Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Сексология (доп.) / Секс_и_ранг_Древние_программы_современного_человека_Морозов_С_.pdf
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.67 Mб
Скачать

20. Группа: от Гомбе до Таи

Шимпанзе Таи, которых изучал Кристоф Бош, несколько превосходят шимпанзе Гомбе. Исходя из разницы в поведениях, можно построить еще один вариант эволюционной магистрали: от Таи до Гомбе. И на примере этого участка магистрали рассмотреть, как должна работать группа.

Один из основных критериев, которым пользуется Бош – это использование инструментальных средств.

Шимпанзе Гомбе используют 22 инструментов, шимпанзе Таи – 26 инструментов. (Здесь можно заметить, что бонобо, к поведении которых видит путь к человеческому началу Франс де Ваал, фактически не используют инструментов.) Бош видит причину разницы в том, что в Таи водятся леопарды, и потому группа должна быть лучше организована, чтобы защититься от этих хищников. Но нужно заметить, что основные враги шимпанзе – это люди и другие шимпанзе. Причину, почему в Таи шимпанзе лучше организованы и интеллектуальны, можно опустить. При рассмотрении пути человека по эволюционной магистрали важна разница, важен факт, что одна группа превосходит другую по нескольким параметрам. Потому что эта разница указывает на параметры человека.

Для того, чтобы группа была эффективной, она должна избегать лишних внутренних конфликтов. Задача группы – борьба за качество, поддержание вариабельности, обеспечение баланса качества и вариабельности. При выполнении этих задач конфликты неизбежны и более того, необходимы. Ценности требуют жертв. Другие конфликты группе не нужны. За тем, чтобы других конфликтов не было, следит альфа.

Дети не должны быть запуганы, но должны знать, что борьба присутствует. Дети должны учиться, но опять-таки нужным конфликтам, а не лишним. Дети должны играть на

104

пределе стресса – на пределе, чтобы развиться, чтобы быть достойными воинами, но без стресса – чтобы не возникало подавления.

Существование группы есть процесс поддержания множественных балансов. Измены должны быть, и наказания тоже должны быть. Самцы должны быть подавлены альфой – но не настолько, чтобы они разбежались в бою. Самки должны быть подавлены, чтобы у них было меньше конфликтов и чтобы они не проявляли агрессии к приходящим в группу другим самкам – но не настолько подавлены, чтобы они перестали заниматься сексом с другими членами группы.

Как заметил Бош, в конфликтах между группами самки обычно атакуют самок, самцы обычно атакуют самцов. У всех исследователей шимпанзе были отмечены случаи, когда самки сопровождали самцов в рейд на территорию противника. Это приводило к тому, что группа нападала и на самцов, и на самок. Но нападать на самок самцам не выгодно. Самка в группе охотников за черепами провоцирует самцов на неправильное поведение, и далее провоцирует неправильно поведение целой группы. Неправильное поведение группы может привести эту группу к поражению. Самцы шимпанзе, в том числе альфы, этого еще не поняли. Люди это поняли, и потому у людей правила достаточно строгие. Люди не берут женщин на охоту за черепами.

Поскольку правила у шимпанзе почти те же самые, что у людей, то и девиации у шимпанзе те же самые, что у людей. У шимпанзе Гомбе было больше случаев девиативного поведения – в том, смысле, что то поведение однозначно не работало в интересах группы.

105

Свободный выбор партнера

Почему-то принято считать, что Гудолл считает самок Гомбе бесправными. Хотя она же описывает их выбор: это и измены альфе, это и свадебные путешествия, когда пара уходит от группы. В отношении воли альфы самки, естественно, бесправны. Бош совершенно верно отмечает, что самки Таи имеют очень широкие возможности выбора, но этот выбор не реализуется открыто. Права альфы священны всегда. К правам самок Таи, которых не было у самок Гомбе, относятся возможность временного перехода в чужой род, возможность прихода в чужой род с детенышем, возможность убегать от альфасамца, при этом устроив гонки в вершинах деревьев и в результате заполучив желаемого избранника, возможность самок прерывать половой акт, если они считают партнера нежелательным. Да, так в самый ответственный момент самки срываются с члена и отбегают. Нужно заметить, что это поведение более человечно, потому что оно предоставляет больший свободу выбора партнера. На долю альф у шимпанзе Таи приходился меньший процент спариваний, порядка 50%, но это может быть связано с тем, что размер группы в Таи был больше, чем в Гомбе. У шимпанзе Гомбе принуждения самок к сексу были жестче, а возможностей избежать секса – меньше. Чем сильнее принуждение – тем меньше остается для свободного выбора.

