Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
тематика_семинарских.doc История В и З славян.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
291.84 Кб
Скачать

Тема 1. Болгарский народ в конце XVIII – 70-е гг. XiXв. (2 ч.)

  1. Социально-экономическое положение болгарских земель в составе Османской империи.

  2. Национальное Возрождение в болгарских землях. Проблемы этнокультурной консолидации болгарской нации Нового времени.

  3. Болгарское национально-церковное движение и образование Болгарского экзархата.

  4. Национально-освободительное движение в болгарских землях в1860-х – 1870-х гг.

  5. Сентябрьское (1875 г.) и Апрельское (1876 г.) восстания.

Литература:

  1. Андреев, М. История болгарского государства и права / М. Андреев, Д. Ангелов. – М. : б. и., 1962. – 233 с.

  2. Валев, Л.Б. Исследования по новой и новейшей истории Болгарии / Л.Б. Валев. – М. : Наука, 1986. – 255 с.

  3. История Балкан: Век восемнадцатый / В.Н. Виноградов (отв. ред.); Ин-т славяноведения. – М.: Наука, 2004. – 546 с.

  4. История Болгарии: в 2 т. / под ред. П.Н. Третьякова (гл. ред.) [и др.]. ‑ М. : Изд-во АН СССР, 1954–1955. – Т.1.

  5. История Османского государства, общества и цивилизации: в 2 т. / под ред. Э. Ихсаноглу; Исслед. Центр исламской истории, искусства и культуры (IRCICF); пер. В.Б. Феоновой под ред. М.С. Мейера. − М. : Вост. лит., 2006.

  6. Косев, Д. Новая история Болгарии / Д. Косев – М. : Изд-во иностранной литературы, 1952. – 522 с.

  7. Краткая история Болгарии. С древнейших времен до наших дней / под ред. Г.Г. Литаврина. – М. : Наука, 1987. – 588 с.

  8. Макарова, И.Ф. Болгары и Танзимат / И.Ф. Макарова – М. : Либроком, 2010. – 320 с.

  9. Натан, Ж. Болгарское возрождение / Ж. Натан. – М. : Изд-во иностранной литературы, 1949. – 319 с.

  10. Сидельников, С.И. Болгарский революционный центральный комитет / С.И. Сидельников – Харьков : Изд-во Харьковского ун-та, 1970. – 175 с.

  11. Формирование национально-независимых государств на Балканах. Конец ХVIII ‑ 70-е годы ХIХ в. / отв. ред. И.С. Достян – М. : Наука, 1986. – 430 с.

  12. Человек на Балканах. Государство и его институты: гримасы политической модернизации (последняя четверть XIX– начало ХХ в.): Сб. статей. – СПб.: Алетейя, 2006. – 358 с.

Документы:

Из программы Болгарского Революционного Центрального комитета (БРЦК1).

Мы боремся против двух врагов: врага политического — турецкого правительства и врага духовного — греческого духовенства.

Турецкое правительство со своими башибузуками и греческое духовенство со своими монахами и попами убивают в болгарском народе всякое прогрессивное движение, всякое народное и человеческое проявление к устройству, которое помогает народу добиться себе лучшей, свободной жизни.

Взято из: Хрестоматия по истории южных и западных славян: в 3 т. / под ред. С.Я. Фрейдеберга. ‑ Т. 2. ‑ Минск : Университетское, 1989 ‑ С. 19.

Донесение И.П. Крылова Н.П. Игнатьеву о революционных настроениях в Болгарии и продолжающихся арестах болгарских патриотов (1875 г., 4октября).

Аресты продолжаются. В Рущуке арестован учитель с. Червеной воды Томо […] и 5 человек поселян того же селения, работавших в городе на железнодорожной фабрике. В Тернове, по достоверным сведениям, арестовано 12 человек, в Шумле около 100 человек. Все эти люди молодые, учителя и ученики, едва кончившие курс учения в болгарских школах. Всех арестованных отправляют после непродолжительного, но строгого допроса в места ареста […]. Носится слух, что один из арестованных уже повешен […].

Замечательно, что аресты не производят на патриотов никакого тяжелого впечатления: целая Болгария, по их словам, ждет лишь благоприятного случая, чтобы подняться массой хоть сейчас же, особенно если последние турецкие обещания останутся, как все здесь ожидают, «черными буквами на белой бумаге». Такой задор основывается, конечно, на преувеличении, но, по моему скромному мнению, последние аресты и розыски повредят лишь турецкому правительству и раздражат народ, который в достаточной мере уже понял, что он был доселе лишь по своему смирению рабом у жестокого господина-неуча, окончательно одряхлевшего и разорившегося. Вышло это сознание из более и более разливающегося просвещения между болгарами и из сопоставления их с турками, кои упорно продолжают быть невеждами и средневековыми фанатиками. Дело поэтому не в каком-либо частном заговоре, а в сознании целым пробужденным народом своей силы, с одной стороны, слабости турок и попирании ими всяких человеческих прав, с другой. Произведение же следствия едва ли приведет турок к чему-либо хорошему, так как невозможно же сослать всех болгар в Диарбекир2.

