Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

5 курс / Инфекционные болезни / Доп. материалы / Кишечные_нематодозы_свиней_Гудименко_И_И_1981

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.7 Mб
Скачать

по различным причинам не поддерживается необходимый зоогигиенический режим и надлежащ ее санитарное со­ стояние. Нерегулярная уборка навоза, повышенные влага и температура в помещениях способствуют рас­ пространению инвазии.

На роль свинарников в заражении животных аскари­ дами указывают многие авторы (О. В. Теплов, 1964; К. И. Абуладзе, С. И. Никольский, Н. А. Колабский, И. В. Демидов и др., 1975).

Неполноценное кормление, пло.хое качество кормов, недостаток в кормах микроэлементов, витаминов А, В и других наряду со снижением защитных сил организма приводят к некоторому извращению аппетита у ж и ­ вотных. Поросята-сосуны отыскивают и жадно поедают кусочки земли, оказавшиеся на полу в станках, грязь, оставшуюся на конечностях и на теле свиноматок, воз­

вратившихся с прогулок,

а такж е занесенную

в свинар­

ники обслуживающим

персоналом вместе

с обувью,

предметами ухода и транспортом. Находясь на выгуль­ ных двориках или в лагерях, поросята, как правило, энергично роют и поедают землю, загрязненную навозом, заглатывая при этом инвазионные яйца. И тогда может наступить массовое заражение их гельминтами.

Установлено, что нарастание аскаридозной инвазии в свиноводческих хозяйствах происходит главным обра­ зом до 6-месячного возраста, затем удерживается почти

на

одинаковом уровне и только у животных

старше

8

мес. наблюдается

некоторая тенденция к снижению.

 

М. В. Якубовский

(1977i) сообщает, что при

проведе­

нии опытов по изучению аитгельминтной эффективности некоторых препаратов на свинофермах хозяйств Минской области зараженность аскаридами поросят в 2-месячном возрасте достигала 13,3, в 3-месячном — 71,1 и в воз­ расте 4 мес.— 81,2 %.

Примерно такие же данные получены намн при об­ следовании более 7 тыс. голов молодняка 2—4-месячного возраста и взрослых свиней в 73 хозяйствах 18 районов

разных

зон республики в 1968— 1974 гг.

Что

касается

групп

св1П1ей 4— 8-месячиого возраста, то

по

результа­

там исследований зараженность их достигает 62—70 Такой высокий процент можно объяснить недостаточной изученностью источников и путей передачи аскаридозной инвазии.

Уменьшение заражения свиней аскаридами с у в е л и ­

10

чением их возраста объясняется приобретением воз­ растного иммунитета, в связи с чем резко снижается вероятность реинвазни этих животных.

Яйца аскарид обладают очень высокой устойчивостью к воздействию химических и физических факторов. Н а ­ пример, в 5 % -пом растворе карболовой кислоты они могут сохранять жизнеслособность до 30 ч, в 1%-ном растворе иода — 26 часов. 2%-пый раствор едкого натра, 10 %-нын раствор хлорной извести, 3 %-ный раствор креолина п даж е 15 %-ные растворы серной и азотной кислот не вызывают гибели яиц.

Негашеная известь, применяемая в помещениях или на территории свиноферм, губительно действует на яйца аскарид. 5— 10 %-ные растворы лизола убивают яйца аскарид только при экспозиции не менее 7 суток.

Зимой, прп температуре минус 26—27 °С, яйца аска­ рид не погибают, и с наступлением тепла в них разви­ ваются личинки. При воздействии прямых солнечных лучей с экспозицией 2—7 ч яйца аскарид гибнут на всех стадиях развития. Высушивание и температура 36—37 °С также оказывают отрицательное действие на развитие зародышей в яйцах аскарид.

Высокая устойчивость яиц аскарид обеспечивается наличием многослойности и непроницаемости их обо­ лочек.

