Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.doc
Скачиваний:
15
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
333.31 Кб
Скачать

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Началом Второй мировой войны принято считать 1 сентября 1939 года, когда германские войска напали на Польшу, окончанием - 2 сентября 1945 года. В этот день на борту американского линкора "Миссури" в Токийском заливе был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Вместе с делегациями союзных держав - США, Великобритании, Франции, Китая, Австралии, Канады, Голландии, Новой Зеландии - его принимал и представитель СССР.

Советский Союз являлся участником Второй мировой войны почти с того самого дня, как она разразилась. В сентябре 1939 года советские войска вели бои против Польши, а с 30 ноября 1939-го по 12 марта 1940-го - против Финляндии. В обоих случаях Германия была дружественным Советскому Союзу государством. 22 июня 1941 года предшествовали 22 месяца "дружественных отношений". Официально они оформились 23 августа 1939 года. В тот день в Московском Кремле министр иностранных дел Германии И. Риббентроп и председатель Совета Народных Комиссаров СССР, народный комиссар иностранных дел СССР В. М. Молотов подписали договор о ненападении. Многие, в том числе и в Советском Союзе, расценили это как перемену политического курса. В середине марта, на XVIII съезде ВКП (б), И. В. Сталин прямо назвал "три агрессивных государства", к которым причислил Германию, Италию и Японию. Они, по его утверждению, уже начали "новую империалистическую войну", направленную "против интересов" Англии и Франции в Европе, США, Англии и Франции - на Дальнем Востоке, хотя в пропагандистских целях вели речь о "войне против Коминтерна". В докладе, сделанном на XVIII съезде партии, Сталин отнес Англию, Францию и США к "неагрессивным демократическим государствам".

Обеспечению международной безопасности и борьбе с германской агрессией служили советско-англо-французские переговоры в Москве, которые завершились 2 августа 1939 года принятием проекта соглашения трех держав о взаимной помощи. Не была согласована лишь формулировка пункта о косвенной агрессии. А через десять дней начались переговоры военных миссий СССР, Англии и Франции об организации совместной обороны против агрессии в Европе. По настоянию главы советской делегации К. Е. Ворошилова "кардинальным вопросом" дискуссии стал проход советских войск через польскую территорию, "чтобы непосредственно соприкоснуться с противником, если он нападет на Польшу", или "через румынскую территорию, если агрессор нападет на Румынию". Эти предложения не были приняты.

Тем временем обстановка вблизи границ СССР обострялась. 22 марта 1939 года гитлеровцы оккупировали порт Клайпеда (Мемель) и Клайпедскую область, навязав Литве унизительный договор. Вызывала тревогу антисоветская позиция правительств прибалтийских стран, особенно "дружественные" договоры о ненападении, заключенные Германией с Латвией и Эстонией в разгар англо-франко-советских переговоров. У советского правительства имелись основания считать, что агрессия Германии против СССР, если ее не удастся предотвратить, будет или в союзе с Польшей, или с лояльным рейху польским тылом, или при подчинении Польши. Но в любом случае - с использованием территории Литвы, Латвии и Эстонии.

Военная опасность усиливалась и на дальневосточных границах СССР, где в летние месяцы 1938 и 1939 годов Красной Армии пришлось отражать японскую агрессию у озера Хасан и реки Халхин-Гол.

В такой обстановке Сталин и Молотов приняли решение о заключении с Германией договора о ненападении и прекращении переговоров с Англией и Францией. Германии необходимо было обеспечить нейтралитет СССР в войне с Польшей. В начале июля 1939 года советская разведка доложила руководству страны, что нападение Германии на Польшу может произойти в конце августа - начале сентября, а 7 августа Сталину доложили, что Германия будет в состоянии начать вооруженные действия против Польши в любой день после 25 августа.

