Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
36.18 Кб
Скачать

Патогенез во время Очагово-обусловленных заболеваний полости рта:

Под очагом инфекции следует понимать локализованное хроническое воспаление, возможно подвергавшееся медикаментозному воздействию, но способное вызвать либо обусловить патологическую реакцию организма или поражение отдельных органов и систем.

Вопрос о соотношении местного и общего имеет в практической медицине большое значение. Нередко решение этого вопроса определяет весь объем лечебно-профилактических мероприятий. Очаг инфекции - это не только скопление микроорганизмов, продуктов их жизнедеятельности и распада тканевых элементов, которые являются антигенами, но и постоянно рефлекторно действующий фактор раздражения нервных рецепторов. Очаговая инфекция может вызвать особый тип реакции организма - острый или хронический сепсис. Продолжительность септической реакции составляет от нескольких часов (молниеносная форма) и дней (острый сепсис) до многих месяцев и даже лет (хронический сепсис).

В зависимости от локализации первичного очага инфекции выделяют сепсис одонтогенный, отогенный, тон-зиллярный, урогенный, пупочный, раневой и т.д. Нередко специалисты не могут указать не только входные ворота инфекции, но и первичный очаг, послуживший причиной септической реакции. Связь между местным очагом и общей реактивностью организма иногда остается трудно диагностируемой и часто недоказанной.

Изменения реактивности организма при очаговой инфекции  в настоящее время большинство клиницистов связывают с определенными иммунологическими сдвигами. Длительное существование локального очага инфекции (в печени, почках, кишечнике, зубах, пародонте, миндалинах, околоносовых пазухах и других органах и тканях) сопровождается повышением чувствительности организма - сенсибилизацией - к действию того или иного раздражителя.

Учение о ротовом сепсисе явилось решающим этапом в становлении стоматологии как важной клинической дисциплины. Были выявлены новые этиологические факторы и раскрыты патогенетические механизмы, которые послужили толчком к пересмотру существующих методов лечения зубов и отношения к зубам с очагом хронического воспаления.

В конце XIX в. появились сообщения о том, что после удаления разрушенных зубов наступало выздоровление при некоторых общих заболеваниях. Английский терапевт Hunter в 1911 г. опубликовал данные об излечении больных анемией после удаления депульпированных зубов. Это послужило поводом к развитию учения о ротовом сепсисе.

В начале XX в. американские авторы Rosenow и Bielind создали теорию, согласно которой из очага инфекции микроорганизмы попадают в рот или иной орган и вызывают его поражение. На этом основании они утверждают, что каждый депульпированный зуб является неизбежным источником сепсиса а поэтому его нужно обязательно удалять. Упрощенный механизм поступления бактерий из одонтоген-ных очагов в другие органы вызвал сомнения, и теория ротового сепсиса американских ученых была подвергнута     серьезной     критике     учеными многих стран, в том числе отечественными стоматологами. Работы отечественных ученых Я.С.Пеккера, С.С.Стериопуло, М.М. Присел кова, И.Г.Лукомского, Д.А.Энтина позволили обосновать новые представления о механизме возможного влияния стоматогенных локальных очагов, основу которых составило учение об иммунитете, роли нервной системы и явлениях первичной сенсибилизации. Установлено, что ко времени формирования периапикальных «очагов» корневые каналы всегда инфицированы, а микрофлора почти всегда состоит из облигатных анаэробов, включая бактероиды, фузобактерии и некоторые грамположительные палочки. В глубине корневых каналов имеется достаточно питательных для микроорганизмов веществ, поступающих из некротизированной ткани пульпы и сыворотки крови, что создает анаэробные условия для их развития. По мнению Sundquvist, в полости рта более 500 видов микроорганизмов, но только немногие из них постоянно выявляются в корневых каналах.

Микробы и продукты их жизнедеятельности могут попадать в кровь и лимфатическую систему из периапи-кальной области. Это может привести к возникновению актиномикоза, бактериемии, септицемии, септического шока, флегмоны глазницы, остеомиелита, тромбоза кавернозного синуса, абсцесса головного мозга, медиастинита, парестезии, очаговым и другим заболеваниям, которые сопровождаются тяжелым состоянием, а иногда являются причиной смерти пациентов. Только благодаря применению антибиотиков количество этих неблагоприятных осложнений не увеличивается.