Патогенез. Аскариды оказывают весьма вредное воз­ действие на организм свиней на всех стадиях своего раз ­ вития и пребы{зания в нем. Уже с момента заражения вышедшие из яиц личинки аскарид механически травми­ руют слизистую кишечника' и вместе с этим открывают пути бактериям и вирусам для проникновения их из просвета кишечника в ткани и органы животного. Это обусловливает различные гнойно-бактериальные ослож ­ нения инвазионного процесса и возможное появление ряда инфекционных болезней. Во время миграции по крови личинки попадают в печень, нарушая там целост- HO CTI. печеночных клеток. Часть личинок задерживается

печенью и

погибает. Продукты распада погибших, как

и продукты

жизнедеятельности мигрирующих личинок,

сенсибилизируют организм, вызывая аллергическое со­ стояние.

Установлено, что у свиней, в организм которых по­ пали инвазионные яйца аскарид, на 10— 12-е сутки в крош! появ.'1яются антитела, которые можно обнаружить

11

реакцией конглютинации или РСК. Наличие таких антител в крови зараженных животных указывает на возможность аллергической диагностики и появление иммунитета.

Проникновение личинок из кровеносной сети в про­ свет бронхов легких сопровождается разрывом капилляр и стенок альвеол, вследствие чего развивается мигра­ ционная аскаридозная пневмония, которая может осложняться инфекционным процессом.

Взрослые паразиты обладают высокой прожорли­ востью. Обитая в кишечнике, они отнимают значитель­ ную часть питательных веществ, предназначенных для всасывания в организм животного. Кроме того, аскари­ ды могут сгрызать эпителии слизистой кишечника и

обусловливать

возникновение воспалительных про­

цессов.

 

 

 

Выделяемые

продукты

жизнедеятельности

аскарид

всасываются в

кишечник

и, поступая в кровь,

помимо

аллергического оказывают прямое токсическое действие. Скапливаясь в кишечнике в большом количестве, аскариды сворачиваются в клубок и нередко вызывают закупорку, создавая полную непроходимость вплоть до разрыва стенки киилки с последующим развитием пери­ тонита, обусловливающего гибель животного. При из­ вращении локализации эти паразиты проникают в ж елч­ ный проток печенп, поджелудочной железы, вызывая нарушение физиологической функции указанных орга­ нов, что приводит к застою желчи, а затем к дегенерации

печеночной тканн.

Извращенную локализацию аскарид обычно считают

результатом механического

проникновения взрослых

особей из просвета кпшечиика. Однако

Л. Л. Мозговой

и И. И. Цветаева (1962) при

вскрытии

спонтанно инва-

зированного поросенка в печени его обнаружили 133 экз. взрослых аскарид приблизительно одинаковых размеров. Случаи обнаружения массового заселения аскаридами печени указанные авторы склонны считать результатом оседания значительного количества личинок в период миграции с последующей адаптацией их к данному орга­ ну и достижением в нем взрослых форм. В подтвержде­ ние этого они указывают на наличие разрастания соеди­ нительной ткани вокруг находящихся в печени аскарид.

Признаки болезни. Аскаридоз проявляется весьма разнообразно: от некоторого недомогания до тяжелых

12

пневмоний. Характеризуется расстройстпом функции нервной системы, органов пищеварения, резкими сдвига­ ми в морфологическом и биохимическом составе крови и другими стойкими нарушениями в организме, вплоть до гибели животного.

Такое широкое варьирование клинических признаков болезни зависит от многих причин, и прежде всего от количества попавшего в организм инвазионного начала, возраста животного, реактивности его организма, усло­ вий кормления, а также времени, прошедшего с момента заражения и др.

В первые 4—7 дней после заражения отмечаются признаки воспаления легких: приступы сухого кашля, хрипы, повышенная температура, вялость, рвота. Щетина у животного взъерошена, теряет блеск, живот подтянут, аппетит понижен или совсем отсутствует, походка ста­ новится шаткой. Поросята подолгу лежат, не реагируя на зов. В отдельных случаях у них наблюдается слюно­ течение и периодические конвульсии. В период кормле­ ния поросята иногда внезапно взвизгивают, надают на пол, замечается судорожное сокрашение мышц, иокрасненпе кожи, учащение дыхания. Отмеченные расстрой­ ства длятся 1—2 мин, после чего животные некоторое

время леж ат неподвижно, затем с трудом

поднимаются

и уходят в общую группу.

 

Как следствие аллергии на коже больных возможно

появление сыпи, которая позже может

превратиться

в струпья.

