Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

5 курс / Госпитальная педиатрия / Атлас_редких_болезней_Педиатрия,_2016_г_

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
13.05 Mб
Скачать

Атлас редких болезней

 

Приблизительно в

возрасте

 

2–6 нед высыпания становятся похо-

 

жими на бородавки (стадия II), кото-

 

рые располагаются на тыльной сто-

 

роне кистей и стоп, вокруг ногтевых

 

пластин, на коже волосистой части

 

головы. С 6 мес или несколько позже

 

формируются гиперпигментирован-

 

ные пятна, имеющие форму «завих-

 

рений» (стадия III). У взрослых людей

 

могут образовываться линейные очаги

 

гипопигментации (стадия IV).

 

Кожные изменения на каждой ста-

 

дии синдрома Блоха–Сульцбергера

Мама двух дочерей с incontinentia pigmenti:

располагаются вдоль линий Блашко,

IV стадия

соответствующих путям

миграции

 

клеток кожи во время эмбриогенеза.

Эти линии имеют форму букв «S», «V» и спиралей, они проходят в поперечном направлении на туловище и в продольном — на конечностях. В отличие от дерматомов линии Блашко не соответствуют зонам иннервации.

Другие проявления синдрома — алопеция, дистрофические изменения ногтей. Зубы. В 80% случаев — гиподонтия, аномалии формы зубов.

Глаза. В 40% случаев — косоглазие, катаракта, атрофия зрительного нерва, микрофтальмия, отслойка сетчатки, слепота.

Нервная система. Около 30% пациентов с синдромом недержания пигмента имеют неврологические проявления, такие как судороги, умственная отсталость, гемипарезы, энцефалопатия.

Диагностика

Для подтверждения диагноза должно проводиться генетическое исследование. Единственный ген, мутации в котором ассоциируются с синдромом недержания пигмента,— ген IKBKG (NEMO), расположенный на хромосоме Хq28.

А

Б

В

А, Б. Девочка с динамикой кожного процесса incontinentia pigmenti I и II стадии. В. Неполный ряд зубов, дистрофия зубов, диастема

200

Недержание пигмента

Дифференциальный диагноз:

на первой стадии:

буллезное импетиго;

простой герпес;

ветряная оспа;

гистиоцитоз из клеток Лангерганса;

герпетиформный дерматит;

буллезный эпидермолиз;

буллезный мастоцитоз.

На второй стадии:

обыкновенные бородавки;

линейные эпидермальные невусы;

синдром Гольтца.

на третьей стадии:

линейный и завитой невоидный гипермеланоз;

Х-сцепленная доминантная точечная хондродисплазия.

Лечение. Кожные проявления синдрома недержания пигмента обычно не требуют лечения. Есть данные, что местные глюкокортикостероиды и такролимус уменьшают длительность воспалительной (I) фазы болезни. При присоединении вторичной бактериальной инфекции кожи может потребоваться антибактериальная терапия. В случае развития судорог назначается противосудорожная терапия. Ребенок должен регулярно осматриваться офтальмологом для своевременной коррекции возможных осложнений со стороны глаз.

Прогноз. Обычно прогноз хороший. Менее хороший прогноз у детей с судорогами, особенно возникшими в первые недели жизни: такие дети обычно отстают в развитии. Выраженность кожных проявлений и степень эозинофилии не коррелируют с выраженностью внекожных проявлений и не влияют на прогноз.

Клинический пример

Девочка 5 лет. В первые дни после рождения у ребенка появилась макуловезикулярная сыпь. Девочка наблюдалась с диагнозом «Атопический дерматит», однако ни коррекция диеты, ни лекарственная терапия положительного эффекта не давали. Приблизительно с возраста 6 мес на месте высыпаний сформировались очаги гиперпигментации, которые сохраняются по настоящее время и имеют очень необычный вид. В возрасте 6 лет у девочки появились клонические судороги с подергиванием левых конечностей.

