Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
72.44 Кб
Скачать

Модель формирования долговременной памяти (Анохин к.В., 1997):

Существуют гены, экспрессия которых зафиксирована в момент появления новизны для организма

Эксперимент, в котором оценивалась экспрессия генов: мышки должны были запрыгивать на полочку в камере в ответ на вкл света, чтоб не получить удар током по лапкам, который исходит от электродов на полу (классический условный рефлекс Павлова)

Активация кальцием внутриклеточных протеинкиназ (кальций-кальмодулинзависимые киназы – СаМКII, цАМФ-зависимая протеин-киназа и др.) вызывает фосфорилирование белков-регуляторов экспрессии генов ДНК - ранних генов (c-fos и с-jun);

Активация генов приводит к синтезу белков-регуляторов FOS и JUN;

Экспрессия поздних генов – синтез морфорегуляторных белков;

Рост и изменение клеточных связей в мозге (дендритные шипики, дополнительные синапсы и т.п.) – формирование долговременных энграмм.

Экспрессия ранних генов возникает на ранних этапах обучения в ответ на новизну и с автоматизацией исчезает. Чем труднее идет обучение, тем сильнее выражена их экспрессия («Генные потенциалы»).

При воспоминании экспрессия ранних генов возобновляется! Если заблокировать синтез белка в этот период, то можно стереть то, что было в долговременной памяти.

Локализация следов памяти

Энграммой называют те изменения, что происходят с мозгом в момент запоминания. Другими словами, энграмма – это след памяти. Вполне естественно, что понимание природы энграмм воспринимается всеми исследователями как ключевая задача в изучении природы мышления.

Гипотеза о существовании центра памяти. Одним из первых ученых, предпринявшим исследования в этом направлении в конце 20-х годов, был Лэшли. Он посвятил значительную часть своей жизни попыткам найти такой участок мозга, который можно было бы рассматривать как центр памяти. Однако в итоге своих экспериментов, в которых он разрушал различные участки мозга у сотен крыс, он в начале 60-х годов пришел к выводу, что даже удаление 15-20% мозгового вещества не приводит к утрате следов, приобретенных в процессе научения. Ему пришлось заключить, что эти следы диффузно распределены в централь­ной нервной системе - любой приобретенной информации соответствует не единичная энграмма, а бесчисленное множество таких энграмм, разбросанных во многих отделах мозга.

В конце 50-х годов исследователь из Монреальского института неврологии У. Пенфилд сделал интересные наблюдения над больными, которым производились хирургические операции на головном мозге. Он обнаружил, что если в большинстве случаев при раздражении различных отделов коры возникают в основном простые слуховые или зрительные ощущения, то при воздействии на некоторые участки могут всплывать воспоминания, иногда очень сложные. Обыкновенно это были воспоми­нания о таких прошлых событиях, которые больной, казалось, давно забыл; по окончании операции эти события оставались в памяти.

С другой стороны, целый ряд наблюдений привел к предположению о том, что «центром памяти» у человека может быть гиппокамп - обра­зование, принадлежащее к лимбической системе и расположенное в ви­сочной доле мозга. Оказалось, что после двустороннего удаления гиппокампа новая информация не могла у больных закрепляться в долговре­менной памяти. Таким образом, у больных возникала антероградная амнезия, т. е. память о событиях, происходивших до операции, сохраня­лась, но консолидация новых следов, формирующихся в кратковремен­ной памяти, становилась невозможной. Видимо, как отмечает Хебб (Hebb, 1974), гиппокамп - важный, но не единственный участок мозга, имеющий отношение к памяти. Это означает также, что подкорковые области, и в частности лимбическая система, ответственная за аффектив­ную и мотивационную активацию, в значительной степени участвуют в процессе закрепления следов памяти.