Благоразумнее поэтому было бы для правительства задобрить болгарский народ проведением в жизненную практику вновь подтвержденных прав, не обнаруживать дурно настроенного для турок сознания народом своего положения и даровать полную амнистию даже тем, которые томятся еще в диарбекирских и других тюрьмах, тем более, что большая часть их сослана без юридических улик и просто по подозрению или, как не постыдился выразиться еще прошлым летом рущукский уголовный суд по делу греков и других, потому, «что физиономия такого-то ясно доказывает, что он бунтовщик высшей категории». Не лишним считаю присовокупить, что ни от кого более не услышишь слова осуждения арестованным юношам, как это было еще недавно в Рущуке, когда многие зажиточные люди и особенно чорбаджии не стыдились открыто называть патриотов «злодейцами». Теперь же во всех слоях народа ‑ сознание, что дело приносящих себя в жертву юношей — дело святое и народное. Жалеют об их участи, но радуются, что они своими страданиями пробуждают и усиливают чувство народное. Недалеко, кажется, действительно время, когда встанет, как один человек, вся Болгария […].

Не только нет амнистии восставшим по причинам, достаточность коих признана самим правительством, но, напротив, хватают людей, фактически еще не восстававших. Полагают, что местные власти не хотят руководствоваться новыми предписаниями потому, вероятно, что они получили секретное предписание действовать по-старому.

По слухам, Хитова нет больше в Болгарии. Он переправился опять в Сербию и хлопочет о вооружении на ее средства 2000 болгар, прося в то же время свободного пропуска через границу в свое отечество.

Взято из: Освобождение Болгарии от турецкого ига : в 3 т. – М. : Наука, 1961 ‑1967. – Т. 1. Освободительная борьба южных славян и Россия. 1875 ‑1877. / Под ред. С.А. Никитина, В. Д. Конобеева, А.К. Бурмова, Н.Т. Тодорова. – 1961. – С. 200 ‑201.

Из донесения Н.П. Игнатьева Александру ІІ о начале Апрельского восстания (27 апреля(9мая) 1876 г.).

[…] там, где турки сильны, как в большинстве городов и местечках, они заставляют христиан, сносить оскорбления и, судя по сведениям наших представителей, предаются жестокостям. Окрестные деревни разорены, сожжены, убийства становятся более частыми, возмущение возрастает, и движение, быстро распространяясь, угрожает охватить-вскоре все соседние районы Балкан. Случается, что иногда сами христиане, спасаясь бегством, сжигают свои жилища. Нельзя без содрогания думать о тех испытаниях, которым подвергнутся несчастные болгарские семьи, застигнутые зимой в ущельях Балкан.

Кажется, день святых Кирилла и Мефодия (11 мая) был назначен предварительносроком для всеобщего восстания. Ожидали, что до этого сербы будут вовлечены в войну с Турцией. Но непредвиденные события в Татар-Базарджике привели к преждевременной вспышке. Теперь самые тревожные новости поступают из всех пунктов страны. Повстанцы уже дали оттоманским войскам многочасовое сражение. Опасность и боязнь резни возникает во всех пунктах Болгарии, где находятся турки. Положение очень напряженное.

Взято из: Освобождение Болгарии от турецкого ига : в 3 т. – М. : Наука, 1961‑1967. – Т. 1. Освободительная борьба южных славян и Россия. 1875 ‑1877. / Под ред. С.А. Никитина, В. Д. Конобеева, А.К. Бурмова, Н.Т. Тодорова. – 1961. – С. 204.

Из донесения Н.П. Игнатьева Александру II о подавлении Апрельского восстания в Болгарии (1876 г., мая 7 (19)).

[…] восстание в Болгарии все более принимает характер истребительной войны между двумя враждующими нациями. Христиане, напуганные жестокостями иррегулярных войск, убегают при их приближении в горы. Турки из окрестностей пользуются этим для грабежа покинутых деревень и сжигают их. Именно таким образом была полностью опустошена богатая долина между Филиппополем и Татар-Базарджиком. Во многих больших деревнях мужское население истреблено, женщины и девушки уведены в рабство, а войска, о присылке которых для своей защиты христиане напрасно умоляют, прибывают или слишком поздно, или встают на сторону мусульманских убийц. Взаимное раздражение достигло своего предела, и даже в Филиппополе христиане не чувствуют себя больше в безопасности.

[…] Отряды башибузуков, направленные для борьбы против восстания, отчасти состоят из каторжников, освобожденных для того, чтобы быть завербованными в армию, как это имело место в Адрианополе. Они внушают жителям только страх и поддерживают его грабежами и разбоями. Таким образом, сами турецкие власти толкнули христиан присоединиться к движению, и так как, убегая, они оставляют только дымящиеся развалины, всякие надежды на скорое умиротворение становятся иллюзорными.

Движение, недостаточно подготовленное и плохо руководимое, весьма вероятно потерпит неудачу, особенно если во время перемирия в Герцеговине турки направят все свои свободные войска в Болгарию […]. Все заботы турок направлены на Болгарию, являющуюся основной житницей империи, и на то, что восстание наносит удар оттоманскому господству в Европе в самое сердце. Сюда со всех сторон массами направляются войска.

Взято из: Освобождение Болгарии от турецкого ига : в 3 т. – М. : Наука, 1961 ‑1967. – Т. 1. Освободительная борьба южных славян и Россия. 1875 ‑1877. / Под ред. С.А. Никитина, В. Д. Конобеева, А.К. Бурмова, Н.Т. Тодорова. – 1961. – С. 218 ‑219.