Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6 курс / Судебная медицина / Судебно_медицинская_оценка_микрообъектов_при_тупой_травме

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
3.77 Mб
Скачать

пересекающийся характер, шириной углублений около 0,05 - 0, 1 мм, что соответствует толщине стержней волос;

§место обнаружения данных признаков на травмирующем орудии оп- ределяли как контактную поверхность, которой был нанесен удар по волосистой части головы с образованием раны, имеющей глубину вплоть до поверхности кости черепа.

Рис. 38. Следы-вдавления (А) от стержней волос на лакокрасочном покрытии травмирующего предмета и фрагмент волоса (Б), расположенный в одном из следов. Ув. Х 56.

Исследование микрообъектов на промежуточных материалах.

Удары по волосистой части головы могут быть произведены через какую-либо промежуточную прокладку, например, текстильные ткани и трикотаж, а также нетканые материалы и полиэтилен. Чаще - это материал головных уборов, но возможно нанесение удара и через другие предметы. Установлено, что ударное воздействие тупого твердого предмета по воло- систой части головы в случае взаимодействия с поверхностью черепа со- провождается фрагментацией волос. Данное явление наблюдается в связи с тем, что между поверхностью кости и орудием в момент соударения нахо- дится слой волос, в котором одновременно образуются множественные фрагменты. Концы прерывания фрагментов расположены поперечно и ко- со-поперечно к продольной оси волоса за счет механизма образования по типу отрыва и сдвига. В том случае, если удар нанесен через какую-либо тонкослойную прокладку, например ткань головного убора, фрагменты во- лос могут откладываться на поверхности ткани, обращенной к кости, либо на краях повреждения ткани (рис. 41).

Рис. 39. Схема наложения фрагментов волос (А) с отвесными поперечными концами в области краев повреждения ткани.

Обычно фрагменты лежат свободно среди волокон ткани или вне- дряются в их переплетение. Укреплению волос среди волокон и на поверх- ности ткани способствуют фрагменты надкостницы, которые отделились при ударе, а затем вместе с фрагментами волос откладывались в области повреждения ткани.

Морфологические особенности прерывания волос легли в основу способа диагностики факта удара по волосистой части головы и поверхно- сти кости орудием ограниченного характера через какой-либо материал1, который осуществляли следующим образом:

§исследовали повреждения и поверхность материала представленного вещественного доказательства в отраженном свете с использованием стереомикроскопа марки «МБС» при увеличении 4,8-56 Х;

§отыскивали фрагменты волос, которые располагались в краях повреж- дения или на поверхности материала, в том числе со следами крови и фрагментами тканей человека;

§изымали обнаруженные фрагменты волос и исследовали их в проходя- щем и поляризованном свете с применением микроскопа марки «Био- лам» с увеличением около 80-320 Х;

1Способ установления факта удара тупым твердым предметом по волосистой части головы через тканый и нетканый материал. Решение ФИПС о выдаче патента РФ по заявке № 2000126994/14/Мальцев А.Е./

§производили измерение фрагментов, изучали характер повреждения во- лос, выявляли наличие концов фрагментов с поперечным и косопопе- речным характером прерывания, деформация и изменение толщины стержня волоса при этом несущественна или отсутствовала;

§регистрировали место обнаружения подобных фрагментов волос на ма- териале, как зону, которая участвовала в следообразовании в момент удара тупым твердым предметом по волосистой части головы и сопри- касалась с поверхностью кости.

Исследованием вещественных доказательств и выявлением фрагмен-

тов волос в повреждениях устанавливали место и сам факт удара тупого твердого предмета через любой тонкий материал по волосистой части го- ловы при условии контакта с поверхностью кости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общие особенности формирования и эффективность диагностики микрообъектов при тупой травме.

В общем виде особенности формирования и внедрения микрообъек- тов при тупой травме тела нам представляются следующим образом. Мик-

рообъекты различной природы образуются в большей степени при ударе травмирующей поверхностью непосредственно по кости. В результате со- ударения твердой поверхности предмета с твердой костью часть микрочас- тиц (фрагменты покрытия и материала) отделяется от предмета, а часть - от одежды или в результате фрагментации волос. Микрочастицы могут рас- полагаться на надкостнице и прилежащих мягких тканях, в краях разрыва надкостницы и под ней - на участке ее периферического отслоения, а также непосредственно на обнаженном участке кости. Имеет место и эффект вне- дрения микрообъектов в микроструктуру кости.