Бош описывает еще одно поведение – когда две группы выстраиваются для боя, но не нападают, потому что силы равны, самки заходят за спины противников и занимаются с противниками сексом. Но эта вариация, это поведение слишком оригинально, слишком редко, слишком малоприменимо к человеку, чтобы встраивать его в ЭМ. Скорее всего, это поведение есть косвенный результат работы программ, т.е. явление культурное. Да, у шимпанзе тоже есть культуры. Например, к ним относится изготовление инструментов.

106

В Таи не было замечено свадебных путешествий. Что несколько ограничивает свободу выбора; возможно, что больший процент измен альфе и секс с противниками – это компенсация как раз за их отсутствие.

Можно отметить излишнее очеловечивание у Бош против недостаточного очеловечивания у Гудолл. Гудолл, например, не заметила у самок Гомбе оргазма. Хотя и де Ваал, и Бош, и другие исследователи без сомнений отмечали его наличие. Хотя возможно, что у самок Гомбе оргазм был очень слабо выраженный.

Например, после убийства самца из группы противника одна из самок оторвала и съела половые органы. Бош дает этому развернутое описание, придавая этому факту чуть ли не смысл ритуального каннибализма, но скорее всего, она съела то, что легко оторвалось, и не более того. Тем более почти такие же органы есть у мартышек, которых едят шимпанзе.

У Таи был возможен приход чужой самки с детенышем в группу противника. В Гомбе такой переход маловероятен, чужого детеныша отнимут и съедят, как это делают охотники за черепами с самками противника.

Принуждение к сексу

Гудолл: Совершенно очевидно, что самки предпочитают одних самцов другим; в той же степени существуют определенные самцы, которых самки активно избегают.

Принуждение к сексу прямо противоположно свободному выбору партнера. Но и у людей, и у обезьян одно не отменяет другого, а существует в сложном взаимодействии, работая скорее на взаимное усиление в пользу качества и вариабельности.

107

Гудолл предполагает, что самки всегда вынуждены подчиняться, хотя иногда могут и сбежать или найти защиту у других самцов. У нее описан случай, когда самец четыре раза жестко, с нанесением ранений атаковал самку, в результате она была вынуждена пойти с ним. Но из этого следует, что в самке был заложен отказ. Самка три раза требовала признания права на свой свободный выбор. Такое принуждение следует отнести чисто к девиационности группы Гомбе. Да, шимпанзе Гомбе в опасности, от которой никакие защитники природы не помогут.

Насилие – один из видов половой стратегии у шимпанзе. Но только потому, что шимпанзе не умеют говорить. Степени насилия к самкам своей группы и к самкам противника разные. Насилие над своими самками может разрушить мир в группе. Насилие хорошо для самца, но плохо для группы. Альфы автоматически пресекают насильственные действия. Самки в случае угрозы насилия бегут к альфам. Поэтому принуждение к сексу самок своей группы у шимпанзе обычно не выражается в физическом воздействии, а чисто демонстративно и рассчитано на психологическое подавление. Хотя когда альфы не было рядом, некоторые самцы в Гомбе применяли к самкам физическое воздействие.

Насилие в отношении к самкам противника – альтернатива нападению на них с причинением физического ущерба. В Гомбе самки противника подвергались жестким, часто смертельным атакам. Детеныши отнимались и убивались, часто съедались. Хотя отдельные самцы, находясь вне группы, захватывали самок для сексуального использования, это было похоже на принудительное свадебное путешествие.

ВТаи атаки на самок противника производились только

вслучаях, когда в группе атакующих была самка. Шансов, что отнимут и съедят детеныша, было гораздо меньше.

108

Более того, поймав самку, самцы принуждали ее к сексу, сопровождая это действие запугиванием и лаской попеременно. И пытались увести самку в свою группу, что, впрочем, им ни разу не удалось. Подобные захваты удавались самцам Гомбе. А к самцам противника отношение всегда и везде было одинаковым – только убивать.