 

Кишечная форма аскаридоза чаще протекает хрони­ чески, в результате чего инвазированный молодняк от­ стает в росте, плохо развивается, медленнее откармли­ вается.

Взрослые свиньи, будучи зараженными, клинических признаков болезни почти не проявляют. Однако п у них отмечается периодическое появление поносов, непо­ стоянство аппетита, снижение суточных привесов и т. п.

Патологоанатомические изменения. При вскрытии животных, павших в начальной стадии болезни, обнару­ живаются признаки очаговой пневмонии, что является результатом мобилизации защитных сил организма в ответ на механическое повреждение тканей, инокуляцию бактерий и токсическое действие мигрирующих личинок аскарид. Легкие имеют пятнистый вид, иетехиальные кровоизлияния, местами спавшиеся или эмфизематозные.

3 Зак . 815

13

Рнс. 3.

Аскариды

в просвете

ж елчного

протока

печени.

В них можно обнаружить большое количество личи­ нок аскарид (компресси­ онно или по методу Б ер ­ мана). Характерным яв ­

ляется

наличие

мелких

белых

пятен

на

печени.

В просвете

тонких ки­

шок обнаруживается к а ­ таральное воспаление слизистой и наличие

взрослых особей аскарид. Нередко этих паразитов мож ­ но обнаружить в просвете желчного протока печени (рис. 3), в желудке.

При прободении или разрывах стенки кишечника в результате закупорки его просвета аскаридами наблю ­ дается перитонит. В случаях хронического течения болезни труп тош,ий, слизистые бледные, в местах рас­ сосавшихся жировых отложений появляются слизистые инфильтраты.

Диагноз. В самом начале развития болезни, когда в фекалиях животных еще невозможно обнаружить яйца аскарид, диагноз ставят предположительный. Основа­ нием должны служить эпизоотологические данные хо­ зяйства по этому гельминтозу, возраст заболевших животных и клиническое проявление болезни.

Окончательное определение болезни в ранней стадии может базироваться на результатах иммунобиологиче­ ского обследования больных. С этой целью внутрикожно в области наружной поверхности ушной раковины вводят антиген, приготовленный из аскарид. Вокруг места вве­ дения антигена у зараженных аскаридами поросят через 5 мин па коже появляется вишневого цвета ободок, который сохраняется 30—40 мин, а иногда и более. По размерам, длительности сохранения и интенсивности окраски названного ободка судят о степени выраженно­ сти реакции, а следовательно, и интенсивности зар а ж е ­ ния животного аскаридами. Если на месте введения антигена припухлость и покраснение не появляются, аллергическая проба считается отрицательной. При по­ мощи внутрикожной реакции выявляют аскаридозную

14

Дпптерекс при назначении в смеси с кормом в дозах 0,1 г/кг (но АДВ-80) один раз в сутки два дня подряд групповым методом скармливания обеспечивает при

аскаридозе

экстенс- и

иитенсэффективность

равную

100 %, и губительно действует на других нематод.

Хлорофос

(АДВ-80)

в дозах 50—80 мг/кг при назна­

чении по схеме применения диптерекса полностью осво­ бождает свиней от аскарид.

Гигромицин Б — это пока единственный антибиотик, обладающий антгельминтным свойством. Скармливание его в течение 1,5 месяца в смеси с кормом из расчета 12 млн. ЕД на одну тонну корма предупреждает появле­ ние аскаридоза. Корм с добавлением гигромицина Б в

указанной дозе или кормового гигроветина

из

расчета

1,4 кг/т (19 000 ЕД/г) следует приготавливать на

комби­

кормовых заводах. Такой способ назначения

препарата

удобен для применения на крупных свиноводческих фермах.

Кормовой люпин, клевера разных сортов, хвойная мука, тыква, амарантус и некоторые другие растения при использовании их в корм в свежем виде, а также приготовленные из них силос или мука подавляют био­ логическую активность аскарид в организме свиней. Кроме того, на фоне таких рационов повышается лечеб­ ная эффективность химических антгельминтиков,

ТРИХОЦЕФАЛЕЗ

Трихоцефалез свиней — широко распространенное з а ­ болевание в свиноводческих хозяйствах Белоруссии. Болеют домашние и дикие животные, главным образом молодняк с первых недель жизни и до 8-месячного воз­ раста.