Кроме удара в механизме внедрения определенную роль играет и трение. В большей степени этот механизм выражен в случаях внедрения лакокрасочных покрытий и металлов, однако он может присутствовать и в момент внедрения объемных микрочастиц - фрагментов волос и микрово- локон. О присутствии компонента трения свидетельствуют следующие морфологические признаки: образование лоскутных ран с обнажением об- ширной поверхности костей - чаще при транспортной травме, следы скольжения на кости в области внедрения микрочастиц инородного харак- тера либо наслоения с выраженной линейной исчерченностью. Следы ла- кокрасочных покрытий на кости, как правило, не имеют слоев и чаще од- ного цвета, особенности их поверхности и распространение в глубину ка- налов остеонов свидетельствует об образовании данных следов в результа-

те поверхностного стирания лакокрасочного покрытия и внедрения его от трения на кости. Внедрение металлов в глубину кости также сочетается с образованием динамических микроследов на поверхности кости в различ- ной степени выраженности.

С другой стороны, образованные в результате удара фрагменты во- лос и микроволокон откладываются на поверхности орудия, а также вне- дряются в его неровности, трещины орудия и его лакокрасочного покры- тия. Окрашенные орудия с поверхностью меньшей твердости, чем волосы, могут нести на себе отпечатки волос и их фрагменты. Такое явление воз- никает в результате удара по волосистой части головы и поверхности чере- па.

Эффективность применения описанных методов исследования и при- знаков повреждений в экспертной практике была обусловлена использова- нием следующих свойств внедрения микрообъектов.

Выявление участков внедрения микрообъектов в микроструктуру кости и надкостницу во всех случаях свидетельствует о факте механиче- ского воздействия тупого твердого предмета на кость, даже при отсутствии каких-либо повреждений. Это становится особенно важным при исследо- вании скелетированных и гнилостно измененных биологических объектов.

Наличие и особенности внедрения микрообъектов на кости и надко- стнице несут важную информацию о характере травмирующей поверхно- сти (твердости, рельефе, материале), лакокрасочном покрытии на ней, а также о промежуточных материалах, участвовавших в следообразовании, например, одежде. По этой причине микрообъекты, а также надкостница и кость с участками их внедрения становятся важными вещественными дока- зательствами.

Применение микрохимических реакций непосредственно на кости и надкостнице при наличии микрообъектов позволяет выявлять частицы ме- таллов и лакокрасочных покрытий в области повреждений и на внешне ин- тактной кости, в том числе в глубине микроканалов кости, а также уста- навливать топографию их наложения.

Способ создания нативного препарата надкостницы дает возмож- ность выявлять микрообъекты и одновременно применять самые различ- ные микроскопические методики по их исследованию.

Использование способа создания микропрепарата на поверхности кости позволяет выявлять микроповреждения и микроследы, устанавливать

их взаиморасположение и положение относительно микроструктурных элементов кости при стереомикроскопическом исследовании. Прозрачная среда повышает отчетливость изображения, глубину наблюдаемой карти- ны, уменьшает светорассеяние, в результате чего становятся различимыми мельчайшие детали объекта. Эти достоинства способа дают возможность существенного улучшения результатов не только визуального исследова- ния, но и микрофотосъемки.

Изучение взаиморасположения следов внедрения микрообъектов и повреждений на кости с оценкой механизма их образования позволяет ус- танавливать количество и последовательность травмирующих воздействий.

Регистрация фрагментов волос на поверхности орудия и следов- вдавлений от волос на лакокрасочном покрытии однозначно свидетельст- вует об ударном воздействии определенным участком этого орудия по во-

лосистой части головы и соударении с поверхностью кости, а выявление фрагментов волос в краях повреждения ткани об ударе по волосистой части головы через эту ткань.

Полученные результаты продемонстрировали широкие возможности использования следов внедрения микрообъектов при тупой травме в про- ведении диагностических и идентификационных экспертиз.

Рациональная последовательность изучения микрообъектов.

Микрообъекты являются материальным субстратом следового кон- такта и традиционно считаются предметом медико-криминалистической экспертизы. Это связано с тем, что медико-криминалистические отделения оснащены микроскопической техникой и применение, например, стерео-

микроскопического исследования при производстве экспертиз необходимо и в большинстве случаев обязательно. Однако использование таких мето- дов не следует считать прерогативой только медико-криминалистической экспертизы. Начиная с ранних этапов экспертизы трупа следует предпри- нимать попытки поиска микрообъектов и соблюдать при этом определен- ную последовательность выявления микрообъектов с сохранением преем- ственности исследований.

Наиболее интенсивно микрообъекты образуются при ударах тупыми твердыми предметами, автомобильной и железнодорожной травме, осо- бенно в случаях соударения с костью. На основании этого судебно-

медицинский эксперт уже на стадии осмотра трупа на месте происшествия может составлять прогноз о возможности образования и внедрения различ- ных микрообъектов в повреждениях тела. В таких случаях эксперт вправе сообщить следователю непосредственно на месте обнаружения трупа о та- кой возможности и важности сохранения микрочастиц в повреждениях, а также на предполагаемых орудиях травмы. Для этого необходимо пред- принимать достаточные меры защиты от утраты микрообъектов и предо- хранения от привнесения дополнительных загрязнений.

