Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уставное НОВОЕ действующее.doc
Скачиваний:
201
Добавлен:
29.03.2015
Размер:
1.67 Mб
Скачать

Глава 5

Субъект РФ в системе

государственной власти

5.1. Теоретические основы

системы государственной власти

5.1.1. Понятие системы государственной власти

Термин "система" (от греческого – целое, составленное из частей; соединение) получил широкое распространение в науке и в повседневном языке. При этом нередко в него вкладывается различное содержание. В связи с этим необходимо уточнить его смысл в рамках изучаемой темы.

Первые представления о системе отражены в античной философской литературе, рассматривавшей явления окружающего мира в их упорядоченной целостности (Платон, Аристотель, стоики, Евклид). В средние века важный вклад в классификацию видов целого, выявление качеств частей целого внес Ф. Аквинский, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.

В XVII-XVIII вв. понятие системы прочно закрепляется в научном обороте, а в XIX в. оно проникает во многие области конкретно-научныхзнаний (К. Линей, Э.Б. Кондильяк, И.Г. Ламберт, П. Гольбах, Ф.В.И. Шел­линги др.). Однако только с первой половиныXXв. начинаетразрабатываться общая теория систем, выявляются ее принципы и законы развития (Л. фон Барталанфи,У.Р. Эшби, Н. Винер, А.А. Богданов, В.И. Вернадский, Т. Котарбиньскийи др.).

В указанный период появляется множество определений системы.Общим является то, что все они характеризуют систему как сложное образование. Структурные элементы данного образования находятся в связи и взаимодействии. В конечном счете структурные взаимоотношения преобразуются в новое качество, материализуемое в свойствах системы. Во вне качественные свойства сложного образования характеризуются целостным единством,несводимым к сумме свойств элементов структуры.

Системные концепции власти, как известно, возникли при разработке теории политической системы. Во второй половине XX в. Т. Парсонсразвивал концепцию социальной системы, в рамках которой исследовалась и политическая (публично-властная) составляющая человеческого поведения56.

В начале 50-х годов Д. Истон, основываясь на взглядах Т. Парсонса,занялся изучением собственно политической системы. Позднееполитическая система становится объектом исследования У. Митчела, Г. Ал­монда, К. Дейча и др. В российскую науку понятие "политическая система" вошло на рубеже 60-70-х гг. (Ф.М. Бурлацкий, Н.Н. Разумович, Ю.М. Тихомиров, Б.М. Топорнин).

Политическая система суть упорядоченные властные связи и взаимодействия. При системном подходе выделяются четыре уровня системы общественной власти:

1. Микроуровень представляет собой "атомарный" состав системы общественной власти, определяемый множеством индивидуальных взаимосвязей и взаимодействий. Это множество формирует субстрат системы общественной власти, на основе которого складывается ее средний и высший уровни.

2. Мезоуровень включает систему властных отношений среднего звена – объединений малых групп. Мезоинституты и отношения формируют все общественные структуры – семью, производственные, учебные, спортивные, самодеятельные коллективы, территориальные общности, поселенческие общины. В совокупности они определяют активную общественно-политическую сферу общества, которая оказывает воздействие на высшую власть общества, формируя ее систему.

3. Макросистема – это системы высшей (политической) власти определенной национальной общности (народа, нации) или государства. На макроуровне система политической власти, ее средства и ресурсы обеспечиваются нормальное существование и развитие общества как целостного организма. Кроме того, в этой системе структурируются "обратные" связи (от высшего к низшему). Благодаря чему в массовом порядке осуществляются решения высшего уровня власти (макросистемные решения) и др.

4. Мегасистема – это система власти международного сообщества. Макро-и мегауровень структурируют целостность системы высшей политической (публичной) власти. Мегасистема власти составляет самостоятельный объект исследования политической, в том числе государствоведческой, науки.

Следовательно, власть, представляет собой многоуровневую общественнуюсистему. Особым «пластом» системы общественной властиявляется подсистема политической (публичной) власти. Последняяпредставляет собой множество властных связей и взаимодействий, продуцирующих интегральное единство определенной территориальной общности (народа, нации), ее государственной организации (государства), государственных и других политико-территориальных образований – частей государств. Политическая власть взаимодействует с системами более высокого порядка, в том числе международного (межгосударственного) сообщества, а также с микро - и мезосистемами.

Система индивидуальной власти (микросистема) и система власти малых групп (мезосистема), рассматриваемые с функциональной точки зрения, не выполняют функции, связанные с общенациональной и международной интеграцией. Их назначение иное. Эти системы формируют структуры прямой связи, воздействующие на высшую власть. Наряду с этим они определяют динамическую сферу системы общественной власти в целом, в ее пределах реализуются общеполитические решения.

В системе общественной власти подсистемы публичной и политической власти рассматриваются как совпадающие в своих существенных характеристиках. Вместе с тем понятия эти не тождественные, они различаются по институциональному составу и соответствующим отношениям57.

Сфера совпадения публичной и политической власти являет один из высших уровней системы общественной власти – подсистему государственной власти, которая имеет особые свойства. Своего рода антиномией этому подходу является концепция противопоставления политической и государственной власти. Например, по мнению Ю.А. Дмитриевасферой действия первой является гражданское общество, а второй – "собственно государство и его органы"58.

Система государственной властикак элемент более широкойсистемы политической (публичной) власти характеризуется интегральныммножеством связей и взаимодействий, складывающихся между государством, государственно-территориальными и иными политико-территориальнымиобразованиями, их органами, народом, гражданами,объединениями граждан и др. Указанные взаимосвязи имеют особый объектно-предметный состав.

Отличительным признаком государственной власти, определяющим природу его системно-структурной основы, является, как известно, суверенное право и способность осуществлять государственно-правовое регулирование, обеспечиваемое легальным принуждением. Регулирование государственно-правовых отношений осуществляется легитимными государственно-властными институтами, специальными средствами в законодательно установленных формах и процедурах. Институционно оформленным и процедурно определенным является и легальное принуждение. Такое принуждение как специфическое свойство государственной власти давно установлено теорией59и рассматриваетсякак ее идентифицирующая характеристика современными исследователями60.

Внешнее принуждение – неотъемлемое свойство и для иных публичных учреждений, которые не входят в систему государственной власти (например, муниципальные образования в России). Но в отличие от госсистемы все негосударственные публичные учреждения:

– во-первых, получают право принуждения от суверенного носителя власти непосредственно или от государства путем конституционно-правового оформления их статуса;

– во-вторых, существуют формы и средства принуждения, которые ни при каких условиях не могут использовать негосударственные учреждения (например, уголовная и административная (за рядом исключений) юрисдикция).