2. Развитие взглядов на социальную работу в странах Европы и Америки.

1. Исторические основы развития социальной помощи и благотворительности в России

Почти все исследователи истории социальной работы в России и за рубежом сходятся во мнении о том, что социальная работа начиналась и ассоциировалась с оказанием помощи, поддержки ближнему, с благотворительности.

Пройдя огромный исторический путь своего развития, социальная работа все более и более укрепляла свои позиции во всех странах и цивилизациях. Вполне очевидно, что ни одно общество сегодня не может обойтись без социальной работы, социальных служб и социальных работников. Более того, по мере дальнейшего развития всех общественных институтов роль социальной работы будет возрастать.

Социальные работники помогают всем нуждающимся решать их разнообразные проблемы, но в первую очередь, конечно, тем, кто недостаточно защищен в социальном отношении: это инвалиды, престарелые, дети-сироты, лица с психическими отклонениями, девианты, многодетные и неполные семьи и т.д. и т.п.. Они помогают смягчить социальную напряженность в обществе и участвуют в разработке законодательных актов, выражающих интересы различных слоев населения.

В России в конце 80-х - начале 90-х годов, в период резкого перехода к рыночным отношениям, ломки привычных устоев жизни, утраты многими людьми социального статуса и перспективы развития для большинства людей возникли серьезные трудности, справиться с которыми невозможно самостоятельно. Эти и другие факторы резко повышают значимость социальной работы как особого вида деятельности, а также подготовки социальных работников различных специализаций для разных групп населения.

В этой связи большое значение приобретает изучение зарубежного и отечественного опыта организации социальной работы.

Этот опыт имеет, безусловно, свои положительные моменты, которые могут и должны быть использованы в современной теории и практике социальной работы.

В России формируется свой специфический механизм социальной поддержки и защиты населения, который отражает особенности нашего социально-экономического и политического развития, поликультурной среды обитания регионов, продолжающуюся социальную дифференциацию населения и в целом переход от социализма к капитализму, что не может быть однозначно оценено как положительное явление, так как требует исторической проверки и поддержки населения.

В общественном сознании на обыденном уровне возникли представления о способах и формах совместной жизни, единстве и соборности, общности и регуляции жизнедеятельности, правомерности и справедливости социальной дифференциации, вера в различных защитников и средства такой защиты.

Естественно, что взгляды на уровне обыденного сознания могли не соответствовать истине и социальной практике в целом. Например, представление о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном, возникающие в определенном социуме и возведенные в ранг общественных ценностей могли впоследствии подвергаться сомнениям и даже отрицаться научным сознанием.

Для России всегда были характерны причудливое сочетания традиций общинного самоуправления, совместной организации жизни крестьян и крайних форм крепостничества, самодержавия, тяга к воле и жесткая централизация, религиозность и свободомыслие. Все это в сочетании с разнообразным климатом и природой, экономическими и политическими условиями жизни порождало много противоречивых форм общественной жизни и не менее противоречивых взглядов на то, как надо жить, как поддерживать слабых и убогих. В народном сознании долгие годы были распространены во многом иллюзорные представления о том, что интересы простых людей могут защитить некие «благородные разбойники» или отдельные личности, готовые бороться с тиранами также непозволительными средствами. В этом безусловно проявлялся стихийный социальный протест, выражаемый такими мыслителями как Желябов, Перовская, Бакунин, Лавров и др. С другой стороны достаточно сильна была традиция упования на благодетельное вмешательство царя-батюшки, доброго барина, на милосердие и благотворительность. Народничество, славянофильство, западничество, коммунизм – эти социальные идеи, зародившись в XIX веке, во многом определили судьбу России в ХХ в. (Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И. Холостовой. М.: Юристъ. 1998. С.10.)

Все эти идеи и теории группируются вокруг одного центрального блока проблем: условия формирования и осуществления жизнедеятельности человека: соотношение свободы и социальной обусловленности личности, социально-оправданной (или неоправданной) меры этой свободы и возможностей ее реализации в обществе, вопросы социальной справедливости. В отечественной науке этими проблемами занимались Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.А. Сорокин, Н.А. Бердяев и др. Так, в одной из своих работ П.Сорокин писал: «… благодаря слабому развитию социальных наук человечество до сих пор бессильно в борьбе с социальными бедствиями и не умеет утилизировать, социально-психологическую энергию, высшую из всех видов энергий. Мы не способны глупого сделать умным, преступника - честным, безвольного - волевым существом. Часто не знаем где «добро», где «зло», а если и знаем, то сплошь и рядом не способны бороться с «искушениями». Если биологическая медицина еще далека от совершенства, то «социально-психологической» медицины нет почти и в зародыше. Мудрено ли поэтому, что наша борьба с социальными бедствиями дает наглядную иллюстрацию истории человеческой глупости. Преступников мы лечим эшафотом и тюрьмами, душевнобольных – домами сумасшествия, способными здорового сделать идиотом, но не наоборот, общественные волнения мы исцеляем пулеметами и осадными положениями, … нужду голодного – смертью, разврат – домами терпимости.