В ходе судебно-медицинской экспертизы трупа эксперт целенаправ- ленно осуществляет поиск микрочастиц путем визуального осмотра, а за- тем обзорной микроскопии с использованием 2-х или 3- кратного увеличи- тельного стекла. Детальное изучение краев повреждений и их особенно- стей в глубине проводится путем непосредственной стереомикроскопии, например, с помощью кольпоскопа «КС-1-01». При изучении повреждений проводится разведение их краев и осмотр с помощью пластмассовых тон- ких зондов, которые изготовлены специально для этих целей. Применение

таких инструментов обусловлено необходимостью исключить привнесение дополнительных микрочастиц и микроследов, особенно следов металлов,

что принципиально важно для применения в дальнейшем чувствительного диагностического метода - рентгенофлуоресцентного спектрального анали- за. Наибольшее количество микрочастиц, таких как: частицы металлов, стекла, дерева, лакокрасочных покрытий, микроволокна, а также фрагмен- ты волос располагаются в области дна ран, непосредственно на поверхно- сти кости. Они описываются и под контролем стереомикроскопии изыма- ются на промежуточный носитель.

Однако подчас микрочастицы и микроследы внедряются в мягкие ткани и кость, поэтому их необходимо передать на лабораторное исследо- вание. Для этого изымают биологические препараты непосредственно из трупа в соответствии с Правилами судебно-медицинской экспертизы трупа (приложение № 1 к приказу № 407 от 10. 12.96 г.). В судебно-медицинской практике обычно отделяют кожные покровы от поверхности костей и пред- ставляют их в виде отдельных препаратов. Мы используем изъятие препа- рата (в основном свода черепа) единым комплексом: кожные покровы и другие мягкие ткани вместе с фрагментом кости. Этот метод позволяет изъять мягкие ткани и кость в состоянии топографического единства, и та- ким образом сохранить все многообразие микрочастиц в глубине повреж- дения без опасности их утраты и привнесения посторонних следов извне.

Судебно-медицинские эксперты медико-криминалистического отде- ления детально исследуют нативный препарат под стереомикроскопом, фиксируют все морфологические признаки, изымают по возможности, микрообъекты, а уже затем производят разделение мягких тканей и кости с последующей обработкой ее поверхности. При этом отдельно изымают и изучают надкостницу на предмет наличия микрочастиц. В ходе обработки

костного препарата уделяют особое внимание участкам контакта тупого твердого предмета с костью, которые бывают отчетливо различимы по по- вреждениям надкостницы. Такие следы, даже без переломов и трещин, промывают в щадящем режиме и не подвергают какой-либо механической обработке. Соблюдение этих условий необходимо не только для сохране- ния внедренных в кость микрочастиц, но и для предотвращения утраты объемных динамических микроследов трасс, возникающих от скольже- ния орудия по поверхности кости. Изъятые препараты (кость, кожа, надко- стница) в дальнейшем подвергаются комплексу медико- криминалистических методов исследования.

В нашей практике мы столкнулись с необходимостью осмотра и предполагаемого орудия травмы на предмет наличия микрочастиц. В ходе этого исследования, также с применением стереомикроскопа, выявляли фрагменты микроволокон и волос, которые затем изымали.

На всех описанных этапах судебно-медицинской экспертизы воз- можно выявление и изъятие микрочастиц на носитель, в качестве которого мы применяли предметное и покровное стекла, а для длительного хранения

пластиковые пробирки с крышкой. Микрообъекты передавали следовате-

лю по правилам выемки для дальнейшего назначения криминалистических экспертиз. Однако не во всех случаях удается отделить микрообъекты от биологических препаратов. Это касается, в основном, образования микро- следов, находящихся в тесной связи с объектом- носителем. В таких случа- ях необходимо производить исследование микрообъектов в рамках медико- криминалистической экспертизы.

Описанная последовательность оценки характера повреждений от действия тупых твердых предметов позволяет регистрировать объекты микроскопического характера, изымать их с целью проведения различных экспертиз и сравнительных исследований, а также проводить их изучение

непосредственно на биологических препаратах с применением комплекса традиционных и особых методов исследования.

Осуществление поиска и регистрации микрообъектов различной природы в повреждениях тела потерпевшего и на травмирующих предме- тах повышает результативность судебно-медицинской экспертизы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абрамов С.С. Идентификационные признаки в трасологии, их клас- сификация и значимость в процессе отождествления // Медико- криминалистическая идентификация. Настольная книга судебно- медицинского эксперта. Под общей редакцией В.В. Томилина. - М.: Изд. группа «Норма-Инфра М», 2000.-С.6-7.