У матери этого ребенка имеются единичные очаги гиперпигментации, имеющие похожий вид. Младший брат девочки здоров.

На рис. представлены множественные участки гиперпигментации на коже пациентки: линейные, с «завихрениями», по типу «брызг грязи».

201

Атлас редких болезней

Внешний вид пациентки: отмечаются множественные участки гиперпигментации: линейные, с «завихрениями», по типу «брызг грязи»

Список рекомендованной литературы

1.Ehrenreich M., Tarlow M. M., Godlewska-Janusz E., Schwartz R. A. Incontinentia pigmenti (Bloch-Sulzberger syndrome): a systemic disorder. Cutis. 2007 May; 79 (5): 355–62. Review.

2.Jessup C.J., Morgan S.C., Cohen L.M., Viders D.E. Incontinentia pigmenti: treatment of IP with topical tacrolimus. J Drugs Dermatol. 2009 Oct; 8 (10): 944–6.

3. Kaya T. I., Tursen U., Ikizoglu G. Therapeutic use of topical corticosteroids in the vesiculobullous lesions of incontinentia pigmenti. Clin Exp Dermatol. 2009 Dec; 34 (8): e611–3.

4.Minic S., Trpinac D., Obradovic M. Systematic review of central nervous system anomalies in incontinentia pigmenti. Orphanet J Rare Dis. 2013 Feb 13; 8: 25. Doi: 10.1186/1750-1172-8-25.

5.Scheuerle A., Ursini M.V. Incontinentia Pigmenti. 2010. Gene Reviews: http://www. ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK1472/

6.Stavrianeas N. G., Kakepis M. E. Incontinentia Pigmenti. Orphanet Encyclopedia. 2004 Apr.

202

НЕСОВЕРШЕННЫЙ ОСТЕОГЕНЕЗ

(OSTEOGENESIS IMPERFECTA)

МКБ-10: Q78.0; ОМIМ 166200

Определение. Несовершенный остеогенез — клинически гетерогенное наследственное заболевание соединительной ткани, причина которой связана либо с недостаточным синтезом коллагена (его дефицитом), либо с дефектом строения (нарушением его первичной структуры).

Синонимы: несовершенное костеобразование, болезнь Лобштейна–Вролика, болезнь «хрустального человека», болезнь хрупких костей.

Эпидемиология. Частота выявления несовершенного остеогенеза при рождении — около 6–7 случаев на 100000. Однако, частота возникновения и распространенности болезни различается в зависимости от типа. Несовершенный остеогенез I и IV типа составляет половину всех случаев болезни. Для I типа встречаемость составляет 3–4, для II и III типа — 1–2 на 100000 населения. По оценке специалистов, на территории США распространенность патологии достигает 25000–50000 человек.

Встречается с одинаковой частотой у мужчин и женщин разных расовых и этнических групп.

Тип наследования: возможны ауто- сомно-доминантный (I, II, IV), ауто- сомно-рецессивный (III, VII и VIII) типы наследования. Чаще всего возникают мутации de novo.

Этиология, патогенез. Генетическим дефектом в 90% случаях заболевания являются мутации в двух генах коллагена I типа, кодирующих —1- (COL1A1) и 2-цепи (COL1A2). Изучено более 1500 доминантных мутаций, приводящих к патологии (http://www.le.ac.uk/genetics/collagen/). У некоторых пациентов не наблюдалось генетических дефектов в генах COL1A1 и COL1A2 и не отмечалось доминантного характера наследования. В 2006 г. впервые была выявлена аутосомно-рецессивная мутация, описанная у ребенка со II типом заболевания,— CRTAP-мутация. В дальнейшем обнаружено еще 14 различных мутаций,

Внешний вид больной до операции.

