Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Teoreticheskaya_grammatika

.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
28.03.2015
Размер:
81.29 Кб
Скачать

Словообразовательные признаки прилагательных.

Как указывалось выше, относительные прилагательные обычно имеют суффиксальную структуру. Примеры некоторых суффиксов: от именных основ: -an, -ial, -full, -less, -y; отглагольные основы: -ive, -able.

Степени сравнения.

Единственная форма словоизменения прилагательных - это степени сравнения, передающие различную интенсивность признака в сопоставлении с предметами, обладающими теми же признаками. Однако, далеко не все прилагательные способны передавать различную степень интенсивности того, или иного свойства. Как правило, эта способность отсутствует у относительных прилагательных в их прямом значении, хотя в переносном значении изредка эти формы могут встречаться. Качественные прилагательные изменяются по степеням сравнения, за исключением тех случаев, когда обозначается абсолютное качество. Морфологическая форма степени сравнения в своем употреблении ограниченна фонетическим составом прилагательного, прежде всего его слоговой структурой. Бесспорно, изменяются морфологически только односложные прилагательные, принимая в сравнительной степени окончание -er, а в превосходной –est. Двусложные прилагательные могут изменяться морфологически или передавать степень качества в составе словосочетания. Существуют еще некоторые ограничения, например, для прилагательных, оканчивающихся на два взрывных согласных. Эти прилагательные не образуют морфологических степеней сравнения. Хотя, слово strict имеет такие степени сравнения. Не имеют морфологических степеней сравнения, степень качества передается только словами more, the most. Существует довольно распространенный взгляд на эти сочетания, как на аналитические формы прилагательного в виду их кажущегося параллелизма с морфологическими формами сравнения. Однако, наречия more, most обычно сохраняют свое лексическое значение. Эти сочетания лексически противопоставлены словосочетаниям less, least, которые передают уменьшение степени качества. Было бы логично в таком случае причислить эти последние сочетания так же к аналитическим формам, но тогда нарушается параллелизм собственно морфологической системой, не имеющей форм со значением уменьшения степени. С другой стороны сочетания c more и most включают также эллятивные сочетания типа: a most important, передающие высокую степень качества в несравнении с чем либо. Если эллятивные сочетания рассматривать также, как аналитические формы, то сюда следует причислить сочетания с такими словами как very, extremely, синонимичные эллятивным сочетаниям. Тем более, что морфологические формы, не имеющие в своем составе эллятива способны выражать высокую степень качества только с сочетанием most. Границы аналитических форм, таким образом, оказываются весьма расплывчатыми. Как видим, функционирование сравнительных сочетаний и морфологических форм далеко не параллельно, но самым главным аргументом против отнесения сочетания с more, most к аналитическим формам является синтаксическая весомость наречия more, most. Между компонентами аналитических форм не существует синтаксических отношений. Между тем, more, most сохраняют обстоятельственные отношения с прилагательным в той же мере, как любые другие наречия степени. More attractive - less attractive – rather attractive.

Синтаксические функции прилагательного.

Основной функцией прилагательного является позиция определения. Более характерным является при этом препозитивное функционирование. Однако, возможна и постпозиция, которая создает большую семантическую весомость определения, оказывающегося в этих случаях обособленным и, следовательно, несущим семантическое ударение.

Вторая функция прилагательного - функция предикативного члена. He was brave and teard with his news. Следует отметить, что большая часть прилагательных способна выступать в обоих функциях, а для некоторых возможна только одна из них. Так, прилагательные joined, long, monthly и др. употребляются только атрибутивно (alone wolf). Прилагательные, обозначающие отношение к чему-то или состояние, употребляются только предикативно. Прилагательные ill, certain изменяют семантику в зависимости от того, употребляются они в предикативной или в атрибутивной функции. A certain person. I’m certain the report is ready. She is ill. Следует отметить, что лингвисты, выделяющие в английском языке слова категории состояния как особую часть речи, относят ill к этой группе слов. Атрибутивное употребление ill ограничено несколькими устойчивыми словосочетаниями, которые можно считать устойчивыми (ill news).

Субстантивация прилагательного. Прилагательные способны выступать в синтаксических функциях, свойственных существительному, в функции подлежащего или дополнения. Прилагательные употребляются с определенным артиклем и обозначают множество лиц. Возможно и обозначение таким прилагательным отвлеченного, обобщенного понятия (I’m going to do some unforgivable). Таким образом, прилагательное в синтаксических позициях, свойственных существительному, близко соприкасается с существительным. При выражении отвлеченного понятия оно близко к абстрактным существительным. При обозначении единиц (обычно лиц) оно сближается с существительным во множественном числе.