Болезнь сопровождается резким нарушением функ­ ции органов пищеварения, отставанием в росте, истоще­ нием, а нередко и гибелью большого количества (50 %) больных поросят.

Возбудителями болезни являются паразитические гельминты — Trichocephalus suis {греч. thrich (trich) волос + kephala — голова), т. е. паразиты, имеющие во-

‘ Иитенсэффективность (И Э ) указы вает на сниж ение количества гельминтов у дегельминтизированны х ж ивотны х по сравнению с исходны м или с количеством гельминтов у ж ивотны х, не подверг­ шихся дегельминтизации.

ВОЛОГОД КАЯ 1

Рис.

4. П оловозрелая форма власоглавов сви­

ней

(сам ец и самка)

лосовидную голову (власоглавы). Основ­ ным местом локализации этих паразитов в организме дефинитивного хозяина яв­ ляется толстый отдел кишечника и преж ­ де всего слепая и ободочная кишки. Од­ нако при интенсивном инвазировании они расселяются более широко, захватывая область подвздошной и прямой кишок.

У взрослых свиней власоглавы пара­ зитируют значительно реже и с меньшей интенсивностью, в связи с чем клинически болезнь у них не проявляется, но эти ж и ­ вотные являются инвазионосителями.

Трихоцефалез причиняет огромный экономический ущерб свиноводству. При слабом заражении трихоцефалами поросята недобирают 13— 15 % суточного привеса, от­ стают в росте. В случаях интенсивного инвазирования (5—7 тыс. экз.) они теряют до 60 % веса, начи­ нается массовый падеж. Переболевшие поросята на­ долго остаются заморышами. В неблагополучных по трихоцефалезу хозяйствах выращивание свиней требует значительных дополнительных хозяйственных затрат.

Возбудители болезни — сравнительно мелкие разно­ полые паразиты, длина тела которых достигает у самцов 33—48, у самок 38—53 мм. Визуально тело ихГ четко под­ разделяется на переднюю (головную) более длинную, очень тонкую, напоминающую форму волоса часть и заднюю (хвостовую), которая значительно короче и толще передней (рис. 4). Размножаются власоглавы путем откладывания яиц. Яйца желто-золотистого или коричневого цвета, имеют бочонковидную форму с вы­ ступами на обоих полюсах в виде прозрачных пробочек. Стенка яйца власоглавов довольно толстая, гладкая, состоит из наружной, двух средних и внутренней оболо­ чек, которые заключают в себе мелкозернистое зароды ­ шевое вещество.

Власоглавы развиваются прямым путем. Половозре­ лые самки паразита, находясь в толстом отделе кишеч­ ника свиней, откладывают яйца. Последние вместе с к а ­ лом выбрасываются в окружающую среду, попадая

18

5

6

7

8

Рис, 5. Различные стадии

развития

яиц власоглавов свиией.

В подстилку (навоз), щели полов свинарника, корыта, па предметы ухода (вилы, лопаты, метлы) и т. п. Свежевы­ деленные яйца трихоцефал не представляют опасности заражения животных. Однако во внешней среде при на­ личии тепла и влаги у них происходит преобразование зародышевого вещества до развития личинки, н такие яйца становятся инвазионными (рис. 5).

Заражение свиней происходит алиментарным путем, т. е. через пищеварительный тракт при заглатывании инвазионных яиц с кормом или водой. В желудочнокишечном тракте под воздействием пищеварительных соков оболочки яиц разрушаются, а высвободившиеся из них личинки уже через 20 ч достигают толстого от­ дела. Проникнув в стенку кишки, они совершают там линьку и снова, возвращаясь в просвет кишечника, вы­ растают во взрослых особей — самцов и самок. Половая зрелость паразитов в организме свиней наступает на 40—45-й день с момента заражения их. Оплодотворенные самки, находясь в просвете кишечника, откладывают там

19

яйца, и биологический цикл развития паразита повто­ ряется.

Количество паразитов в организме одного животного может быть разное и достигает от нескольких десятков, сотен до 5 и более тысяч экземпляров. Продолжитель­

ность жизни власоглавов в кишечнике свиней от

3 до

11 мес.