После различных стоматологических манипуляций, например удаления зуба или эндодонтического лечения, бактерии могут попадать в кровь. Бактериемия может возникать даже в результате акта жевания или чистки зубов. По данным Morse, из полости рта в кровь проникают лбые микроорганизмы. Раньше наиболее часто обнаруживали а-гемолитические стрептококки, а в последнее время в строгих анаэробных условиях все чаще стали выделять Bacteroides melaninogenicus. Эти микроорганизмы обладают большой способностью проникать в вены. При инфекциях такого типа есть опасность септической  эмболии.

У пациентов с ревматическими атаками в анамнезе, шумами в сердце или пролапсом митрального клапана, по данным packett, поражены клапаны сердца. Как утверждает McGowan, находящиеся в крови бактерии могут оседать на пораженных клапанах и вызывать тяжелый инфекционный эндокардит.

Baumgartner и другие авторы установили, что у здоровых людей бактерии исчезают из крови в течение 10 мин за счет механизмов иммунологической защиты. Как указывает Morse, вследствие воздействия химических веществ (например, алкоголя, кортикостероидов, иммунодепрессантов, стимуляторов, наркотиков), при соматических заболеваниях, дегидратации, недостатке витаминов, недоедании, недосыпании и общем упадке сил нормальные иммунологические механизмы защиты могут ослабнуть или отсутствовать. Врач-стоматолог должен знать о возможности появления серьезных осложнений у пациентов, имеющих стоматогенный очаг воспаления, особенно если есть подозрение на снижение у них иммунологической защиты.

Признание важной роли стоматогенных очагов воспаления в развитии заболеваний организма имеет большое практическое значение, так как нередко ликвидация очага поражения приводит к исчезновению нарушений в органах и системах, удаленных от него. В связи с этим очаги поражения, находящиеся в полости рта, следует рассматривать не только как местное заболевание, но и как источник аутоинфекции и аутоинтоксикации всего организма.

При определении очага хронического сепсиса используют различные термины: «очаг хронического воспаления», «хронический очаг инфекции», «очаг дремлющей инфекции», «одонтогенный очаг», «стоматоген-ный очаг» и др. Наиболее приемлемым считают термин «стоматогенный очаг», который подчеркивает его локализацию и связь со стоматологическими  заболеваниями.

Стоматогенный очаг - понятие собирательное, включающее различные локализованные хронические воспалительные заболевания органов и тканей полости рта.

Патогенное действие стоматогенного очага связано как с тем, что он является источником гетеро- (микробной, лекарственной) и аутоантигенной персистенции, так и с его угнетающим влиянием на иммунную систему. Вследствие этого одонтогенный очаг обусловливает развитие ревматизма, нефрита, миокардита, ревматоидного артрита, узелкового периартериита, системной красной волчанки, возникновение иммунных комплексов. Некоторые очаги в полости рта могут быть источником лекарственной сенсибилизации организма, приводящей к появлению аллергических реакций на депонированное лекарственное вещество в виде корневой пломбы. Развивающиеся при этом аллергические реакции замедленного типа проявляются в виде вас-кулитов и эритем, уртикарий, капил-ляритов, ангионевротического отека Квинке, артериитов, периартериитов, флебитов, тромбофлебитов, лимфангитов. Очаг в полости рта может способствовать развитию бронхитов, приступов бронхиальной астмы, артралгий, артериальной гипертензии, поражений системы крови.

По данным Г.Д.Овруцкого и его учеников, патогенное действие очага в полости рта в немалой степени реализуется через угнетение факторов неспецифической защиты организма. С.И.Черкашин и Н.С.Рубас изучали состояние    иммунологической    реактивности у лиц с хроническим гранулирующим и гранулематозным периодонтитом и выявили у них нарушения клеточного и гуморального иммунитета.

Среди очагов аутосенсибилизации в полости рта основными являются хронический тонзиллит, хронический периодонтит и пульпит, пародонтит.

Многие авторы признают воспалительные заболевания пародонта как возможную и реальную причину хрониосептического состояния организма. Они считают их более опасными, чем воспалительный очаг у верхушки корня. Несомненно, к очагам в полости рта можно отнести неудаленные околокорневые кисты, хронический остеомиелит челюсти, хронические воспалительные процессы слюнных желез, одонтогенный и риногенный гайморит, одонтогенную подкожную гранулему, воспаление язычной миндалины и осложненные хроническим воспалением полуретинированные зубы.

Соседние файлы в папке Общая хирургия и оперативная хирургия