Положение дел может измениться лишь тогда, когда мы лучше будем знать закономерности и причинные отношения взаимодействия явлений. Тогда дана будет почва и для появления рациональной социальной политики. В отличие от бессодержательных, хотя и напыщенных «систем морали» не способных что-либо изменить и что-либо излечить, социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни для наилучшего пользования социально-психической энергии (Сорокин П. Система социологии. М., 1993; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992).

Во второй половине XIX века и в XX столетии социальная проблематика становилась приоритетной. Она была отражена в работах В.И. Воронцова «Судьба капитализма в России» (1882), «Очерки теоретической экономики» (1895), «Наши направления» (1893); И.И. Каблина «Основы народничества» (1882-1885); С.И. Южакова «Социологические этюды» (1892-1895); П.А. Кропоткина «Взаимная помощь как фактор эволюции» (1907); П.Н. Ткачева «Закон общественного самосохранения» (1870); П.Л. Лаврова «Философия и социология»; Н.В. Михайловского «Что такое счастье» (1872), «Герои и толпа» (1882); М.М. Ковалевского «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства, религии» (1914) и др.

В ХХ веке все эти проблемы стали объектом изучения разных социальных наук, которые исследуют определенные типы взаимодействия как внутри этих явлений, так и между ними. Но возникает целый ряд комплексных социальных связей (социальная помощь, социальная коррекция, социальная адаптация, социальная реабилитация и др.), в которых фиксируются некоторые социальные факты, явления и процессы, которые не изучаются до сих пор ни одной из «официально» существующих социальных наук.

Этот тип связей и является объектом изучения теории, социальной работы (Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф.

Е.И. Холостовой. М.: Юристъ. 1998. С.12.)

Как уже отмечалось ранее истоки социальной работы кроются в благотворительности, которая существовала на всех этапах развития общества. С.М. Соловьев заметил, что у восточнославянских племен существовали обычаи милостиво относиться не только к своим пожилым и слабым соплеменникам, но и к пленным (Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 1. История России с древнейших времен. М., 1988. Т.1. С. 91-97).

В Х веке возник и долго существовал институт нищелюбия, который отождествлялся с человеколюбием. В.О. Ключевский писал, что главной христианской заповедью стала любовь к ближнему: «Любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали милостыню» [С.78-79].

Благотворительность в России с глубокой древности была необходимым условием личного нравственного здоровья и нужна была больше самому нищелюбцу, чем нищему. Позднее благотворительная деятельность стала обусловливаться соответствующими религиозными постановлениями. Например, в церковном Уставе 996 г. была упомянута обязанность духовенства по надзору и попечению за призрением бедных. При этом расходы на уход за неимущими стали финансироваться государством («десятина»).

При царе Иоанне Грозном в 1551 г. в постановлении Стоглавового собора «попечение о бедных признается делом общества, которое доставляет средства на него и в лице выборных целовальников, вместе со священниками, заведует ими».

Уже в этот период возникает необходимость выделения «адресной» помощи нуждающимся. Так прокаженные и престарелые должны были быть устроены в богадельни, где могли получать пищу и одежду, «здравые» должны питаться по дворам. В это время благотворительность в России стала делом государственного призрения.

Общественное призрение оформилось в некоторую систему при Петре I, который подробно останавливался на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с этой нуждой. Петр I издал указ «О забирании нищих, притворяющихся увечными, и о наказании их» (1691), который повелевал притворщиков наказывать, неисправимых ссылать на каторгу, здоровых мужчин направляли на работу.

В начале ХYIII в. Петр I расширяет так называемое закрытое призрение (т.е. содержание в различных учреждениях и заведениях благотворительного толка). Туда направляются незаконнорожденные (зазорные) младенцы. Раненые и увечные офицеры, не способные нести службу, душевнобольные и «дураки» (безумные от рождения) и другие категории населения.

В этот же период начинают развиваться и формы «открытого призрения»: пенсии, кормовые деньги, раздача земли и др.

Постепенно ограничивалась роль церкви в социальной политике, ее функции передавались государственным органам (городским и губернским магистрам, старостам, финансовому ведомству).

Лишь при Екатерине II в середине ХYIII в. стала создаваться определенная система благотворительности. В этот период создаются специализированные учреждения для воспитания и образования детей: воспитательные дома для подкидышей, незаконнорожденных, госпитали для бедных рожениц, где можно было рожать в масках, ссудные и вдовьи кассы.

Губернская реформа 1775 г. породила новые учреждения: губернские приказы общественного призрения, сиротские ссуды, дворянские опеки и т.п.

В середине XIX в. намечаются новые подходы в развитии российской благотворительности, которые заключались в децентрализации социального призрения и обеспечения, индивидуализации помощи. Земская (1864) и городская (1880) реформы возложили основную тяжесть социальной помощи на городское и земское (сельское) общественное самоуправление.

В конце XIX – начале XX в. стала отчетливо проявляться потребность в изучении различных форм помощи нуждающимся и прежде всего, благотворительности. Так, в 1909 г. в России создается Союз учреждений, обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Ставилась задача – объединение всех организаций общественного и частного призрения на местах и во всей России, с целью оказания методической помощи различным организациям по выработке примерных уставов, форм оказания помощи нуждающимся и т.д.

В первые годы советской власти правительство усиливает государственную помощь в форме социального обеспечения и социального страхования.

На более поздних этапах социализма вновь усиливается роль общественных организаций в делах социальной защиты населения.