У Гитлера оставалось мало времени до утра 1 сентября, на которое назначалось нападение на Польшу. Поэтому он просил Сталина "во вторник, 22 августа, самое позднее в среду, 23 августа", принять имперского министра иностранных дел, который "имеет полные полномочия на составление и подписание как пакта о ненападении, так и протокола".

Заключив 23 августа 1939 года договор о ненападении, правительства СССР и Германии обязались споры и конфликты между двумя странами "разрешать... исключительно мирным путем в порядке дружеского обмена мнениями". Договор изолировал СССР от сил, боровшихся против фашистской агрессии. "В случае, если одна из Договаривающихся Сторон, -- говорилось во второй статье, -- окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу". На практике это означало, что СССР не будет осуждать фашистскую агрессию или помогать ее жертвам.

От депутатов скрыли, что договор о ненападении имел продолжение - "секретный дополнительный протокол", отражавший имперские амбиции его авторов. Язык и дух этого документа напоминали о тех временах, когда судьбы народов решались за их спиной, по праву сильного. В нем говорилось о разграничении "сфер влияния" в Восточной и Юго-Восточной Европе, где встретились "интересы" СССР и Германии. Предусматривалось, что в случае германо-польского вооруженного конфликта германские войска могли продвинуться на восток не далее рек Нарев, Висла, Сан. Остальная часть Польши, а также Финляндия, Эстония, Латвия и Бессарабия признавались "сферой влияния" СССР. "Сферы влияния Германии и СССР" разделяла северная граница Литвы. Судьбу Польского государства авторы секретного протокола условились разрешить "в порядке дружественного обоюдного согласия".

На другой день после ратификации Верховным Советом СССР советско-германского договора германские войска после ряда провокаций на границе вошли на Польшу. Вслед за этим германский посол в Москве Шуленбург стал настаивать на ускорении "советской военной интервенции" в Польшу. 9 сентября Молотов заверил германского посла, что "советские военные действия начнутся в течение ближайших нескольких дней". По словам германского посла, Молотов заявил ему, что, учитывая политическую сторону вопроса, "советское правительство намеревалось воспользоваться дальнейшим продвижением германских войск и заявить, что Польша разваливается на куски и что вследствие этого Советский Союз должен прийти на помощь украинцам и белорусам, которым "угрожает" Германия. Этот предлог представит интервенцию Советского Союза благовидной в глазах масс и даст Советскому Союзу возможность не выглядеть агрессором".

Поставив в известность правительство Германии, утром 17 сентября войска Красной Армии пересекли польскую границу и развернули боевые действия.

Польский поход красной армии 17-28 сентября 1939 г.

В походе уча­ствовали Белорусский (командарм М.П. Ковалев) и Украинский (командарм С.К. Тимошенко) фрон­ты. Их численность к началу операции составляла свыше 617 тыс. чел. Поляки оказали упорное сопро­тивление Красной Армии лишь в отдельных местах, но оно было быстро подавлено. Основные силы польских войск, деморализованных быстрым разгромом на западе от немцев, в столкновениях на востоке не участвовали, а сдава­лись в плен. Общее число взятых в плен Красной Армией превысило 450 тыс. чел.

19—20 сентября 1939 г. части Красной Армии встретились с германскими войсками на линии Львов — Владимир-Волынский — Брест – Белосток. 20 сентября между Германией и СССР начались переговоры о проведении демаркационной линии. Они завершились28 октября 1939 г. подписанием советско-германского договора о дружбе и границе. Граница прошла в основном по «линии Керзона» — рекомендованной Верховным со­ветом Антанты в 1919 г. восточной границе Польши. Под ударами с запада и востока Польша как государство перестала существовать. Результаты ее военного разгрома были закреплены в новом советско-германском договоре "о дружбе и границе", подписанном 28 сентября Молотовым и Риббентропом. В секретных приложениях к нему победители уточнили сферы своего идеологического сотрудничества и новые "сферы влияния" СССР и Германии. Секретный протокол от 23 августа был исправлен с учетом того, что "территория Литовского государства отошла в сферу влияния СССР" в обмен на Люблинское и часть Варшавского воеводств, которые "отошли в сферу влияния Германии". В соответствии с секретными протоколами и другими тайными договоренностями, дополнявшими советско-германские договоры, Сталин получил согласие Гитлера на ввод советских войск в Эстонию, Латвию, Литву и Бессарабию, а в перспективе - даже в Финляндию. Была возвращена в состав СССР Бессарабия, присоединена Северная Буковина, восстановлена Советская власть в республиках Прибалтики. Правительство СССР разорвало дипломатические отношения с правительствами стран, оказавшихся жертвами фашистской агрессии и нашедших убежище в Англии. Зато с прогитлеровскими правительствами Виши во Франции и марионеточного Словацкого государства были установлены отношения на уровне послов.