 

Эпизоотология. Поросята-сосуны зараж аю тся в

пер­

вые дни жизни, заглатывая яйца паразитов с поверхно­ сти кожи сосков матери, а также при облизывании окружающих предметов, загрязненных инвазионными яйцами. Зараж ение животных в более поздний период происходит преимущественно в теплых влажных свинар­ никах, на выгульных дворах, пастбищах, территориях летних лагерей и в других местах.

По исследованиям некоторых ученых (П. С. Иванова

и др., 1967), в отдельных хозяйствах республики

за р а ­

жение поросят в

возрасте 1^—4

мес. достигает

100%,

а старших — 62,8% . По нашим

данным, среднегодовая

инвазироваиность

трихоцефалами разновозрастного по­

головья на свинофермах республики достигает 76,1 %. Распространение инвазионного начала в помещениях свиноферм и на прилегающей территории осуществляет­ ся больными животными н иивазионосителями, обслужи­ вающим персоналом через предметы ухода, а такж е му­

хами, птицами, жуками, дождевыми червями и т. п. Срок развития личинок в яйцах трихоцефал и дости­

жения ими инвазионной стадии находится в прямой зависимости от температуры и влажности окружающей среды. По данным В. С. Ершова (1963), образование личинки в яйце заканчивается при температуре 28—30 °С на 21-й день, при 34—36,5 °С — на 16-й, при 35—38°С —

на 15-й. Дальнейшее повышение

температуры

до

39—39,5 °С

задерживает образование

личинок,

и

они

гибнут. При

понижении температуры до 10— 16 °С сроки

образования

личинок удлиняются до

107 дней и

более.

При более низких температурах личинки в яйцах три­ хоцефал не развиваются, однако они длительное время сохраняют свою жизнеспособность и с наступлением тепла достигают инвазионной стадии. На полах свинар­ ников в летнее время при постоянном орошении мочой развитие личинок в яйцах паразита происходит за 36 дней.

По данным Р. С. Чеботарева (1972), срок созревания

20

яиц до инвазионной стадии в зависимости от условий колеблется в пределах от 3 недель до года.

Яйца власоглавов длительно сохраняют свою жизне­ способность в окружающей среде и обладают высокой устойчивостью к некоторым дезинфицирующим сред­ ствам. Например, в 5 %-ном растворе креолина, 20 %-ной хлорной извести при обычном способе дезин­ фекции на полу свинарника яйца не погибают. При хо­ лодном способе хранения навоза они остаются жизне­ способными более семи мес., во влажных фекалиях свиней — более пяти мес., длительное время сохраняют­ ся и во влажной почве. При высушивании в течение двух дней яйца трнхоцефал не теряют жизнеспособности и, попадая во влажную среду, могут продолжать свое раз­ витие. В помещениях при комнатной температуре и на­ личии влаги они сохраняются 3—4 мес.

В условиях Белоруссии на поверхности почвы и на глубине 5— 10 см яйца власоглавов не погибают даж е зимой и с наступлением тепла способны развиваться до инвазионной стадии.

Длительное пребывание в сухих почвах и фекалиях губительно как для инвазионных, так и неинвазионных яиц. При воздействии высокой температуры, гнилостных процессах яйца гибнут. На поверхности почвы летом под прямыми лучами солнца они погибают через 5—7 дней.

Загнивающая моча свиней тормозит развитие яиц. В буртах при биологическом обезвреживании навоза, где температура достигает 70—76 °С, яйца паразита пол- }10стью теряют свою жизнеспособность.

Некоторые исследователи (И. В. Щербинин и др.) считают, что динамика трихоцефалеза свиней в Белорус­ сии характеризуется двукратным подъемом и снижением, т. е. наибольшего развития инвазия достигает ранней весной и поздней осенью. Наши данные по изучению распространения трихоцефалеза в свиноводческих хо­ зяйствах республики с учетом сезона и зональных осо­ бенностей свидетельствуют о том, что распространение трихоцефалеза свиней в республике не обусловлено сезонностью. Вместе с тем не установлено и особого влияния зональных условий на зараженность свиней трихоцефалами.

Широкая распространенность болезни, довольно вы­ сокая интенсивность заселенна трихоцефалами кишеч­ ника свиней указывают па обильное обсеменение поме­

21