Проблема слов категории состояния. Отечественными лингвистами было высказано предположение о существовании слов категории состояния. К этому разряду были отнесены слова, функционирующие только как предикативный член составного сказуемого. Слова, начинающиеся с префикса a (asleep). Авторы, выделяющие слово категории состояния как особую часть речи, указывают на наличие с их точки зрения трех признаков, конституирующих часть речи: морфологического, синтаксического и семантического. Однако признак, рассматриваемый как морфологический показатель не соответствует общей системе морфологических показателей. Словоизменительные морфемы в нем представлены только суффиксами и внутренней флексией, префикс «а» как и все префиксы относится к словообразовательным средствам. Синтаксический признак функционирования в качестве предикатива или в составе постпозитивного определения является общим для прилагательных и для так называемых слов категории состояния. Сравним: he is awake, he is gay. Следовательно, синтаксически слова категории состояния отличаются от прилагательных только негативным признаком. А именно - неспособностью употребляться в функции препозитивных определений. Существует ряд прилагательных, имеющих аналогичную ограниченную дистрибуцию, что, в свою очередь, не рассматривается как основание для выделения их в особую часть речи. Семантически безусловно обсуждаемая группа слов объединена значением состояния физического или психического. Но обширная группа слов, обозначающих состояние включает и прилагательные (sad, angry). Таким образом, признаки, по которым выделяются слова категории состояния, не отграничивают эту группу от прилагательных. Представляется более убедительным считать, что эти прилагательные, отличающиеся своей словообразовательной структурой и находящиеся на периферии. Некоторая часть может быть отнесена к наречиям. Однако, далеко не все отечественные лингвисты признают существование этой части речи. Бархударов приводит ряд аргументов против выделения этой группы как части речи, считая её особым типом предикативных прилагательных. Ильиш не отрицая возможности существования этой части речи, занимает очень осторожную позицию. Смирницкий совершенно не упоминает слов категории состояния.

Полевая структура прилагательного. Всеми признаками прилагательных обладают качественные прилагательные, способные передавать степень интенсивности качества, независимо от способа передачи. Морфологически (или словосочетанием) они могут занимать любые синтаксические позиции, свойственные прилагательному, в том числе, и синтаксические позиции существительного. Относительные прилагательные не принадлежат к ядру поля, многие относительные прилагательные не могут передавать степени свойства. Вряд ли возможно сочетание more electrical. Вместе с тем, провести резкую границу между подклассами прилагательных, видимо, не всегда возможно. Потому что, есть такие прилагательные, которые могут передавать степень интенсивности обозначаемого ими свойства, тогда как прилагательные второй группы не обладают этой способностью. Этот вопрос требует дальнейшего исследования. Поля существительного и прилагательного соприкасаются в синтаксическом плане. Существительные, за исключением ряда отвлеченных существительных, свободно употребляются в препозиции (stone wall). Качественные прилагательные способны занимать позицию существительного. На периферии поля находятся прилагательные с неполными синтаксическими функциями.

Тема: Местоимения.

Местоимения обладают предельно обобщенным значением. Они указывают на любые предметы, существа, отвлеченные понятия, не называя их. Эта обобщенная часть речи, которая актуализируется в контексте и ситуации, но лишена предметного реального содержания в отвлечении от ситуации. Основная функция – указание. Местоимение участвует в номинации только косвенно, указывая на уже названные ранее предметы. Подклассы местоимений:

-личные. Местоимения первого лица , также как и местоимения второго лица ничего не замещают сами и ни с чем не разделяют своих функций. А местоимения третьего лица – he, she, it являются заместителями существительных. Они могут указывать на любой предмет или лицо, и употребляются, как правило, анафорически. Категория падежа представлена именительным и объектным;

-притяжательные. Синтаксически они являются определителями существительного, которые функционируют на равных правах с артиклем. При необходимости совместить в одном словосочетании притяжательное местоимение, выносится в постпозицию в субстантивированную форму;

- указательные подразделяются на 2 группы: this, these указывают на предметы близкие по расстоянию к говорящему;

- вопросительные: who, whom, what, which. Они занимают первую позицию в предложении, причем местоимение whom занимает позицию подлежащего;

- возвратные. Указывают на тождество деятеля и объекта действия (themselves). Употребляются в эмфатических целях;

- относительные. Частично совпадают по составу с вопросительными, а также с местоимениями that и what. Функцией этого разряда местоимений является присоединение зависимых предикативных;

- неопределенные местоимения указывают на некий предмет или лицо, не идентифицируя его: some, any, а также все производные. Передают четкое противопоставление положительного и отрицательного, а также противопоставление лица – нелица.

Тема: Предложение.

Предложение – синтаксическая единица более высокого уровня, чем слово. В науке нет единого определения предложения. Известно свыше 250 различных определений предложения, и к ним постоянно добавляются новые. Например, предложение – минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов или слово, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Предложение является единицей общения и вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка. Предложение соотносится с логическим утверждением, но не тождественно ему. Каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Оно также может выражать вопрос, побуждение, отражать деятельность интеллекта. Предложение служит также для выражения эмоций, волеизъявлений, входящих в сферу чувств. В истории разработки русского синтаксиса можно выделить четыре направления в определении предложения:

- логическое. Представители этого направления определяют предложение как суждение, выраженное словами. Они полагают, что в языке находят точное выражение и отражение логические категории и отношения;

- психологическое. Представители этого направления рассматривают предложение как выражение в словах психологического суждения;

- формально-грамматическое. Основоположники этого направления рассматривают предложение как один из видов словосочетания;

- структурно-семантическое. В соответствии с этим принципом, предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.