Переговоры с финским правительством относительно начались еще в марте 1939 года. Предложения советского руководства об отдалении финской границы от Ленинграда на север были отклонены президентом Р. Рюто. Обе стороны стали готовиться к военным действиям.

В начале марта 1939 года нарком обороны маршал К. Е. Ворошилов дал указание назначенному командующему войсками Ленинградского военного округа командарму К. А. Мерецкову как можно тщательнее изучить театр будущих военных действий округа в условиях разных времен года, а также "постараться детально проанализировать состояние войск и их подготовленность на случай военного конфликта, опасность которого в связи с резким обострением международной обстановки быстро нарастала". Выполняя эти указания, Мерецков без промедления занялся боевой подготовкой войск, строительством дорог и укрепленных районов у границы с Финляндией.

Отношения между двумя странами были уже достаточно накалены и обострены, когда в октябре - ноябре 1939 года по инициативе советской стороны состоялись новые переговоры. Как и прежде, финское правительство отклонило все советские предложения, в том числе о сдаче в аренду порта Ханко, обмене финской территории на карельском перешейке на часть территории в Карельской АССР.

"Поводом" для начала боевых действий советских войск послужил "инцидент" у деревни Майнила, в 800 метрах от границы. 26 ноября 1939 года в промежутке между 15 часами 45 минутами и 16 часами 5 минутами по ее расположению было произведено семь пушечных выстрелов, в результате имелись человеческие жертвы. Уже через несколько часов посланнику Финляндии в Москве была вручена нота с требованием незамедлительно отвести свои войска подальше от границы на Карельском перешейке на 20—25 километров и тем предотвратить возможность повторных провокаций.

В ответной ноте правительства Финляндии говорилось, что оно "в срочном порядке произвело надлежащее расследование" и установило, что "враждебный акт против СССР был совершен не с финляндской стороны". Правительство Финляндии предложило провести совместное расследование данного инцидента и изъявило готовность "приступить к переговорам по вопросу об обоюдном отводе войск на известное расстояние от границы".

В 8 часов утра 30 ноября войска Ленинградского военного округа перешли границу Финляндии, получив приказ "разгромить финские войска". На другой день было заявлено, что Советскому правительству в результате "радиоперехвата стало известно", что в только что освобожденном финском городе Териоки (ныне Зеленогорск) "левые силы" Финляндии сформировали "правительство Демократической Финляндской Республики" во главе с деятелем Коминтерна и коммунистического движения Финляндии О. Куусиненом.

Лига Наций осудила действия Советского Союза как покушение на суверенитет Финляндии и 14 декабря по инициативе ряда стран Латинской Америки исключила его из своих членов.

Советско-Финляндская или зимняя война продолжалась с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года. Общая численность советских войск, задействованных для войны против Финляндии, составила около 960 тысяч человек (против около 300 тысяч человек финских войск, включая ополченцев). Хотя с самого начала было ясно, что финнам не избежать поражения, вместо впечатляющей победы получилась затяжная война. Боеспособность Красной Армии, как показал еще недавний опыт боев на Халхин-Голе, была низкой. При этом следует учесть, что советское командование имело исчерпывающие данные о финских укреплениях на Карельском перешейке ("линия Маннергейма"), которые пришлось штурмовать лобовой атакой, в условиях сильных морозов и без поддержки бронетехники. За 105 дней советско-финляндской войны Красная Армия потеряла 289 510 человек, из них 74 тысячи убитыми. Потери Финляндии составили 23 тысячи убитых.

