Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6 курс / Гастроэнтерология / Проблемы_пищеварения_Какие_задачи_скрываются_за_желудочными_и_кишечными.rtf
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.03.2024
Размер:
10.35 Mб
Скачать

4. Икота

Навязчивая, не дающая покоя икота – весьма неприятный симптом, который не кажется смешным даже со стороны. Когда окружающие напряженно ждут, что она вот‑вот снова нападет на человека, а он сам судорожно пытается подавить начинающийся приступ, наличие проблемы становится совершенно очевидным. Разумно предположить, что существует некая скрытая тема, которая так настойчиво пытается выйти из тени, что человек уже не властен этому воспрепятствовать. Он был бы рад унять икоту, но не в силах это сделать. И все же следует признать, что ее появление в некотором смысле приносит облегчение. Когда приступ проходит, человек возвращается к обычной жизни с чувством успокоения.

Икота достаточно грубо нарушает нормальное течение жизни. После длительных приступов человек чувствует себя изможденным, словно после тяжелой работы. С точки зрения физиологии речь идет о внезапном судорожном сокращении диафрагмы16. В архаичных культурах область, где располагается диафрагма, считается местом сосредоточения души и «домом дыхания». Без сомнения, эта мышца играет огромную роль в процессе дыхания. Дыхание, со своей стороны, тесно связано с душой. Словом psyche в греческом языке обозначается не только душа, но и дыхание. Древнеиндийское слово «атман» (atman ) переводится и как «дыхание», и как «душа», поэтому понятие Махатма (Mahatma )17 подразумевает и «Большую Душу», и «Большое Дыхание» (очевидно, индийцы в данном случае не делают различия между первым и вторым). Латинское anima в значении «душа» восходит к греческому слову anemos , которым помимо прочего называли ветер.

Таким образом, икота как бы напоминает нам, где находится душа. Можно сказать, что речь идет о судорожной, конвульсивной разгрузке души. Так же, как при сотрясающем человека бурном смехе и безудержных рыданиях. Икота может выражать разные побуждения души, она сопоставима как со смехом, так и с рыданием. Икота поднимает на поверхность скрытые эмоции – подавленный смех и невыплаканные слезы.

Существует народная примета: если человек икает, значит, его кто‑то вспоминает (возможно, недобрым словом), поэтому, чтобы прекратить икоту, надо лишь выяснить, кто это. В этом поверье образно отражается символика симптома. Человек стал для кого‑то «центральной проблемой», но не знает (или не хочет знать) об этом. Причем связанные с этим скрытые эмоции могут быть как положительными (смех), так и негативными (слезы). Если человек распознает и осознает суть происходящего и сам сумеет осмысленно выразить отношение к тому «другому» человеку, икота станет ненужной.

В медицине причинами икоты считаются раздражение диафрагмы и давление со стороны желудка и кишечника. И то и другое отлично вписывается в нашу интерпретацию. Когда душа раздражена, неспокойна, на ней как будто лежит груз. Как только то, что давит на душу, будет отпущено, человек почувствует облегчение, как после прошедшей икоты.

5. Слюнотечение (усиленное слюноотделение)

Усиленное слюноотделение (в просторечии – «пускание слюней») редко превращается в настоящий симптом. Чаще всего оно наблюдается у детей и стариков. Вода собирается во рту, и это говорит о неутоленном желании. Маленьким детям охотно прощают их еще не утоленную жажду жизни, потому что пока они пережили слишком мало. В старости признаки неутоленного желания выглядят неестественно, ведь времени, чтобы утолить жажду жизни, осталось совсем немного.

Усиленное слюноотделение связано с жадностью, и человек агрессивно – с пеной у рта или в прямом смысле слова брызжа слюной – требует чего‑то от жизни. На физическом уровне это может проявиться во время разговора, заставляя окружающих с отвращением отворачиваться. Таким образом, жадный человек добивается прямо противоположного тому, чего ожидал от собеседника.

Естественно, что этот неэстетичный симптом несет определенное послание. Жажда жизни в старости так же нормальна, как и в детстве. В действительности это прекрасно, если у человека и в преклонном возрасте все еще текут слюнки при мысли о жизни и ее «соблазнах». Задача заключается лишь в том, чтобы научиться удовлетворять желания не только на телесном, но и на более высоких уровнях.