2.Авдеев А.И. Судебно-медицинская экспертиза тупой травмы при па- дении на лестничном марше: Автореф. дис. … докт. мед. наук.- М., 2001.-

31с.

3.Айтмырзаев Б.Н. Судебно-медицинская идентификация тупых ме- таллических предметов по повреждениям головы на основе физико- технических методов исследования: Автореф. дис.... канд. мед. наук.- М., 1991.- 22 с.

4.Акбергенова К.А. Диагностическое значение механических повреж- дений волос при травме головы металлическими тупыми предметами: Ав- тореф. дис....канд. мед. наук.- М., 1992.-19 с.

5.Акопов В.И., Лозовский Б.В., Курышева А.Н. Выявление инородных частиц в мягких тканях ультразвуком и рентгенографией//Первый всесоюз. Съезд судебных медиков: Сб. науч. тр./ - Киев, 1976.- С.394-396.

6.Астахова Н.А., Козлова Л.Н., Пучков В.А., Федянина Н.В. Ассорти-

мент, назначение, основные физические, химические и механические свой- ства природных и искусственных волокон (пособие для экспертов).- М.:

ВНИИСЭ, 1977. - 179 с.

7.Афанасьева Л.И., Вртанесьян Э.В., Ганина И.А. и др.Текстильные волокна - источник розыскной и доказательственной информации: Основ- ные сведения об источниках микрообъектов текстильных волокон. Мето- дики криминалистического исследования волокон. Ч.2. -М.: Изд. ВНИИ МВД СССР, 1982.- с. 123 - 133.

8.Ашурбеков Т.Р. Электронно-микроскопические особенности строения кутикулы волос человека и некоторых домашних животных//Судебно- медицинская экспертиза. - 1982г.-N2.-С.38

9.Белый В.А., Свириденок А.И. Актуальные направления развития ис- следований в области трения и изнашивания//Трение и износ.-1987.-Т.8.-

1.- С. 5-24.

10.Барсегянц Л.О., Верещака М.Ф. Морфологические особенности во- лос человека в аспекте судебно-медицинской экспертизы. - М.: Медицина, 1982. - 215 c.

11.Барсегянц Л.О. Cудебно-медицинское исследование вещественных доказательств (кровь, выделения, волосы): Руководство для судебных ме-

диков. - М.: Медицина, 1999. - 272 c.

12.Бахметьев В.И., Плаксин В.О. Механизм дополнительной травмати- зации кости при повторных воздействиях тупыми предметами // Судебно- медицинская экспертиза. - 1993.- N3. - С. 12-15.

13.Бахметьев В.И. Диагностика механизмов микроразрушений костной ткани лабораторными методами исследования //Проблемы идентификации

втеории и практике судебной медицины. Материалы 4 Всероссийского съезда судебных медиков: Сб. науч. тр., ч. 1/ - Москва-Владимир, 1996.- С. 142-143.

14.Бахтиаров А.В. Рентгенофлуоресцентный анализ - универсальный метод экспертных исследований // Материалы рабочего совещания- семинара экспертов и специалистов по рентгеноспектральным методам ис- следования: Сб. науч. тр. - С-Петербург, 1998. - С. 17-19.

15.Бачинский В.Т. Значение структурно-морфологических свойств кос- тей свода черепа в судебно-медицинской оценке повреждений головы ту- пыми предметами: Автореф. дис.... канд. мед. наук. - М., 1988.-21с.

16.Бедрин Л.М., Загрядская А.П., Томилин В.В., Федоровцев А.Л. При-

менение принципов теории криминалистической идентификации при ис- следовании объектов судебно-медицинской экспертизы//Судебно- медицинская экспертиза.-1990.-N1.-С.3-6.

17.Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории - к практике.- М.: Юридическая литература, 1988.-304 с.

18.Беляева Л.Д., Пучков В.А., Чернов В.П. и др. Назначение и организа-

ция производства судебных экспертиз для установления факта контактного (механического) взаимодействия различного рода объектов (Методические рекомендации).- М., 1985.-52с.

19.Бернштейн М.Л., Займоловский В.А. Механические свойства метал-

лов. - М.: Металлургия, 1979.- 495 с.

20.Богонатов Б.Н., Гончар-Заикина Н.Г. Система костных каналов как основа ангиоархитектоники костей // Архив АГЭ.-1976.-N4.-С.53.

21.Бугуев Д.Т., Клевно В.А. Установление последовательности перело- мов ребер при травме тупыми предметами // Судебно-медицинская экспер-

тиза.-1979г.-N4.-С.22-23.

22.Буров С.А., Резников Б.Д. Рентгенология в судебной медицине. - Са-

ратов, 1975.

Соседние файлы в папке Судебная медицина