У шимпанзе Таи другие правила ведения войны. Шимпанзе Гомбе как правило уничтожали всю группу противника, и бои происходили при каждой возможности. Шимпанзе Таи часто не атаковали самок. Это биологически правильно, потому что самки – это самый ценный ресурс. Секс с самками противника – очень выгодная эволюционная стратегия. Шимпанзе Гомбе пользовались этой стратегией редко.

Конфликты между самцами

Жесткая борьба за самок разрушает группу. С одной стороны, это борьба обязательна для поддержания качества, с другой стороны она должна быть ограничена и не лишать претендентов шансов на успех – иначе при конфликте с другой группой претенденты просто не придут на помощь. В данном случае нужно поддержание тонкого баланса.

Например, в Гомбе один из самцов после конфликта был вынужден «находиться в ссылке» на окраинах территории и не присоединялся к группе. По сути группой была потеряна боевая единица.

Конфликты между самками

Конфликты между самками в группе не нужны. Самки – не бойцы, им не нужно тренироваться. Им нужно выбирать партнеров и вынашивать и растить детей. Стрессов достаточно внешних – это и охотники за черепами, и львы, и леопарды, и люди.

109

Самцы должны подавлять агрессию самок, чтобы прибывшие в группу самки из других групп не уходили. Группе не выгодно, чтобы саамки возвращались в свои группы обратно.

В Гомбе наблюдался такой временный феномен, как возникновение женских банд-коалиций. Эти банды нападали на самок из своей группы, отнимали детенышей и съедали их. Естественно, когда самцы этого не видели.

Люди едят чужих, но как правило не едят своих. Есть своих – слишком энергозатратно. Каннибализм в группе совершенно не нужен – он создает совершенно невообразимый стресс и потребляет слишком много ресурсов.

Справедливость и совесть

Гудолл: Под руководством властного самца конфликты в группе стремятся к минимуму, поскольку он использует свое положение для предотвращения лишней борьбы среди своих подчиненных. Мотивы этого явления не совсем понятны. иногда это может быть чистое желание помочь слабым.

Справедливость – система отношений в группе. Насколько принятые в группе поведения эволюционно правильны, настолько же эволюционно верна система справедливости. А на принципах справедливости строятся человеческие общества.

Есть правила, которые можно нарушать. Но за нарушение правил полагаются наказания. Правила и нарушения правил создают систему биологического баланса для группы. Измены должны быть. Наказания тоже должны быть. Например, изменять альфе нельзя, но изменять надо.

Наказания имеют степени. Психическое воздействие – легкий удар – средний удар или укус – сильное физическое воздействие – воздействие с нанесением увечий. Есть и высшая мера наказания – смертная казнь.

110

Чтобы объяснить, кто имеет право на секс, альфа хватает подростка за ногу и раскручивает в воздухе. Альфа при этом старается не прокусить ему ногу. Но если подросток бросит вызов альфе, ему вполне могут откусить пару пальцев.

Шимпанзе очень внимательны к социальным отношениям. Если кто-то будет наказан чрезмерно или недостаточно, они это заметят, и это будет минус для альфы. Так возникает понятие справедливости.

Жестокость в плане чрезмерного наказания рассматривается как несправедливость. Неоправданная жестокость рассматривается как патология.

Люди не любят тех, кто на войне был излишне жесток даже с врагами. Люди подозревают, что те, кто совершал жестокости по отношению к врагам, может совершить жестокости по отношению к своим. Та же ситуация с животными – принято считать, что те, кто жестко обходится с животными, склонны жестоко обходиться и с людьми. В этом есть правда. Очень трудно быть по-разному агрессивным к своим и чужим.

Совершивший правонарушение некоторое время ждет наказания, пока об этом не забывает. Некоторым людям наказание необходимо, чтобы избавиться от стресса ожидания наказания. Это основная причина, почему женщины проговариваются об изменах. Альфы не чувствуют, что должны быть наказаны за измены, и потому об изменах не проговариваются. Из состояния, когда наказание должно произойти, но не происходит, появляется совесть.

Женщина может изменить, а потом злиться на альфу, что тот не принял меры – вроде бы поделился, хотя никаких мер уже принять нельзя. «Я изменила альфе, а он не реагирует! Безобразие!» Страх должен быть реализован, чтобы от него избавиться.

111