Оси верхних и нижних конечностей неправильные. Ребенок самостоятельно не стоит

203

Атлас редких болезней

А

Б

В

А–В. Многоплоскостные деформации нижних конечностей, выраженный остеопороз

А

Б

В

Г

А–Г. Внешний вид и рентгенограммы после операции: оси нижних конечностей правильные. Ребенок вертикализирован. Остеосинтез стабилен

204

Интраоперационно: фиксация позвоночника на уровне Th3-Th5, сагиттальный профиль грудного отдела позвоночника сформирован
Внешний вид: компрессионный перелом Th5 позвонка, вынужденное положение больной

Несовершенный остеогенез

в результате чего выявлено, что заболевание развивается не только вследствие изменения строения и количественного недостатка коллагена, но также из-за сбоя его посттрансляционной модификации и последующего нарушения синтеза соединений, участвующих в процессе метаболизма костей.

Классификация

В 1979 г. была предложена классификация несовершенного остеогенеза, основанная на клинических и рентгенологических данных 180 обследованных в Австралии пациентов. Было выделено 4 типа болезни, а в 2009 г. добавлен 5-й.

I тип: аутосомно-доминантный тип наследования; характеризуется средней степенью тяжести заболевания, наличием у пациента голубых склер;

II тип (перинатально-летальный; на основе рентгенологических данных выделены субтипы 2A, 2B, 2C): наблюдаются крайне тяжелые деформации и укорочения конечностей, которые можно увидеть в антенатальном периоде; часто заканчивается летальным исходом вследствие респираторных осложнений;

III тип (прогрессивный деформирующий): характеризуется значительными деформациями костей, тяжелым сколиозом;

IV тип: аутосомно-доминантный тип наследования; характеризуется нормальными склерами; в отличие от других типов наблюдается большая гетерогенность симптомов болезни;

V тип: в большинстве случаев аутосомно-доми- нантный тип наследования, но не связанный с мутацией в генах COL1A1 и COL1A2; фенотипически отличается образованием гиперпластических костных мозолей.

Генетическая природа V типа оставалась неясной

до 2012 г., когда в двух независимых публикациях была описана точечная гетерозиготная мутация в c.-14C>T в области 5’ нетранслируемого региона гена, кодирующего IFITM5 (interferon induced transmembrane protein 5), также называемый BRIL (bonerestricted ifitm-like protein), который участвует в формировании остеобластов.

Ребенок вертикализирован на 7-е сут после операции

205

Атлас редких болезней

Пациентка М., 8 лет. Диагноз «Несовершенный остеогенез IV типа»

Пациенты К. (сестра и брат), 15 и 14 лет,

Пациентка Л., 7 лет, диагноз «Несовершенный

несовершенный остеогенез, рецессивный тип

остеогенез, III тип»

Клинические проявления

Несовершенный остеогенез отличается широким спектром клинических проявлений, которые, как правило, включают в себя снижение прочности костной ткани и, соответственно, частые переломы, а также формирование вторичных многоплоскостных костных деформаций. Другие клинические симптомы, такие как низкий рост, голубые склеры, несовершенный дентиногенез и прогрессирующая потеря слуха, встречаются в зависимости от типа и степени тяжести заболевания. Некоторые симптомы с возрастом и не обнаруживаются у новорожденного или ребенка младшего возраста. После рождения переломы возникают по самым разным причинам — при пеленании, перекладывании ребенка, а у детей старшего возраста — при попытке встать на ноги, сесть и даже спонтанно. Переломы у детей с несовершенным остеогенезом чаще происходят под углом и сопровождаются такими характерными признаками, как резкая боль, отек, крепитация, что отрицательно сказывается в том числе на мотивации детей к вертикализации и ходьбе.

Характерной рентгенологической картиной для V типа несовершенного остеогенеза является образование гипертрофических костных мозолей (по типу псевдосарком) в месте переломов костей и оперативных вмешательств на костях, оссификация межкостной мембраны костей предплечья, метафизарные рент-

206

Несовершенный остеогенез

генплотные полосы, вывих или подвывих головки лучевой кости при отсутствии изменения цвета склер и несовершенного дентиногенеза.

