Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Власова.doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
327.68 Кб
Скачать

СООТНОШЕНИЕ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ МЕХАНИЗМОВ В РЕГУЛЯЦИИ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТА

О. Г. Власова

Проблема активности субъекта является одной из центральных в отечественной психологии. Базовые характеристики активности как особой позиции личности по отношению к себе и окружающему миру были раскрыты еще в первой трети XX века в терминах отношений (В. Н. Мясищев); установки (Д. Н. Узнадзе); жизненной значимости (Н.Ф.Добрынин); настроения (В.М. Басов).

В последней трети XX века категория активности стала ключевой в анализе многообразных феноменов субъектности человека: жизненного пути (К. А. Абульханова); неадаптивности и надситуативности (В.А. Петровский); креативности (Д. Б. Богоявленская); смысла (Б. С. Братусь); осознанной саморегуляции (О. А. Конопкин).

Как показывают исследования современных отечественных ученых, общая картина активности субъекта задается не только требованиями действительности, но и сложной системой внутренних условий, описываемых в понятиях психических свойств и состояний субъекта: стиля саморегуляции (В. И. Моросанова [19; 20]); регуляторного опыта (А. К. Осницкий [24; 25]); функциональных состояний (А.Б. Леонова [15]. Л. Г. Дикая [8]); неравновесных состояний (А. О. Прохоров [26]).

В контексте субъектного подхода активность осмысляется как ключевая атрибуция субъекта, реализуя которую, он осуществляет свои отношения с действительностью, преобразуя ее, а тем самым и себя. Успешность в реализации целей конкретной деятельности человека и его жизни в целом определяются свободой и многообразием его взаимодействий с миром, способностью реально оценивать ситуацию, адекватно отражая и осознавая ее.

Между тем, восприятие человеком окружающей действительности зачастую искажается действием неосознаваемых регуляторных механизмов, выполняющих защитную функцию. В основе этих механизмов лежат специфические приемы переработки информации, которые соответствуют возможностям личности и предохраняют ее от наиболее серьезных для нее психологических последствий, например, потери самоуважения во время мотивационного конфликта или чрезмерного страха [23]. Помимо неосознаваемых механизмов психологической защиты, в научной литературе описаны и близкие к ним стратегии совладения с трудными ситуациями (копинг-поведение). Как и механизмы психологической защиты, они выполняют регуляторную функцию и рассматриваются в качестве целенаправленных, потенциально осознанных адаптивных действий [2; 3:4; 11; 12; 16; 23; 34; 34].

В процессе развития человека механизмы психологической защиты и копинг-стратегии могут трансформироваться в индивидуальные репертуары переживания травмирующих событий. Включаясь в систему условий деятельности, эти репертуары становятся внутренними факторами, детерминирующими поведение субъекта и опосредующими его отношения с миром [6; 7; 9; 35].

В этом контексте особенно интересным становятся вопрос о том, какой вклад вносят осознаваемые и неосознаваемые механизмы регуляции в общую картину активности субъекта.

Регуляторные механизмы личности

Гносеологической основой системного анализа психических явлений выступает идея о целостности психики, проявляющейся во взаимодействии и взаимообусловленности психических функций отражения и регуляции [1; 5; 10].

Мысль о неразделимости психического отражения и психической регуляции последовательно прослеживается в трудах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Ф.Д. Горбова. Психическая регуляция и психическое отражение, писал В. А. Ганзен, «...взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения» [5, с.9].

Пользуясь терминологией системного подхода, можно говорить о том, что, и осознанная саморегуляция, и копинг-поведение, и механизмы психологической защиты — это способы системной организации различных элементов активности субъекта за счет формирования отношении и системообразующих связей между ними, Несмотря на эту функциональную общность, сохранение целостности системы достигается различными путями.

Доминантой в том понимании защитных механизмов, которое мы находим у Фрейда и его последователей, является их гомеостатическая направленность. Действие психологической защиты состоит в устранении или сведении до минимума чувства тревоги, связанного с конфликтом, а защитные механизмы, противодействующие внешним и внутренним факторам, нарушающим стабильность внутреннего мира личности, являются, по своей сути, средством сохранения гомеостаза.

Антитезой гомеостаза (под гомеостазом (от греч. homoios - подобный и stasis - состояние) понимается подвижное равновесное состояние какой-либо системы сохраняемое путем се противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним фактором. Как отмечал К. X. Уоддинггон, «...понятие гомеостаза означает, что точка, изображающая состояние системы, находится и окрестности положения устойчивою равновесия в фазовом пространстве, понятие томеореза означает, чго эта точка находится в окрестности инвариантного множества траекторий, представляющих собой центр притяжения» [33, с. 38].) способствующего поддержанию внутреннего постоянства любой живой системы, выступает гомеорез, обеспечивающий возможность ее эволюции и развития. Эти два процесса представляют собой некое диалектическое единство и не могут существовать друг без друга.

Очевидно, что у гомеостатически направленных механизмов психологической зашиты должна существовать некая альтернатива, выполняющая гомеоретические функции. Представляется, что такой альтернативой выступают полностью или частично осознаваемые регуляторные механизмы, действие которых направлено на изменение некоторых характеристик самого субъекта (аккомодация) и условий его существования (преобразование).

Обобщая, можно сказать, что регулятивная система психики человека может быть представлена тремя подсистемами.

  1. Система стабилизации выполняет гомеостатические функции и включает в себя неосознаваемые механизмы психологической зашиты. Будучи направлена на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта, она граждает сферу сознания от травмирующих личность переживаний.

  2. Система совладания выполняет функции урегулировании взаимоотношений индивида и среды посредством разнообразных форм внешней и внутренней активности. В содержательном плане она представлена копинг-механизмами.

3.Система осознанной саморегуляции — высший уровень регуляции поведенческой активности, специфика которого состоит в осознанности внутренней и внешней активности, ее произвольности и направленности на обеспечение психологическими средствами самого процесса достижения осознанной цели [13; 14; 19:20].

Относясь к регуляционной системе психики, перечисленные механизмы коренным образом различаются по степени осознанности: если «работа» механизмов защиты основывается на вытеснении или искажении информации, то информационной основой саморегуляции произвольной активности является адекватное отражение и осознание субъектом реальной ситуации. В этом плане система копинг-механизмов, «работающих» на различных уровнях релевантности информации, занимает промежуточное положение, приближаясь, с одной стороны, к психологической защите (например, стратегии дистанцирования), а с другой, к осознанной саморегуляции (стратегии планирования решения, поиска социальной поддержки).

Сопоставление обозначенных систем позволяет зафиксировать различия между описанными механизмами психической регуляции по параметрам направленности, осознанности, произвольности, дифференцированности, гибкости, релевантности, результативности и конструктивности [3; 4; 12].