Рассмотрим, какие моменты являются главными в предложении. Мы знаем, что предложение – одна из синтаксических конструкций, центральная, важнейшая, но не единственная. Другая единица – словосочетание не способна вне предложения использоваться в акте речи. Любое предложение, в том числе, и односоставное, обозначает актуализованную, т.е. определенным образом соотнесенную с действительностью, ситуацию. Night как единица словаря называет соответствующее явление природы, служит языковым выражением ночи. Иное дело предложение. В нем соответствующее выражение для говорящего или пишущего актуализировалось, т.е. стало соотнесенным с действительностью, оно получило модальную характеристику, т.е. говорящий рассматривает это явление как реальность. Оно получило определенную временную перспективу (план настоящего, прошедшего или будущего). Еще проще актуализация осуществляется в предложении, которое содержит личную форму глагола, т.к. глаголу присущи морфологически закрепленные показатели модальности и времени (night began to fall). Таким образом, каждое предложение, то, что в нем сообщается, определенным образом соотнесено с действительностью, т.е. актуализировано. Эта актуализация – соотнесенность с действительностью и называется предикативностью, неотъемлемым, важнейшим свойством плана значения предложения. Предикативность – отнесенность содержания высказывания к действительности. Предикативность составляет категории модальности, синтаксического времени и синтаксического лица. Каждое предложение имеет говорящего или пишущего, т.е. лицо, с которым все другие лица или предметы, упомянутые в предложении, соотнесены. Эта соотнесенность фиксируется грамматически в категории лица и лексико-грамматически в словах. Вне категории времени нет предложения. Содержание предложения обязательно представлено в плане настоящего, прошедшего или будущего. Эта отнесенность ко времени выражается грамматически в категории времени или лексически в таких словах как now, yesterday, tomorrow. Каждому предложению присуща модальность. Она выражает отношение значения высказывания к действительности, отношение говорящего к содержанию высказывания. Принято различать объективную модальность (основная, прямая, первичная), субъективную (дополнительная, косвенная). В основе первой лежит противопоставление реальной модальности, т. е. каждое высказывание может соответствовать или не соответствовать реальной действительности. В этом случае главным грамматическим средством выражения объективного модального значения выступает категория наклонения. Выделяются две разновидности нереальной модальности – побудительная и условно-желательная. Она передается в повелительном и сослагательном наклонении (Sing this song again for us; If he were not so absent-minded, he would not take it). Субъективная модальность вносит модальную тематику в предложение, субъективное начало c помощью модальных слов и модальных глаголов. Общее модальное значение, которое передается наклонением, может подкрепляться, усиливаться или ослабляться модальными значениями дополнительной модальности (Nick is not a very good driver really). Как и любая значащая единица языка, предложение имеет форму. Как в случае других значащих единиц, внимание обычно не фиксируется на форме, поэтому ее существование не признается столь очевидным, как содержание. На основе формальных признаков мы можем определить «there were no landing temps» как предложение, а как не предложение. Важнейшей структурной особенностью предложения является замкнутость взаимных синтаксических связей, составляющих предложение. Каждое предложение соответствует определенной структурной схеме. Но одно слово-предложение не может выступать в качестве главного или зависимого элемента, по отношению к словам за его пределами.

Каждое предложение оформлено интонационно. Интонация – неотъемлемое свойство любого предложения. В языке в интонационном оформлении важны не абсолютные признаки такого оформления, а относительные. Они основаны на противопоставлении интонации к характеризующей разные коммуникативные типы предложения – вопросительной, побудительной, повествовательной. Интонация выходит за пределы грамматической теории. Но большой интерес представляют случаи взаимодействия грамматики и фонетики. Так, например, произнося предложение с интонацией, свойственной общему вопросу мы тем самым нейтрализуем грамматические показатели повествовательного предложения. Это свидетельствует о том, что в системе форм повествовательности, вопросительности фонетические показатели занимают более высокое расположение по сравнению с грамматическими. Предложение – не просто структурная, но еще и коммуникативная единица. В процессе речевых коммуникаций оно приобретает свойство, которое лишь потенциально заложено в предложении и реализуется при актуализации предложения в речи. Its cold here - в речи это констатация факта или побуждение к действию, или даже эквиваленты предложения Lets go to another place. Реализованное предложение (высказывание) богаче по своим характеристикам, чем предложение (единица речи), взятая в отвлечении от условий реализации. С другой стороны, в высказывании не может быть ничего такого, чего не было бы заложено потенциально в предложении. Следовательно, каждое высказывание (актуализированное предложение) предстает как речевое проявление языковой единицы (предложения).

Мы рассмотрели основные признаки предложения. Определение предложения с учетом признаков: предложение – минимальная синтаксическая конструкция, используемая в актах коммуникации, интонационно оформленная, характеризуемая предикативностью и реализующая определенную структурную схему.

Зачет: выучить все лекции.

24

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]