Дифференциальный диагноз

Характерная клиническая картина и наследственные данные позволяют поставить диагноз при рождении в подавляющем большинстве случаев.

Удетей младшего возраста:

недостаточная минерализация костей недоношенных;

рахит;

врожденный множественный артрогриппоз;

синдром Брука;

синдром остеопороза-псевдоглиомы;

гипофосфатазия.

Удетей старшего возраста:

муколипидоз II типа;

идиопатический ювенильный остеопороз;

 

Рентгенография

синдром Элерса–Данло;

бедренной кости.

ятрогенные причины остеопороза.

Метафизарные

 

 

рентгеноплотные

 

Лечение

полосы указаны

 

вертикальными

 

Медикаментозная терапия

 

стрелками,

 

Ведение детей (взрослых) должно быть междисципли-

псевдосаркома —

нарным: пациент осматривается генетиком, эндокриноло-

горизонтальными

гом, неврологом, ортопедом, оториноларингологом (сурдологом), а также специалистами-реабилитологами.

В настоящее время не существует общепринятых методов лечения заболевания, однако главной целью является предотвращение дальнейшей потери костной ткани.

За последние 15 лет широкого применения бисфосфонатов подобная терапия стала считаться стандартом. Бисфосфонаты — средства с наиболее доказанной эффективностью, что подтверждается их включением в качестве средств первой линии в международные и национальные рекомендации и руководства по лечению остеопороза. Механизм действия бисфосфонатов можно представить следующим образом:

физико-химическое связывание с гидроксиапатитом (неорганическая — минеральная — часть костной ткани) на резорбтивной поверхности;

прямое действие на остеокласты, приводящее к нарушению их образования, метаболизма и функциональной активности, индукции их апоптоза и, как следствие, подавлению костной резорбции;

стимуляция образования новой кости.

Рентгенологически циклы памидроновой кислоты оставляют плотные скле-

ротические полосы на метафизах длинных трубчатых костей, что позволяет сосчитать количество проведенных курсов лечения.

207

Атлас редких болезней

Хирургическое лечение

Основной целью хирургического вмешательства является максимально быстрая вертикализация больных после консолидации перелома, что дает детям возможность приобрести и не потерять навыки самостоятельной ходьбы. Но вертикализация возможна только в том случае, если оси конечностей правильные, иначе в 100% случаев возникают последующие переломы на вершине деформации. Среди современных способов исправления деформаций применяются интрамедуллярные телескопические стержни, которые способны обеспечить длительную профилактику патологических переломов и раннюю вертикализацию больных после операции. При переломе позвонков оптимальным методом фиксации, обеспечивающим раннюю активизацию ребенка, является задняя фиксация позвоночного столба современными металлоконструкциями.

Реабилитация

Учитывая, что эффективность лечения несовершенного остеогенеза в равной степени зависит как от своевременной диагностики и начала медикаментозного и хирургического лечения, так и от реабилитационных мероприятий, крайне важным моментом является грамотный и индивидуальный подбор восстановительной программы для каждого ребенка или взрослого.

Клинический пример

Мальчик И., возраст 7 лет 11 мес (наблюдается в НЦЗД с 2013 г).

Из анамнеза: ребенок от 1-й беременности, которая протекала физиологически, от 1-х родов в срок. На первом году жизни психомоторное развитие соответствовало возрасту.

Первый перелом (нижней трети левой плечевой кости) вследствие травмы с несоответствующей силой наблюдался в возрасте 10 мес жизни. Следующий

 

 

 

 

 

эпизод — перелом средней трети левой

 

 

 

 

 

бедренной кости — последовал в возрас-

 

 

 

 

 

те 1 года, когда ребенок встал на ноги.

 

 

 

 

 

В дальнейшем в течение 4 мес произош-

 

 

 

 

 

ли еще 4 перелома костей различных

 

 

 

 

 

сегментов конечностей со смещениями.

 

 

 

 

 

Учитывая повторные переломы костей

 

 

 

 

 

конечностей, был

выставлен диагноз

 

 

 

 

 

несовершенного остеогенеза.