Германия прекратила прямое и косвенное снабжение Финляндии военными материалами. В речи в рейхстаге 19 июля 1940 года Гитлер заявил, что хотел помочь Советскому Союзу в советско-финляндском конфликте, так как "СССР находится в дружественных отношениях с Германией. Русско-финляндский мир в последнюю минуту сорвал этот план".

Советское правительство своевременно предложило Финляндии мир. В Хельсинки произошла смена правительства, новым президентом стал К.Г. Маннергейм, принявший условия мира. По мирному договору, подписанному вечером 12 марта, к СССР отошел весь Карельский перешеек, Выборгский залив с островами, западное и северное побережья Ладожского озера и другие небольшие территории. Расстояние от Ленинграда до новой государственной границы увеличилось с 32 до 150 километров. В июне 1941 года Финляндия выступила против СССР на стороне Германии.

Оценив ход советско-финляндской войны и внутреннее положение СССР, Гитлер и его окружение приняли решение о подготовке "блицкрига" - войны на молниеносный разгром СССР еще до победы над Англией, которая продолжала военные действия против Германии при поддержке США и других стран.

С 1 сентября 1939 года по 22 июня 1941 года общая численность Вооруженных Сил СССР увеличилась более чем в 2,8 раза и достигла 5374 тысяч человек, из которых 563,5 тысячи были коммунистами и свыше двух миллионов - комсомольцами. Это понуждает искать причины поражения советских войск в первые месяцы Великой Отечественной войны не столько в соотношении сил и средств, сколько в умении распорядиться ими.

К тому времени, когда Гитлер отдал приказ о нападении на СССР, боеспособность Красной Армии была подорвана в ходе репрессий. Среди репрессированных оказались три из пяти маршалов Советского Союза, командующие военными округами и многие другие видные военачальники. Всего лишь за полтора года, с мая 1937-го по сентябрь 1938-го, были репрессированы около половины командиров полков, почти все командиры бригад и дивизий, все командующие войсками военных округов, многие преподаватели высших и средних учебных заведений Красной Армии и Военно-Морского Флота. К лету 1941 года около 75 процентов командиров находились в своих должностях менее года. Около 85 процентов командного состава было моложе 35 лет.

Сталин, несмотря на поступавшую информацию о готовящемся нападении Германии на СССР, упорно отвергал возможность такого нападения. Лишь в ночь на 22 июня 1941 года, когда немецкие дивизии уже готовились для атаки советской границы, Сталин разрешил привести в боевую готовность войска западных приграничных округов. Войска были застигнуты врасплох.

Для нападения на Советский Союз немцы сформировали три группы армий: «Север» (фельдмаршал В. Лееб), Центр (фельдмаршал Ф. Бок) и «Юг» (фельдмаршал Г. Рундштедт). Они действовали на трех стратегических направлениях: из Восточной Пруссии — на Ленинград, из района восточнее Варшавы – на Минск и далее на Москву, из района Люблина – на Житомир и Киев. Также наносились удары с территорий Румынии и Финляндии. Наиболее сильная группировка действовала на направлении Минск — Москва.

На западной границе силам вторжения противостояли: Северо-Западный (генерал Ф.И. Кузнецов), Западный (генерал Д.Г. Павлов), Юго-Западный (генерал М.П. Кирпонос) фронты. Непосредственно на границе находилось 100 тыс. чел (пограничные и оперативные части, подразделения внут­ренних войск). Со­гласно раскрытым в последнее время архивным документам по общему числу орудий, танков и самолетов советские вой­ска имели преимущество.