А

 

Б

 

В

С 1,5 до 4-летнего возраста отмеча-

 

 

лось 10 переломов, в большинстве слу-

 

 

 

 

 

А–В. Пациент в возрасте 6 лет (апрель, 2012).

чаев длинных трубчатых костей (пере-

Перелом верхней трети левого бедра вследствие

ломы бедренных

костей, плечевых,

катания на велосипеде (без падения).

ключицы, предплечья), вследствие травм

Рентгенография левой бедренной кости в прямой

проекции: А — остеосинтез TEN (апрель, 2012);

с несоответствующей силой. Ребенок

Б — май, 2012; В — июнь, 2012. На всех

неоднократно поступал на стационар-

рентгенограммах наблюдается уже

 

ное лечение в травматологические отде-

сформированная гиперпластическая костная

ления, несколько раз проводили метал-

мозоль в нижней трети левой бедренной кости

в результате старых переломов

 

лоостеосинтез с использованием спиц

208

Несовершенный остеогенез

и технологии TEN (titanium elastic nails).

 

 

 

 

 

 

Учитывая такие характерные рентге-

 

 

 

нологические изменения, как разрас-

 

 

 

тание костной массы в местах быв-

 

 

 

ших надломов, предположен диагноз:

 

 

 

«Несовершенный остеогенез, V тип».

 

 

 

В возрасте 4 лет была назначена

 

 

 

бисфосфонатная терапия препаратом

 

 

 

памидроновой кислоты

(Помегара)

 

 

 

в дозе 0,5 мг/кг в сут

внутривенно

 

 

 

в течение 3 последовательных дней.

 

 

 

Через 6 мес от начала терапии произо-

 

 

 

шел очередной перелом левой бедрен-

 

 

 

ной кости в средней трети со смещени-

 

 

 

ем и перелом в средней трети правого

 

 

 

предплечья вследствие падения с высо-

 

 

 

ты своего роста. Продолжена терапия

 

 

 

памидроновой кислотой каждые 4 мес

А

 

Б

(проведено 6 введений; последнее —

 

 

 

 

А, Б. Рентгенография левого бедра в прямой (А) и

март, 2013), на фоне которой отмеча-

боковой (Б) проекциях

 

лось увеличение плотности костной

 

 

 

 

ткани, но исключительно в связи с ее

 

 

 

замещением гипертрофической костной мозолью.

 

Последний эпизод — закрытый перелом левой бедренной кости в нижней трети без смещения — произошел в феврале 2013 г., после которого ребенок само-

стоятельно не ходит. В результате повторных переломов

 

развилась значительная деформация оси левой бедренной

 

кости. В течение последнего года ребенок занимается плава-

 

нием (2 раза в нед).

 

При поступлении в НЦЗД общее состояние расценено

 

как средней степени тяжести. Физическое развитие соот-

 

ветствует возрасту: вес 35 кг (97-й перцентиль), рост 126 см

 

(50-й перцентиль). SDS (рост) 0,199. ИМТ 22. Положение —

 

вынужденное за счет деформации левой бедренной кости;

 

самостоятельное передвижение затруднено. Грудная клетка

 

нормальной конфигурации.

 

Верхние конечности: справа варусная деформация пра-

 

вого предплечья. Объем движения в суставах: сгибание

 

локтевого сустава до 70°, разгибание до 160°. Ограничение

 

супинации/пронации. Слева варусная деформация предпле-

 

чья. Ограничения движений в суставах нет.

 

Нижние конечности: многоплоскостная деформация

 

левого бедра (саблевидная, варусная, ротационная). Левая

 

нижняя конечность находится в положении наружной

Внешний осмотр

ротации. Объем движения в суставах: сгибание коленно-

нижних конечностей:

го сустава до 60°, разгибание до 150°. Укорочение левой

увеличенное в объеме

нижней конечности на 4,0 см. Ограничение приведения

левое бедро

209